Доклад воспитателя. "Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДОУ"
статья
Одной из задач образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnoe_razvitie.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Больше-Оёшинский детский сад «Теремок»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДОО
Воспитатель 1 квалификационной категории Чикличеева Г.Ш.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Духовно нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается в «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
Отрадно, что в настоящее время, когда начался процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одной из задач образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно - нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось.
Поэтому в нашей группе программа по духовно – нравственному воспитанию «Добрый мир» введена во все виды деятельности детей согласно рабочей программе, разработанной в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы».
Используется нами и парциальная программа «Приобщение к истокам русской национальной культуры»
Согласно ФГОС система духовно-нравственного воспитания дошкольников включает следующие направления:
- обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
- эстетическое развитие детей;
- формирование потребностей в здоровом образе жизни;
- сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.
Целью духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, содействие обретению дошкольниками нравственно-востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи:
- интеллектуальное и духовное обогащение детей;
- элементарное знакомство с православной верой;
- возрождение русских национальных традиций и обычаев;
- формирование представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
- создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы. Оно обеспечивает развитие личности, и охватывать определенные направления развития и образования детей, образовательные области.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.
Познавательное развитие формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие направленно на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья.
Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности:
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, которая составляет не более 40 % общего объема, включает различные направления и учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, на выбор тех форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; на сложившиеся традиции ДОО или группы.
В Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы ДО говорится о том, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают:
- обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям;
- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Вся работа в детском саду по духовно – нравственному воспитанию ведется по трем направлениям:
1) Самообразование педагогов.
Методическая работа в детском саду направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями воспитанников
2) Совместная деятельность с детьми.
Это: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых, дидактических игр, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- продуктивная деятельность: изготовление поделок, подарков и рисунков для именинников и к православным праздникам.
3) Взаимодействие с родителями.
Программа признана помочь детям раскрыть высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека путем приобщения к духовно-нравственным ценностям православного христианства и традициям русского народа. Содержание данной программы, построенное в соответствии с отечественным педагогическим наследием, основано на научных теориях о единстве духовного и материального бытия мира и человека.
С родителями воспитанников проводится анкетирование, по вопросам актуальности духовно-нравственного воспитания, которое показало что большинство родителей, (а именно 53,5% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей и стараются использовать разные возможности для их воспитания.
85% родителей удовлетворены работой педагогического коллектива детского сада по данному направлению. На общем родительском собрании в октябре месяце каждого года родители пишут заявления о согласии посещать кружок.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования большое значение имеет взаимодействие педагога с семьями в деле духовно-нравственного воспитания ребенка, которое проходит через занятия и праздники, совместные мероприятия, родительские собрания, круглые столы, встречи со священнослужителем, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей.
Собран содержательный теоретический и практический материал.
Для ознакомления детей и закрепления изученного материала в группе оформлены православный и патриотический уголки, создан информационный стенд для родителей, в котором размещена информация духовно-нравственного содержания.
В детском саду используются следующие формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение).
- тематические выставки детского творчества;
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности, нравственности и патриотизма;
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии в природу и знакомство с красотой мира;
- театрализованные постановки на нравственные темы: о прощении, о трудолюбии, об уважении к старшим;
- в последнее время проектный метод стал широко использоваться педагогами детского сада. Совместно с родителями проводятся долгосрочные и краткосрочные проекты такие как «Уроки доброты», «Моя мама лучше всех», «Семейные гербы и символы»;
- в детском саду имеется специально организованные помещения по ознакомлению детей с традициями и бытом народов России мини-музей
«Русская изба», где дети занимаются, проводят экскурсии, посиделки и развлечения. В нем собраны подлинные экспонаты крестьянского быта конца 19 начала 20 века и способствуют приобщению детей к крестьянской культуре и быту.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека
Список литературы.
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004.
- Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 2005.
- Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008.
- Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.
- Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010.
- Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A. M. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989.
- Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО
В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...
"Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДОУ"
Цель: Создание необходимых условий для интеллектуального развития дошкольников.Задачи:- интегрировать в соответствии с ФГОС познавательное развитие в остальные образовательные области;-фор...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...
Презентация "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Презентация "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО" расчитана на педагогов ДОУ....
Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»...
Реализация социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО Тема: «Взаимодействие с родителями старших дошкольников по вопросам трудового воспитания"
laquo;Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого сч...
Доклад для педагогов «Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО»
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возрас...