ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «МИР НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР»
проект на тему
В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как социальная норма. В ряде нормативно-правовых документов определены ориентиры и направления этнокультурного воспитания подрастающего поколения, в частности:
- Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования подчеркивается значимость защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
- в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 1.4. одними из основных принципов дошкольного образования являются: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей. Толерантность (от лат. tolerantia терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам по отношению к особенностям различных народов, наций и религий (Философский энциклопедический словарь).
Толерантное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Следовательно, особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес детей к приобщению к культуре и традициям разных народов, в первую очередь проживающих на территории нашего города.
В нашем саду реализуется программа по краеведению «Лесосибирск мой город родной» для детей 2-7 лет, одним из направлений, которой стал данный проект вследствие того, что на сегодняшний день число иммигрантов в нашем городе увеличивается. Воспитанниками нашего детского сада являются дети разных национальностей (русские, татары, таджики, азербайджанцы). Начиная посещать детский сад, они испытывают затруднения в общении со сверстниками, что связано с незнанием русского языка, различиями в принятых нормах и правилах. В кругу семьи они разговаривают на родном языке. Дошкольники часто настороженно принимают прибывших детей, спрашивают у воспитателей, почему «новенькие» дети говорят на другом языке. Когда воспитатель объясняет, что дети другой национальности, то воспитанники начинают интересоваться, какой национальности они сами. В ходе бесед с дошкольниками был сделан вывод, что дети не знают своей национальной принадлежности.
Проведя анкетирование родителей воспитанников, было выявлено, что 72% семей не придерживаются национальных традиции, не знакомят детей с культурой своего народа, но в тоже время 80% отмечают важность приобщения к национальным традициям дошкольников в условиях ДОУ; 40% готовы оказать помощь, принять участие в мероприятиях по ознакомлению с культурами народов родного города.
Исходя из обозначенной проблемы, поставлена цель проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности, приобщение к национальным культурам родного города. Поставленная цель направленна на решение следующих задач:
• способствовать расширению представлений у детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов родного города;
• формировать чувство толерантности, культуру межличностного взаимодействия;
• воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к традициям и обычаям разных народов.
Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники старших групп, родители, педагоги, социальные партнеры.
Этапы проекта. Проект осуществляется в три этапа. Организационный этап предусматривает изучение представлений родителей о роли народных традиций в развитии детей, определение роли семьи в приобщении к основам народных культур, просвещение родителей по теме проекта, выявление интереса и желания принять участие в подготовке мероприятий повышение педагогической компетентности родителей. Для решения данных задач мы провели анкету для родителей «Народные традиции в семье», подготовили сообщение на родительском собрании «Мы разные, но мы вместе», проводили индивидуальные беседы, опрос родителей по проблематике проекта. Выявив по результатам анкетирования и опроса заинтересованность родителей в том, что необходимо знакомить и приобщать детей к народным традициям, мы создали творческую группу педагогов. Функцией творческой группы является обмен информацией между педагогами, выработка алгоритма действий, выявление трудностей и совместный поиск решений, генерация идей, а также сбор и анализ методической, художественной литературы, составление плана мероприятий для детей и родителей.
Подготовительный этап проекта предполагает взаимодействие между воспитанниками и педагогами для расширения кругозора детей, приобретения новых сведений о быте, традициях народов, обогащения словарного запаса, формирования умения анализировать и сравнивать произведения разных народов, воспитания уважения к мудрости народных сказок. Для решения этих задач мы использовали следующие формы работы: чтение фольклора, художественной литературы, знакомство с народными подвижными играми; слушание национальной музыки, демонстрацию народных музыкальных инструментов.
Для насыщения предметно-пространственной среды непосредственно в группе воспитатели создали центр «краеведения», который периодически пополняется иллюстрациями, фотоальбомами, куклами, предметами быта. Для стимулирования интереса детей к национальным культурам в группах старшего дошкольного возраста есть подборка иллюстраций, альбомов, в которых подчеркивается особый национальный колорит того или иного народа. Считаем, что данные материалы необходимы для художественно - продуктивной деятельности детей. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов» позволяет воспитанникам в доступной форме познакомиться с флагом, гербом, народными умельцами, подчеркивает колорит и самобытность национальностей. Выставка «Куклы в национальных костюмах» в мини-музее «Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой» помогает формировать у дошкольников представления об особенностях национальной одежды и обуви, орнаментах разных народов. Подготовительный этап можно считать универсальным при изучении какой-либо национальной культуры.
