Педагогический проект "Давайте жить дружно"
проект (средняя группа) по теме
Данный проект помогает сплотить детей, научить выходить из конфликтов мирным путем, снимать состояние агрессии детям самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_davayte_zhit_druzhno.docx | 40.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Давайте жить дружно»
Составила: воспитатель Печейкина
Татьяна Вячеславовна, МБДОУ «ДСОВ № 106»,
г. Братск, Иркутская область.
«Настоящий друг везде
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов…»
В. Шекспир
Тип проекта: творческий, детско-взрослый.
По содержанию: ребенок, общество и его нравственное отношение.
По характеру участия ребенка: ребенок от постановки проблемы до ее логического завершения.
По характеру контактов: в контакте с семьей.
По количеству участников: коллективный.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации проекта: 4 дня.
Постановка проблемы: Работая с детьми, мы заметили, что все конфликтные ситуации они пытаются решить с помощью обвинений, ссор и драк. Поэтому и возникла идея этого проекта.
Актуальность: В настоящее время дети часто видят вокруг себя огромное количество жестокости - и в общении, и в поведении. Дети, как губка, «впитывают» в себя все, что воспринимают вокруг. Это и телевидение, и компьютерные игры – ведь часто родители, занимаясь своими делами, включают своим детям компьютер или телевизор, не замечая все то, что там происходит.
Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Психологи отмечают, что у детей, начиная с 5-летнего возраста, зарождаются предпосылки нравственного воспитания. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Цель: воспитание дружеских чувств: доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе.
Задачи проекта:
- Для детей: обеспечить узнавание понятия дружба, дружелюбие, способствовать формированию у детей первоначального опыта поведения в ситуации ссоры, способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств; способствовать развитию эмоциональной стороны детской личности; способствовать развитию у детей способа проявления гуманного отношения к окружающим; побудить детей к отзывчивому отношению: сочувствию, сопереживанию в ситуациях дискомфорта, радоваться успеху другого ребенка.
- Для родителей: заинтересовать родителей темой проекта, развивать желание участвовать в воспитании дружеских отношений между детьми.
- Для воспитателей: расширять представления о налаживании дружеских отношений между детьми, приобщать родителей к процессу воспитания дружелюбия у детей.
Игровая мотивация: дети приходят в группу и обнаруживают большую коробку, где спрятан диск.
План реализации проекта:
№ | Способ реализации | Цель | Сроки |
11 | Подбор необходимой литературы | Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу. | Подготовительный этап (2дня) |
22 | Диагностический период | Определить характер отношений между детьми и уровень нравственной основы их отношений. | |
33 | Привлечение родителей, изготовление брошюр-памяток, консультаций для родителей | Заинтересовать родителей по данной теме | |
4 | Составление плана работы | Организовать работу | |
45 | Зарождение проблемы (игровая ситуация) | Сознание интереса | День первый |
56 | Утренний круг с детьми «Клубочек» | Организация сплоченности группы | |
67 | Просмотр фрагмента передачи «Шишкин лес» | Введение в проблемную ситуацию Поэтапное решение проблемы - беседа «Зачем нужна дружба?» Уточнить представления детей о дружбе, познакомить с понятием дружелюбие, сочувствие, сопереживание. | |
88 | Поэтапное решение проблемы - беседа «Зачем нужна дружба?» | Уточнить представления детей о дружбе, познакомить с понятием дружелюбие, сочувствие, сопереживание. | |
99 | Решение проблемной ситуации – «Как помочь коту-кокосу?» | Определение правил поведения в группе, составление плаката «Наши правила дружбы» | |
110 | Введение в проблемную ситуацию «Письмо от солнышка» | Уточнить знания детей о дружбе | День второй |
111 | Дидактическая игра «Не намочи ноги» | Воспитывать умение договариваться | |
112 | Решение проблемной ситуации «Как помочь солнышку?» | Развивать у детей умение находить выход их сложившейся ситуации | |
113 | Дидактическая игра «Ласковое слово» | Развивать умение говорить вежливые слова, активизировать словарный запас | |
114 | Интерактивная игра «Как дружить?» | Развивать умение выделять особенности дружелюбного поведения, умение использовать «мирилки» | |
115 | Утренний круг – игра Волшебный клубочек | Создать благоприятный настрой на день | День третий |
116 | Введение в проблемную ситуацию – «Посылка с игрушками» | Развивать умение обсуждать проблему и делать выводы | |
117 | Дидактическая игра «Мост дружбы» | Оптимизация взаимоотношений | |
118 | Дидактическая игра «Поварята» | Развивать умение играть сообща, не ссорясь | |
119 | Выход из проблемной ситуации «Когда я злюсь» | Познакомить детей со способом выхода из озлобленного состояния – создание «Мишени мира» | |
220 | Создание игровой ситуации – приход героя сказки | Уточнить знания детей о дружбе, взаимовыручке, сопереживании | День четвертый |
221 | Создание альбома «Давайте жить дружно» элементами аппликации | Развивать умение создавать коллективные работы на тему «Дружба» | |
23 24 25 | Определение дальнейших действий Презентация Постановка новой проблемы |
Описание проекта:
Предварительная работа:
- Подбор необходимой литературы.
