ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «МИР НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР»
проект на тему

Горжевская Ольга Владимировна

В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как социальная норма. В ряде нормативно-правовых документов определены ориентиры и направления этнокультурного воспитания подрастающего поколения, в частности:

-        Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования подчеркивается значимость защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

-        в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 1.4. одними из основных принципов дошкольного образования являются: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей. Толерантность (от лат. tolerantia терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам по отношению к особенностям различных народов, наций и религий (Философский энциклопедический словарь).

Толерантное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Следовательно, особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес детей к приобщению к культуре и традициям разных народов, в первую очередь проживающих на территории нашего города.

В нашем саду реализуется программа по краеведению «Лесосибирск мой город родной» для детей 2-7 лет, одним из направлений, которой стал данный проект вследствие того, что на сегодняшний день число иммигрантов в нашем городе увеличивается. Воспитанниками нашего детского сада являются дети разных национальностей (русские, татары, таджики, азербайджанцы). Начиная посещать детский сад, они испытывают затруднения в общении со сверстниками, что связано с незнанием русского языка, различиями в принятых нормах и правилах. В кругу семьи они разговаривают на родном языке. Дошкольники часто настороженно принимают прибывших детей, спрашивают у воспитателей, почему «новенькие» дети говорят на другом языке. Когда воспитатель объясняет, что дети другой национальности, то воспитанники начинают интересоваться, какой национальности они сами. В ходе бесед с дошкольниками был сделан вывод, что дети не знают своей национальной принадлежности.

Проведя анкетирование родителей воспитанников, было выявлено, что 72% семей не придерживаются национальных традиции, не знакомят детей с культурой своего народа, но в тоже время 80% отмечают важность приобщения к национальным традициям дошкольников в условиях ДОУ; 40% готовы оказать помощь, принять участие в мероприятиях по ознакомлению с культурами народов родного города.

Исходя из обозначенной проблемы, поставлена цель проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности, приобщение к национальным культурам родного города. Поставленная цель направленна на решение следующих задач:

•        способствовать расширению представлений у детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов родного города;

•        формировать чувство толерантности, культуру межличностного взаимодействия;

•        воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к традициям и обычаям разных народов.

Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.

Участники проекта:     воспитанники старших групп, родители, педагоги, социальные партнеры.

Этапы проекта. Проект осуществляется в три этапа. Организационный этап предусматривает изучение представлений родителей о роли народных традиций в развитии детей, определение роли семьи в приобщении к основам народных культур, просвещение родителей по теме проекта, выявление интереса и желания принять участие в подготовке мероприятий повышение педагогической компетентности родителей. Для решения данных задач мы провели анкету для родителей «Народные традиции в семье», подготовили сообщение на родительском собрании «Мы разные, но мы вместе», проводили индивидуальные беседы, опрос родителей по проблематике проекта. Выявив по результатам анкетирования и опроса заинтересованность родителей в том, что необходимо знакомить и приобщать детей к народным традициям, мы создали творческую группу педагогов. Функцией творческой группы является обмен информацией между педагогами, выработка алгоритма действий, выявление трудностей и совместный поиск решений, генерация идей, а также сбор и анализ методической, художественной литературы, составление плана мероприятий для детей и родителей.

Подготовительный этап проекта предполагает взаимодействие между воспитанниками и педагогами для расширения кругозора детей, приобретения новых сведений о быте, традициях народов, обогащения словарного запаса, формирования умения анализировать и сравнивать произведения разных народов, воспитания уважения к мудрости народных сказок. Для решения этих задач мы использовали следующие формы работы: чтение фольклора, художественной         литературы, знакомство с народными подвижными играми; слушание   национальной музыки, демонстрацию народных музыкальных инструментов.

Для насыщения предметно-пространственной среды непосредственно в группе воспитатели создали центр «краеведения», который периодически пополняется иллюстрациями, фотоальбомами, куклами, предметами быта. Для стимулирования интереса детей к национальным культурам в группах старшего дошкольного возраста есть подборка иллюстраций, альбомов, в которых подчеркивается особый национальный колорит того или иного народа. Считаем, что данные материалы необходимы для художественно - продуктивной деятельности детей. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов» позволяет воспитанникам в доступной форме познакомиться с флагом, гербом, народными умельцами, подчеркивает колорит и самобытность национальностей. Выставка «Куклы в национальных костюмах» в мини-музее «Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой» помогает формировать у дошкольников представления об особенностях национальной одежды и обуви, орнаментах разных народов. Подготовительный этап можно считать универсальным при изучении какой-либо национальной культуры.