Основной этап предполагает подготовку и проведение досугового мероприятия. Как итог недели национальной культуры народа и включает такие формы работы, как беседы, опрос родителей для выяснения, уточнения диапазона их включенности в мероприятие (кто какую помощь может оказать на мероприятии: спеть на родном языке, приготовить национальное блюдо, рассказать о традиции и т.д.). Безусловно, важное и необходимое звено основного этапа - это беседы, обсуждение с детьми, мотивирование детей на деятельность (Мы много узнали о национальности, как вы думаете, о чем мы можем рассказать и что показать детям других групп).Беседы, с педагогами подразумевают конкретизацию и выбор того, что каждая группа будет представлять на мероприятии (танец, песня, театрализация, народная игра и т.п.) в зависимости от возможностей детей и родителей.
Привлечение социальных партнеров, использование их фондов (передвижная выставка, национальные костюмы, аудио-видеотеки) дает возможность более широко представить ту или иную национальную культуру.
Работа творческой группы направлена на разработку сценария и оформление музыкального зала. Музыкальный зал оформляется с учетом особого национального колорита, (рисунки детей элементов орнамента, изготовление родителями элементов костюма и атрибутов к танцам, театрализации).
Приглашение гостей происходит, как правило, с участием детей. Воспитанникам очень нравится самим изготавливать пригласительные билеты и афиши. Данный прием используется педагогами с целью создания условий для развития и поддержания интереса к творческой деятельности. Предполагаемый результат реализации проекта:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
«МИР НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР»
Подготовила: воспитатель
Горжевская Ольга Владимировна
г. Лесосибирск
2018г.
В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как социальная норма. В ряде нормативно-правовых документов определены ориентиры и направления этнокультурного воспитания подрастающего поколения, в частности:
- Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования подчеркивается значимость защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
- в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 1.4. одними из основных принципов дошкольного образования являются: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей. Толерантность (от лат. tolerantia терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам по отношению к особенностям различных народов, наций и религий (Философский энциклопедический словарь).
Толерантное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Следовательно, особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес детей к приобщению к культуре и традициям разных народов, в первую очередь проживающих на территории нашего города.
В нашем саду реализуется программа по краеведению «Лесосибирск мой город родной» для детей 2-7 лет, одним из направлений, которой стал данный проект вследствие того, что на сегодняшний день число иммигрантов в нашем городе увеличивается. Воспитанниками нашего детского сада являются дети разных национальностей (русские, татары, таджики, азербайджанцы). Начиная посещать детский сад, они испытывают затруднения в общении со сверстниками, что связано с незнанием русского языка, различиями в принятых нормах и правилах. В кругу семьи они разговаривают на родном языке. Дошкольники часто настороженно принимают прибывших детей, спрашивают у воспитателей, почему «новенькие» дети говорят на другом языке. Когда воспитатель объясняет, что дети другой национальности, то воспитанники начинают интересоваться, какой национальности они сами. В ходе бесед с дошкольниками был сделан вывод, что дети не знают своей национальной принадлежности.
Проведя анкетирование родителей воспитанников, было выявлено, что 72% семей не придерживаются национальных традиции, не знакомят детей с культурой своего народа, но в тоже время 80% отмечают важность приобщения к национальным традициям дошкольников в условиях ДОУ; 40% готовы оказать помощь, принять участие в мероприятиях по ознакомлению с культурами народов родного города.
Исходя из обозначенной проблемы, поставлена цель проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности, приобщение к национальным культурам родного города. Поставленная цель направленна на решение следующих задач:
• способствовать расширению представлений у детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов родного города;
• формировать чувство толерантности, культуру межличностного взаимодействия;
• воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к традициям и обычаям разных народов.
Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники старших групп, родители, педагоги, социальные партнеры.
Этапы проекта. Проект осуществляется в три этапа. Организационный этап предусматривает изучение представлений родителей о роли народных традиций в развитии детей, определение роли семьи в приобщении к основам народных культур, просвещение родителей по теме проекта, выявление интереса и желания принять участие в подготовке мероприятий повышение педагогической компетентности родителей. Для решения данных задач мы провели анкету для родителей «Народные традиции в семье», подготовили сообщение на родительском собрании «Мы разные, но мы вместе», проводили индивидуальные беседы, опрос родителей по проблематике проекта. Выявив по результатам анкетирования и опроса заинтересованность родителей в том, что необходимо знакомить и приобщать детей к народным традициям, мы создали творческую группу педагогов. Функцией творческой группы является обмен информацией между педагогами, выработка алгоритма действий, выявление трудностей и совместный поиск решений, генерация идей, а также сбор и анализ методической, художественной литературы, составление плана мероприятий для детей и родителей.
Подготовительный этап проекта предполагает взаимодействие между воспитанниками и педагогами для расширения кругозора детей, приобретения новых сведений о быте, традициях народов, обогащения словарного запаса, формирования умения анализировать и сравнивать произведения разных народов, воспитания уважения к мудрости народных сказок. Для решения этих задач мы использовали следующие формы работы: чтение фольклора, художественной литературы, знакомство с народными подвижными играми; слушание национальной музыки, демонстрацию народных музыкальных инструментов.
Для насыщения предметно-пространственной среды непосредственно в группе воспитатели создали центр «краеведения», который периодически пополняется иллюстрациями, фотоальбомами, куклами, предметами быта. Для стимулирования интереса детей к национальным культурам в группах старшего дошкольного возраста есть подборка иллюстраций, альбомов, в которых подчеркивается особый национальный колорит того или иного народа. Считаем, что данные материалы необходимы для художественно - продуктивной деятельности детей. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов» позволяет воспитанникам в доступной форме познакомиться с флагом, гербом, народными умельцами, подчеркивает колорит и самобытность национальностей. Выставка «Куклы в национальных костюмах» в мини-музее «Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой» помогает формировать у дошкольников представления об особенностях национальной одежды и обуви, орнаментах разных народов. Подготовительный этап можно считать универсальным при изучении какой-либо национальной культуры.
Основной этап предполагает подготовку и проведение досугового мероприятия. Как итог недели национальной культуры народа и включает такие формы работы, как беседы, опрос родителей для выяснения, уточнения диапазона их включенности в мероприятие (кто какую помощь может оказать на мероприятии: спеть на родном языке, приготовить национальное блюдо, рассказать о традиции и т.д.). Безусловно, важное и необходимое звено основного этапа - это беседы, обсуждение с детьми, мотивирование детей на деятельность (Мы много узнали о национальности, как вы думаете, о чем мы можем рассказать и что показать детям других групп).Беседы, с педагогами подразумевают конкретизацию и выбор того, что каждая группа будет представлять на мероприятии (танец, песня, театрализация, народная игра и т.п.) в зависимости от возможностей детей и родителей.
Привлечение социальных партнеров, использование их фондов (передвижная выставка, национальные костюмы, аудио-видеотеки) дает возможность более широко представить ту или иную национальную культуру.
Работа творческой группы направлена на разработку сценария и оформление музыкального зала. Музыкальный зал оформляется с учетом особого национального колорита, (рисунки детей элементов орнамента, изготовление родителями элементов костюма и атрибутов к танцам, театрализации).
Приглашение гостей происходит, как правило, с участием детей. Воспитанникам очень нравится самим изготавливать пригласительные билеты и афиши. Данный прием используется педагогами с целью создания условий для развития и поддержания интереса к творческой деятельности. Предполагаемый результат реализации проекта:
Участники | Количественный результат | Качественный результат |
Дети | - участие 100% детей ДОУ в проекте | расширение представлений у детей о национальных культурах города Лесосибирска и Красноярского края;
|
Педагоги | -реализация запланированных мероприятий; -100% включение педагогов в реализацию проекта. | - повышение профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме воспитания толерантности у дошкольников; накопление методического и практического материала в рамках реализации проекта |
Родители |
|
|
Социум | - привлечение к деятельности социальных партнеров |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»
Актуальность проекта заключается в том, что знакомя детей с историей станицы, культурой и бытом кубанских казаков, что соответствует современным требованиям ФГОС (приобщение детей ...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православ...
«Патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проекта «Посткроссинг в детском саду»»
Патриотизм это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно...
РМО «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию проекта «Эколята – Дошколята»»
В последнее время мы всё чаще слышим об экологии. Что же такое экология? Экология – это наука, развивающаяся и преобразовывающаяся десятилетиями. В современном мире она вышла далеко за пре...
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...
«Социализация и духовно-нравственное воспитание дошкольников через реализацию проекта #отряддобрят»
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социо - культурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированно...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проекта «Русская изба»
Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников....