Статья "Этикет как средство всестороннего развития дошкольников"
статья
В статье рассматриваются вопросы использования этических игр в различных видах деятельности, способствующих всестороннему развитию дошкольников, приводятся практические примеры данных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 396 «Подсолнушек»
Статья: «Этикет как средство всестороннего развития дошкольников»
Воспитатель Курылёва Анна Николаевна
Нижний Новгород
2017
«Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата»
(М. И. Лисина)
Одно из противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Чрезмерное увлечение компьютерными играми в домашних условиях приводит к тому, что дети разучились общаться, не хотят слышать и понимать взрослых. У многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Увеличилось число детей с речевыми нарушениями, что затрудняет общение. Помочь таким детям преодолеть трудности, развить желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно пока ребёнок ещё маленький. Известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка, нельзя забывать о развитии его нравственно – эмоциональной сферы, которая непосредственно связана с развитием функции общения и коммуникативных способностей. С введением ФГОС ДО открылась новая веха. Основой культуры общения является соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). Правильное использование этических формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь облегчает взаимоотношения между людьми.
Созданная развивающая предметно – пространственная среда в группе позволяет детям активнее вступать в общение в игровой, речевой, конструктивной, трудовой, познавательной, музыкально – ритмической, театрализованной деятельности.
Обучая детей этикету, большое значение в своей работе уделено этическим играм, которые использую в различных видах деятельности. В младшем дошкольном возрасте самым лучшим способом прививать детям хорошие манеры является пример взрослого (воспитателя). Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых была верной. Поэтому общаясь с 3 – 4 летним малышом не забывала говорить, «спасибо» и «пожалуйста», старалась не перебивать его в разговоре, разговаривала с ним в спокойном тоне.
Использовала такие упражнения: «Запомни движения», «Запомни моё лицо», дидактическая игра «Настроение», игра – имитация «Мы – обезьянки». Цель игры: упражнение тренирует способность подражания взрослым и детям. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой и повторять все свои движения: он шагает – и обезьянка шагает, он поднимает руку – обезьянка тоже. Остальные дети наблюдают и говорят: «правильно, не правильно успевает обезьянка или не успевает и т. д.). Затем можно разбить детей в группы по 3 человека: один показывает второй, выполняет (обезьянка), а третий наблюдает и комментирует правильность. В эти упражнениях, этюдах на имитацию выразительных движений ребята учились изучать свои эмоции и чувства, выражать и проявлять их. В старшем дошкольном возрасте, обучая детей этикету, опиралась на литературу «Азбука общения» авторы Л. М. Шипицына, О. В. Заширинская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова, где описано много сюжетно – ролевых, дидактических игр, игр – драматизаций, игр – инсценировок, творческих игр, этюдов, которые помогают в воспитании у детей хороших манер и умению общаться с взрослыми и сверстниками.
Проводила с детьми такие игры: «Мой портрет», игра – драматизация «Наша Маша маленькая», «Угадай кто это?», которые были направлены на то, чтобы дать представление о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать сои поступки. Учу детей осознавать свою половую принадлежность. В этических беседах «Я мальчик», «Я девочка», «Можно ли обижать девочек», при решении детьми проблемных ситуаций, в игровой деятельности мальчики учатся уважительно относиться к девочкам, защищать их интересы. В работе с детьми использовала проблемные «Вместе тесно, а врозь скучно», «Помири друзей», разучивала мирилки, проводила беседы «Какие мы разные», «Что мы умеем», где они учились оценивать свои поступки. В театрализованной деятельности, сюжетно – ролевых игра дети учатся играть и трудиться сообща. У детей развито умение договариваться, помогать друг другу.
Рассматривание дидактических карточек С. А. Нисонкиной «Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете» о правилах общения, чтение и обсуждение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей», «Вредные советы» Г. Остера, «Волшебное слово» В. Осеевой и другие способствовали обогащению знаний и понятий о правилах общения. В межличностном общении друг с другом дети учились использовать речевые средства общения. В составление рассказов, в беседах учились выстраивать ролевой диалог: отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять рассказы.
В подвижных играх, проведении физкультминуток, пальчиковых играх, разучивании стихотворении детей с удовольствием общаются друг с другом, используют формулы словесной вежливости «Спасибо», «Пожалуйста», «Доброе утро» и т. д.
Проводила с детьми беседы и экскурсии по ознакомлению с историей детского сада и сотрудниками. В ходе экскурсий, этических бесед, наблюдений за работой взрослых и оказания помощи младшему воспитателю ребята учились уважать взрослых, ценить их труди благодарить. Результатом являлась выставка детских работ «Наш детский сад».
Проводила с детьми беседы о семье, обязанностях членов семьи. Ребята учились составлять рассказы из опыта «Кем работает мой папа», «Кем работает моя мама», «Как я помогаю маме». В рисовании и выставке детских работ на тему «Моя семья» ребята отразили любовь к своим близким, членам своей семьи. Большой интерес вызвало у ребят и родителей участие в конкурсах «Мастерская Деда Мороза», «Мой друг Дракоша», «Дары осени», «Кулинарный поединок», «Подарок папе». В совместной деятельности дети и взрослые изготовили игрушки – самоделки, вкусные блюда, проявили творчество.
Таким образом, дети убедились, что общая коллективная деятельность сплачивает, приносит хорошие результаты, способствует формированию такого качества, как умение доводить начатое дело до конца.
В результате дети, умеют:
- использовать вербальные и невербальные средства общения;
- владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
- способны изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;
- чувствовать и понимать другого человека;
- выражать свои творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников
Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме...
Физкультурное и спортивно-игровое оборудование как средство всестороннего развития дошкольника (для младшей группы).
Значение физкультурно-игрового оборудования....
Хореография как средство всестороннего развития дошкольника
статья "Хореография как средство всестороннего развития дошкольника"...
Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника.
1. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.2. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей.3. Методы и приёмы, виды и формы по слушанию музыки.4. ...
Хореография как средство всестороннего развития дошкольника
В данной публикации рассказывается о пользе музыки и хореографии в развитии ребенка. Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельно...
«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»
«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...
Хореография как средство всестороннего развития дошкольника
Хореография как средство всестороннего развития дошкольникаВ последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди множества инноваций настойчиво внедряется хореография. Хореографи...