Основной этап предполагает подготовку и проведение досугового мероприятия. Как итог недели национальной культуры народа и включает такие формы работы, как беседы, опрос родителей для выяснения, уточнения диапазона их включенности в мероприятие (кто какую помощь может оказать на мероприятии: спеть на родном языке, приготовить национальное блюдо, рассказать о традиции и т.д.). Безусловно, важное и необходимое звено основного этапа - это беседы, обсуждение с детьми, мотивирование детей на деятельность (Мы много узнали о национальности, как вы думаете, о чем мы можем рассказать и что показать детям других групп).Беседы, с педагогами подразумевают конкретизацию и выбор того, что каждая группа будет представлять на мероприятии (танец, песня, театрализация, народная игра и т.п.) в зависимости от возможностей детей и родителей.

Привлечение социальных партнеров, использование их фондов (передвижная выставка, национальные костюмы, аудио-видеотеки) дает возможность более широко представить ту или иную национальную культуру.

Работа творческой группы направлена на разработку сценария и оформление музыкального зала. Музыкальный зал оформляется с учетом особого национального колорита, (рисунки детей элементов орнамента, изготовление родителями элементов костюма и атрибутов к танцам, театрализации).

Приглашение гостей происходит, как правило, с участием детей. Воспитанникам очень нравится самим изготавливать пригласительные билеты и афиши. Данный прием используется педагогами с целью создания условий для развития и поддержания интереса к творческой деятельности. Предполагаемый результат реализации проекта:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА

 «МИР НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР»

Подготовила: воспитатель

Горжевская Ольга Владимировна

г. Лесосибирск

 2018г.


В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как социальная норма. В ряде нормативно-правовых документов определены ориентиры и направления этнокультурного воспитания подрастающего поколения, в частности:

-        Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования подчеркивается значимость защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

-        в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 1.4. одними из основных принципов дошкольного образования являются: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей. Толерантность (от лат. tolerantia терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам по отношению к особенностям различных народов, наций и религий (Философский энциклопедический словарь).

Толерантное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Следовательно, особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес детей к приобщению к культуре и традициям разных народов, в первую очередь проживающих на территории нашего города.

В нашем саду реализуется программа по краеведению «Лесосибирск мой город родной» для детей 2-7 лет, одним из направлений, которой стал данный проект вследствие того, что на сегодняшний день число иммигрантов в нашем городе увеличивается. Воспитанниками нашего детского сада являются дети разных национальностей (русские, татары, таджики, азербайджанцы). Начиная посещать детский сад, они испытывают затруднения в общении со сверстниками, что связано с незнанием русского языка, различиями в принятых нормах и правилах. В кругу семьи они разговаривают на родном языке. Дошкольники часто настороженно принимают прибывших детей, спрашивают у воспитателей, почему «новенькие» дети говорят на другом языке. Когда воспитатель объясняет, что дети другой национальности, то воспитанники начинают интересоваться, какой национальности они сами. В ходе бесед с дошкольниками был сделан вывод, что дети не знают своей национальной принадлежности.

Проведя анкетирование родителей воспитанников, было выявлено, что 72% семей не придерживаются национальных традиции, не знакомят детей с культурой своего народа, но в тоже время 80% отмечают важность приобщения к национальным традициям дошкольников в условиях ДОУ; 40% готовы оказать помощь, принять участие в мероприятиях по ознакомлению с культурами народов родного города.

Исходя из обозначенной проблемы, поставлена цель проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности, приобщение к национальным культурам родного города. Поставленная цель направленна на решение следующих задач:

•        способствовать расширению представлений у детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов родного города;

•        формировать чувство толерантности, культуру межличностного взаимодействия;

•        воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к традициям и обычаям разных народов.

Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.

Участники проекта:        воспитанники старших групп, родители, педагоги, социальные партнеры.

Этапы проекта. Проект осуществляется в три этапа. Организационный этап предусматривает изучение представлений родителей о роли народных традиций в развитии детей, определение роли семьи в приобщении к основам народных культур, просвещение родителей по теме проекта, выявление интереса и желания принять участие в подготовке мероприятий повышение педагогической компетентности родителей. Для решения данных задач мы провели анкету для родителей «Народные традиции в семье», подготовили сообщение на родительском собрании «Мы разные, но мы вместе», проводили индивидуальные беседы, опрос родителей по проблематике проекта. Выявив по результатам анкетирования и опроса заинтересованность родителей в том, что необходимо знакомить и приобщать детей к народным традициям, мы создали творческую группу педагогов. Функцией творческой группы является обмен информацией между педагогами, выработка алгоритма действий, выявление трудностей и совместный поиск решений, генерация идей, а также сбор и анализ методической, художественной литературы, составление плана мероприятий для детей и родителей.

Подготовительный этап проекта предполагает взаимодействие между воспитанниками и педагогами для расширения кругозора детей, приобретения новых сведений о быте, традициях народов, обогащения словарного запаса, формирования умения анализировать и сравнивать произведения разных народов, воспитания уважения к мудрости народных сказок. Для решения этих задач мы использовали следующие формы работы: чтение фольклора, художественной        литературы, знакомство с народными подвижными играми; слушание        национальной музыки, демонстрацию народных музыкальных инструментов.

Для насыщения предметно-пространственной среды непосредственно в группе воспитатели создали центр «краеведения», который периодически пополняется иллюстрациями, фотоальбомами, куклами, предметами быта. Для стимулирования интереса детей к национальным культурам в группах старшего дошкольного возраста есть подборка иллюстраций, альбомов, в которых подчеркивается особый национальный колорит того или иного народа. Считаем, что данные материалы необходимы для художественно - продуктивной деятельности детей. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов» позволяет воспитанникам в доступной форме познакомиться с флагом, гербом, народными умельцами, подчеркивает колорит и самобытность национальностей. Выставка «Куклы в национальных костюмах» в мини-музее «Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой» помогает формировать у дошкольников представления об особенностях национальной одежды и обуви, орнаментах разных народов. Подготовительный этап можно считать универсальным при изучении какой-либо национальной культуры.

Основной этап предполагает подготовку и проведение досугового мероприятия. Как итог недели национальной культуры народа и включает такие формы работы, как беседы, опрос родителей для выяснения, уточнения диапазона их включенности в мероприятие (кто какую помощь может оказать на мероприятии: спеть на родном языке, приготовить национальное блюдо, рассказать о традиции и т.д.). Безусловно, важное и необходимое звено основного этапа - это беседы, обсуждение с детьми, мотивирование детей на деятельность (Мы много узнали о национальности, как вы думаете, о чем мы можем рассказать и что показать детям других групп).Беседы, с педагогами подразумевают конкретизацию и выбор того, что каждая группа будет представлять на мероприятии (танец, песня, театрализация, народная игра и т.п.) в зависимости от возможностей детей и родителей.

Привлечение социальных партнеров, использование их фондов (передвижная выставка, национальные костюмы, аудио-видеотеки) дает возможность более широко представить ту или иную национальную культуру.

Работа творческой группы направлена на разработку сценария и оформление музыкального зала. Музыкальный зал оформляется с учетом особого национального колорита, (рисунки детей элементов орнамента, изготовление родителями элементов костюма и атрибутов к танцам, театрализации).

Приглашение гостей происходит, как правило, с участием детей. Воспитанникам очень нравится самим изготавливать пригласительные билеты и афиши. Данный прием используется педагогами с целью создания условий для развития и поддержания интереса к творческой деятельности. Предполагаемый результат реализации проекта:

Участники

Количественный результат

Качественный результат

Дети

- участие 100% детей ДОУ в проекте

расширение представлений у детей о национальных культурах города Лесосибирска и Красноярского края;

  • активизация интереса к изучению традиций разных народов;
  • формирование таких качеств отзывчивость, справедливость, доброжелательное отношение друг к другу не зависимо от национальности;
  • проявление инициативы в различных видах деятельности: играх, театральных постановках, оформлении выставок и др.;
  • повышение интереса к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов, народных умельцев, музыкальных творческих коллективов, художников города

Педагоги

-реализация запланированных мероприятий;

-100% включение педагогов в реализацию проекта.

- повышение профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме воспитания толерантности у дошкольников; накопление методического и практического материала в рамках реализации проекта

Родители

  • увеличение (не менее 50%) включенности родителей в проект ДОУ по вопросам приобщения детей к культурным традициях города, возрождения и сохранения традиций в семье;
  • удовлетворенность работой ДОУ по приобщению к национальным культурам и воспитанию у детей толерантности.
  • сохранение и возрождение национальной культуры;
  • внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее активности как участников воспитательно-образовательного процесса.

Социум

- привлечение к деятельности социальных партнеров

  • расширение сферы взаимодействия ДОУ с социальными структурами;
  • повышение имиджа ДОУ среди населения города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»

   Актуальность проекта заключается в том, что знакомя детей с историей станицы, культурой и бытом кубанских казаков, что соответствует современным требованиям ФГОС (приобщение детей ...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»

Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православ...

«Патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проекта «Посткроссинг в детском саду»»

Патриотизм  это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно...

РМО «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию проекта «Эколята – Дошколята»»

В последнее время мы всё чаще слышим об экологии. Что же такое экология? Экология – это наука, развивающаяся и преобразовывающаяся десятилетиями.  В современном мире она вышла далеко за пре...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

«Социализация и духовно-нравственное воспитание дошкольников через реализацию проекта #отряддобрят»

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социо - культурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированно...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проекта «Русская изба»

Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников....