Педагогический проект «РАЗ-ДВА-ДРУЖНО!»
проект (средняя группа) по теме
Формирование нравственных качеств детей среднего
дошкольного возраста через организацию образовательной
деятельности на основе творчества В.Г.Сутеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raz-dva-druzhno.doc | 489.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161
Педагогический проект
«РАЗ-ДВА-ДРУЖНО!»
(По творчеству В.Г.Сутеева)
Тип проекта: познавательно-речевой.
Возрастная группа: средняя группа № 9 «Знайки» (4-5 лет).
Продолжительность проекта: краткосрочный (26.09 -30.12.2016г.)
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель,
учитель- логопед, дети, родители.
Авторы проекта: Толмачева Н.И., Лошина И.В.
Москва 2016г.
Актуальность
Дошкольный возраст – сензитивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности – значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.
Но нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный.
Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрыми и отзывчивыми помогут изобразительное и музыкальное искусство, театрализация, и конечно, знакомство со сказкой.
Именно сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить как детей в коллективе, так и взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Она дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
С раннего детства сказки В.Г.Сутеева несут детям тепло и добро человеческой души, они ограждают их от жестокости и злобы.
Особенности творчества писателя, художника, сценариста и мультипликатора В.Г.Сутеева составляют: яркие иллюстрации, герои одновременно и сказочные и реальные. Поэтому, работа, направленная на формирование нравственно- этических норм и правил, эмпатийного поведения средствами ознакомления детей с творчеством В.Г.Сутеева актуальна и важна.
Проблема
Кто же, как не мы, взрослые, поможет детям научиться любви и вниманию к этому миру, к людям, которые его населяют? И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушиваются к нашим словам.
Цель:
Формирование нравственных качеств детей среднего
дошкольного возраста через организацию образовательной
деятельности на основе творчества В.Г.Сутеева.
Задачи:
Образовательные:
- расширять кругозор детей путём ознакомления с произведениями и изобразительным творчеством Владимира Григорьевича Сутеева;
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и
их необходимость в жизни людей, через поступки героев сказок В.Г.Сутеева;
- способствовать развитию диалогической, монологической речи, умению высказывать свое мнение о прочитанном, умение давать оценку героям произведений, поведению своему и других.
Развивающие:
- развивать традиции семейного чтения;
- развивать умение понимать и воспроизводить содержание произведений, внимательно слушать;
- развивать познавательные и творческие способности детей, воображение, мышление;
- развивать умение детей передавать свои впечатления от прочитанного в продуктивной и театрализованной деятельности;
- развивать коммуникативные навыки.
Исследовательские:
- развивать умение вхождения детей в проблемную игровую ситуацию;
- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации.
Воспитательные:
- дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, через анализ содержания произведений В. Сутеева;
- воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественному слову;
- воспитывать любовь к природе и животным;
- способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей по духовно- нравственному развитию и воспитанию детей;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Прогнозируемые результаты:
- У детей сформируется понимание и различие отрицательных и положительных эмоциональных состояний. Повысится интерес к классической детской литературе, сказкам.
- Дети найдут ответы на интересующие их вопросы о животных, расширят свои знания и представления о природе и животном мире.
- Пополнят словарный запас; в игре – драматизации дети научатся передавать характерные особенности и повадки персонажей произведений.
Дети должны уметь:
- Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивать.
- Воспроизводить содержание знакомых произведений.
- Пользоваться средствами художественной выразительности.
- Передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности. (рисовании, драматизации)
- Уметь определять и называть произведение по отрывку и по иллюстрациям.
В основу реализации проекта легли следующие принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности (перспективное планирование работы).
2. Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы).
3. Принцип активности, творчества.
4. Принцип наглядности (изготовление ряда пособий и игр на основе сюжета сказок).
5. Принцип гуманизации (ориентация на добро, справедливость, любовь к семье, природе);
6. Принцип интеграции (взаимодействие с родителями, детской библиотекой).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | |||
Деятельность педагога | Взаимодействие с родителями | Сроки реализации | |
| Знакомство родителей с программой предстоящей работы по данному проекту, обозначить их роль в его реализации. | 26.09. – 09.10. 2016г. | |
Формирующий этап | |||
Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями | Сроки реалии зации | |
- Формулировка целей и задач проекта
Сказки Сутеева очень просты! А что полезного дают нам они? (Приложение 1)
|
| 10.10. – 30.12. 2016г. | |
Итоговый этап | |||
Показ спектакля «Снеговик-почтовик».
|
Паутинка проекта
Образовательные области | Виды совместной деятельности |
РЕЧЕВОЕ | НОД составление рассказа: с использованием мнемотаблиц : « За умной головой, как за каменной стеной»; рассказывание с использованием иллюстраций сказки « Кто сказал мяу?»; Пересказ + рисование: «Яблоко» «Цыпленок и утенок» Беседы: «Что такое сказки и кто их сочиняет?» «Раз-два дружно!». Литературная викторина «Волшебные сказки» Поисково-исследовательская деятельность: определение фруктов на вкус; Дидактические игры: «Найди кто лишний» (герои сказок) «Что сначала, что потом» «Назови лишнее» «Хорошо – плохо» Словесные игры: «Придумай загадку» «Назови похожие слова» «Скажи какое, какая, какие» «Назови ласково» «Угадай кто сказал» «Придумай дальше» Чтение художественной литературы Сказки В.Г.Сутеева: «Три Котенка», «Раз, два дружно», «Петух и краски», «Кораблик», «Дядя Миша», «Под грибом», «Кот-рыболов», «Яблоко», «Кто сказал мяу», «Цыпленок и утенок». Пословицы и поговорки Пальчиковые игры |
ПОЗНА ВАТЕЛЬНОЕ | НОД Беседы: «Давайте знакомиться – В.Г.Сутеев» «Твой друг - книга» «Что такое доброта» «Вместе нам не тесно» «Помогай другу везде, не оставляй его в беде». Рассматривание иллюстраций произведений, выполненных писателем как художником (и чтение): Г. Остер «Котёнок по имени Гав», Альф Прейсен «Про Козлёнка, который умел считать до десяти» и др. Конструирование: счетные палочки - «Дом и забор для капризной кошки», «Кораблик»; конструктор – «Теремок Поисково-исследовательская деятельность: Просмотр презентаций: «Мудрый, добрый сказочник», «В.Г.Сутеев - художник»; мультфильмов: «Палочка-выручалочка», «Мешок Яблок», «Разные Колеса», «Мышонок и карандаш», «Веселый огород». Цикл наблюдений:
Экспериментирование: «Опыты со снегом» Ситуативная беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?» «Почему у зайца много друзей?» «Почему медведь сосет лапу зимой?» «А как бы лиса разделила яблоко?» Моделирование ситуаций: «Подружки» «По лесной тропинке» Дидактические игры: «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Логические цепочки». Словесные игры: «Послушай и угадай» «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным». Пальчиковые игры |
СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКА | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», Беседы, обсуждения: «Твой любимый герой из сказок В.Г.Сутеева», Игры по безопасности: «Экологическая тропинка», «Хорошо-плохо», «Лесные правила» |
ХУДОЖЕСТ ВЕННО - ЭСТЕ ТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Художественное творчество НОД Лепка: «Одно, единственное яблочко», «Лепим мы снеговика прямо с самого утра»; Аппликация: «Кораблик» Рисование: «Я яблоко поймал!» Коллективное рисование с элементами аппликации по сказке В. Г.Сутеева « Мешок яблок». - работа с трафаретами и шаблонами - раскрашивание, штрихование. Театр и музыка Пение и слушание песен Театрализованные игры: Игра-конкурс «Попросись под грибок» Игра-имитация «Пойми меня», Игры с движением: «Дождик», «Листья», «Овощи», «Ежик и барабан», «Раз -два - три – четыре - пять», «Снежная баба», «Снежок» Пантомимические этюды: «Сердитый заяц», «Находчивый еж», «Ссора», «Важный петух»; «Пугливая мышка»; «Злой пес»; «Сердитая кошка», «Первый снег», «Поссорились и помирились» Драматизация сказок В.Сутеев: «Под грибом», «Дядя Миша». «Кот-рыболов». Постановка спектакля «Снеговик-почтовик». (Приложение 2) Просмотр одноименного мультфильма-сказки, коллективное обсуждение. Этюдные импровизации. Разучивание диалогов и монологов персонажей. Разучивание песен о зиме, слушание музыки, разучивание танцев. |
ФИЗИЧЕСКОЕ | Физкультурное занятие по сказке «Палочка-выручалочка» Подвижные игры: «Курочка и цыплята», «Цыплята и утята» «Бездомный заяц», «Лягушки», «Бездомный заяц», «Заяц Егорка», «За малиной в лес пойдем», «Наши уточки», «Кто быстрее в теремок » |
Свободная деятельность детей | |
Книжный уголок: Сказки В.Г.Сутеева: «Три Котенка», «Раз, два дружно», «Петух и краски»,«Кораблик», «Дядя Миша», «Под грибом», «Кот-рыболов», «Яблоко», «Кто сказал мяу», «Цыпленок и утенок»; К.И.Чуковский: «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Путаница», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Федорино горе», «Телефон», «Айболит»; Г. Остер: «Котёнок по имени Гав»; Альф Прейсен: «Про Козлёнка, который умел считать до десяти» Центр игры: Создание предметно-развивающей среды, атрибуты к играм, предметы заместители для игр. Центр дидактических и развивающих игр: «Составь картинку», «Кто чем питается?», «Кто где» «Что сначала, что потом», Центр творчества: - Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, трафареты, книжки-раскраски тематического характера. Центр театра: - Мягкие игрушки, игрушки пальчикового театра, би-ба-бо, настольного. - Аудиозапись «Шум леса», «Вьюга» - Шапочки-маски животных, - Костюмы и атрибуты для сказок В. Сутеева «Мешок яблок», «Яблоко», «Кто сказал мяу?» и по желанию детей. Центр конструирования: Конструкторы разного размера, напольные, настольные, конструктор «лего». | |
Взаимодействие с семьей - Изготовление печатных консультаций по темам: «Читаем всей семьей», «Давай никогда не ссориться!»; - показ кукольного спектакля по сказке В.Г.Сутеева «Яблоко»; - проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природного материала, детских костюмов для спектакля. |
Заключение.
В результате проектной деятельности у воспитанников повысился интерес к творчеству В.Г. Сутеева.
Дети:
- с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь;
- стали выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки; пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;
- анализируют явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивая;
- передают свои впечатления от прочитанного в продуктивной и театрализованной деятельности.
Родители проявляли инициативу и творчество в изготовлении поделок и рисунков, принимали активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в изготовлении костюмов для спектакля.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в духовно-нравственном развитии детей.
В сказках В.Г.Сутеева нет моральных поучений, наставлений, но они содержат нравственный урок, который постепенно воспринимают и усваивают дети.
Сказки писателя, обладающие большим потенциалом для духовно‐нравственного развития ребенка, формирования у него правильного отношение к миру, необходимо включать в круг детского чтения как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Список используемой литературы:
- Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А. «СемьЯ – программа и материалы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста» Аркти, М., 2008г.
- Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6лет. Занятия с элементами психогимнастики. / М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
- Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Коскова Н. Викторины для детей 4-6 лет. В некотором царстве… / Авт.-сост. Н.Коскова. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во. 2009.
- Кузина И.В., Миронычева В.Ф. Роль современной литературы в духовно‐нравственном воспитании старшеклассников в условиях реализации ФГОС // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: Сб. материалов Всероссийской научно‐практ. конференции. 2015.
- Россова Ю.И. Культура толерантных отношений в сфере ≪родитель–ребенок≫ // Детский сад от А до Я. 2011. № 3
- Нравственное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, N 3 2013г.
- Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. Москва, «Просвещение», 1984г.
- Перкова Т. Я счастлив, что посвятил себя детям.// Дошкольное воспитание. – М., №8 /2009. – С.58-63.
- Сухин И. Г. 50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2002. – 272 с.
- Урмина И., Данилина Т. «Инновационная деятельность в ДОУ» М., Линка-Пресс, 2009г.
- Ховякова А. «Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста» ж. Детский сад от А до Я №2 – 2010г.
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС», 2000.
- Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Дружная семья»
Формирование первичных представлений детей о семье, семейных традициях, обязанностях; воспитание у детей любви и уважения ко всем членам семьи; развитие общительности и коммуникабельности....
Педагогический проект "Давайте жить дружно"
Данный проект помогает сплотить детей, научить выходить из конфликтов мирным путем, снимать состояние агрессии детям самостоятельно....
Приложение №1«Сказки Сутеева очень просты, А что полезного дают нам они?» к педагогическому проекту «РАЗ-ДВА-ДРУЖНО!»
Цель:· Знакомство детей с произведениями Владимира Григорьевича Сутеева. · Создание положительно- эмоционального нас...
Приложение №2 «Снеговик почтовик» к педагогическому проекту «РАЗ-ДВА-ДРУЖНО!»
Сценарий игрового спектакля....
Педагогический проект "Раз-два-дружно!" (По творчеству В.Г.Сутеева)
Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрыми и отзывчивыми помогут изобразительное и музыкальное искусство, театрализация, ...
Приложение №1 «Сказки Сутеева очень просты, А что полезного дают нам они?» к педагогическому проекту "Раз-два-дружно"
Приложение к проекту "Раз-два-дружно"...
Педагогический проект "Со спортом дружно мы живем".
Педагогический проект "Со спортом дружно мы живем"Цель проекта:Формировать у детей интерес к базовым видам спорта. Различать зимние и летние виды спорта. Узнавать и называть спортивный инвентарь...