- Утренний круг «Клубочек» - организация сплоченности группы.
- Приглашение родителей к участию в проекте (Приложение 1), консультация для родителей (Приложение 2).
День первый
Зарождение проблемы.
Дети приходят в группу и обнаруживают большую коробку. Делают предположение, что там находится.
Утренний круг игра «Клубочек».
Воспитатель предлагает детям присесть на ковер, поближе к коробке:
- Здравствуйте! Я рада вас видеть! В руках я держу клубочек. Пока будет играть музыка, мы с вами будем передавать друг другу клубочек. Я дам его тому, кого назову. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Когда мелодия закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю... (передача клубка по кругу)
- Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Теперь мы с вами одна команда и если мы будем с вами ссориться, то наша команда разрушится точно так же, как рвется эта ниточка.
- Ребята, вы хотите узнать, что же лежит в коробке? А как вы думаете что это? (предположительные ответы детей) а давайте с вами посмотрим.
Открываем вместе коробку и находим там диск. Включаем его. Просматриваем отрывок передачи «Шишкин лес» - Правила дружбы для Кокосика. (Интернет-ресурс)
Воспитатель: - Ребята, скажите, что же случилось с Котом-Кокосом? (Ответы детей). А как вы думаете, почему так произошло?
Поэтапное решение проблемы. Беседа «Зачем нужна дружба»: - А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает? – Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.
Воспитатель: - Ребята, взрослые часто говорят вам: «Нужно быть дружными, дружно жить». Подумайте хорошенько, и пусть каждый, кто хочет, расскажет, что значит «дружить». Что надо делать, чтобы дружба была хорошая?
Воспитатель выслушивает и поощряет правильные ответы детей. Если кто-нибудь ошибается, просит подумать еще или обращается к другому ребенку: «А как ты думаешь?»
Воспитатель: - Правильно, ребята, вы все знаете, как нужно дружить - заботится о товарищах, стараться сделать им что-нибудь хорошее, и не только своему другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы. Тот, кто хорошо дружит, - не ссорится, делится игрушками, разговаривает с детьми вежливо. Он старается сам объяснить товарищу, если тот нарушил правило в игре, а не жалуется воспитателю. Если товарищ не знает, как правильно поступить, показать ему как правильно. Когда дети дружат, они заметят, что кто заплакал или грустит, Придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.
Решение проблемной ситуации – «Как помочь коту-кокосу?»
Воспитатель: - А кто скажет, как сделать так, чтобы мы запомнили, как нужно дружить? Как помочь коту Кокосу?
Предположительные ответы детей: - Составить правила дружбы.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, а как поступили герои передачи, (просматриваем продолжение).
Вместе с детьми составляем Правила Дружбы и оформляем в виде плаката.
День второй
Введение в проблемную ситуацию «Письмо от солнышка»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите – здесь солнышко, но почему-то совсем не улыбается нам. Вы не знаете почему?
Дети: (потому что у него нет ротика и улыбки, нет лучиков).
Воспитатель: - А что же нам делать? Как нам быть? Я даже не знаю? Может быть, вы мне подскажите?
Дети: (нужно порадовать и развеселить его, нарисовать улыбку).
Воспитатель: - Ой, ребятки, а здесь еще и письмо какое то лежит. Интересно от кого оно? Давайте вместе прочитаем?
Дети: (давайте)
Воспитатель (читает): Рано солнышко проснулось,
Всем ребяткам улыбнулось!
Все смотрю, смотрю в окно,
В результате ничего!
Все игрушки как лежали,
Помериться не смогли.
Вы, ребята, вместе, дружно
Их порадовать должны!
Помирите и играйте,
Не ломайте никогда!
Эти славные игрушки,
Вас порадуют всегда!
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, чего хочет солнышко?
Дети: (чтобы мы игрушки помирили, играли и не ломали).
Воспитатель: - Конечно. Давайте порадуем, наше солнышко и тогда лучики на нем заиграют. Поможем ребята?
Дети: (поможем).
Воспитатель:- Но чтобы справиться с заданием, нам с вами нужно отправиться в путь.
Игра “Не намочи ноги”.
Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото примерно 4-5 метров. Двум детям дается по две дощечки. Обоим надо по этим дощечкам – мостикам перейти через болото на другой берег. Каждый ребенок кладет одну дощечку на землю, переступает на доске, а другую держит в руке, затем кладет вторую, идет дальше и т. д.
Когда дети подходят к середине болота, создается ситуация, будто у одного их них сломалась дощечка, и она уплывает. Как поступить? По правилам игры нужно вместе перебраться на берег. Дети сами ищут выход из создавшегося положения.
(После игры дети выбирают самую дружную пару).
Воспитатель: - В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят, но никто не обижается, так как они умеют договариваться друг с другом. Мы тоже сегодня будем учиться договариваться друг с другом.
Решение проблемной ситуации «Как помочь солнышку?»
Воспитатель: - А теперь присаживайтесь на коврик и слушайте. Я вам хочу рассказать интересную историю про игрушки, которые живут у нас в группе. Наши игрушки не простые – они волшебные! Я думаю, что вы очень любите с ними играть? Правда? И у каждого из вас, наверное, есть своя любимая игрушка.
Дети: (называют и показывают любимые игрушки).
Воспитатель: - Но, когда вы идете гулять или уходите вечером домой, игрушки остаются в группе. Как вы думаете, что они делают, когда вас нет?
Дети: (Ответы-предположения).
Воспитатель: - Ой, ребятки, посмотрите, наши игрушки-животные все лежат на полу! Что же случилось с ними? Что произошло? Вы случайно не знаете?
Предположительные ответы детей: - поссорились
Воспитатель: - А что же нам теперь делать?
Дети: (их нужно померить)
Воспитатель: - А как мы их будем мерить? Чем мы им поможем?
Дети: (их собрать нужно)
Воспитатель: - Давайте вместе, дружно соберем наших зверушек, и тогда они померятся, станут веселыми и дужными.
Дети: (собирают игрушки, ставят на полочку).
Воспитатель и дети (подходят к солнышку): - Вот солнышко мы и помирили зверушек, они теперь дружные. А ты, солнышко, хочешь посмотреть, какие наши ребята дружные?
Игра: «Ласковое слово».
(Дети становятся в кружок и говорят друг другу добрые и ласковые слова).
Воспитатель: - Вы дружные ребята, все сказали друг друга добрые и ласковые слова, но я вас познакомлю сейчас с одной девочкой, которой тоже помощь нужна, вы хотите ей помочь?
Дети: (поможем)
Интерактивная игра «Как дружить?».
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. Но что-то у нашего солнышка до сих пор нет ни лучиков, ни улыбки. Что же нам делать? Как его развеселить, чтобы наше солнышко заиграло?
Воспитатель (обращает внимание на записку): -
Вы все дружные ребята,
Озорные дошколята!
Вы зверушек помирили,
И девчонкам помогли!
А клубочек вы забыли?
Нашей кошечке найти?
Воспитатель: - Ребята, а вы не видели кошечку, ее наверно, тоже кто-нибудь обидел?
Из-за дверей раздается мяуканье котенка: - Мяу! Мяу! Мяу!
Воспитатель и дети: - Что с тобой случилось? Тебя кто-то обидел?
Кошка: - Мяу! Мяу! Мяу! Я играла с клубочком, пробежала мышка, зацепила хвостиком. Клубочек и укатился. Теперь я не знаю, как мне его найти? Вы мне ребята, поможете найти клубочек?
Дети: (поможем)
Воспитатель и дети идут по размотанной нити и находят Мышку с клубком ниток.
Воспитатель: - Ребята, правильно ли поступила мышка с кошкой?
Дети: (нет, не правильно, кошечке нужно вернуть клубочек и помирить их).
Мышка гладит кошку и целует ее.
Воспитатель: - А вы ребята, умеете мириться?
Предположительные ответы детей.
Мирилка: Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись,
А если будешь драться, я буду кусаться,
А кусаться не причем, я ударю кирпичом.
А кирпич ломается, дружба начинается.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, наше солнышко снова стало улыбаться и у него появились лучики. А с помощью этих лучиков можно мириться.
Предлагаем кошке и мышке взяться за лучики и помириться, произнеся мирилку. (Приложение 3)
Воспитатель: - Молодцы, ребята справились с заданиями солнышка. А у вас есть друзья? (предположительные ответы детей). Я предлагаю вам дома нарисовать портреты друзей и завтра принести в группу и рассказать о них.
День третий
Введение в проблемную ситуацию – «Посылка с игрушками».
Дети приходят в группу и обнаруживают огромную сумку с новыми игрушками, каждого вида по одной. Воспитатель предлагает детям взять игрушки.
Дети разбирают игрушки, выбирая по одной. Возникает спор между детьми.
Воспитатель: - Ребята, что же делать? Игрушка одна, а несколько ребят хотят поиграть с ней.
Дети предлагают варианты выхода из сложившейся ситуации: - Отдать кому-то одному; выбрать играющего по считалке; не давать никому; играть по очереди; отдать тому, кто плачет; дать сначала девочкам, потом мальчикам; играть всем вместе.
Воспитатель: - Очень хорошо. Сколько много вариантов вы предложили. Так что же мы выберем? (Дети выбирают вариант самостоятельно.) Молодцы, вы поступили как настоящие друзья. А настоящие друзья все делают вместе, не ссорясь.
Дидактическая игра «Поварята».
Дети встают в круг – это кастрюля. Приготовление борща: каждый придумывает, чем он будет (мясом, картошкой, морковкой, водой, луком, солью, петрушкой и т.д.). Ведущий называет по очереди, что хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок встает в круг. Игра продолжается до тех пор, пока все «продукты» не окажутся в «кастрюле». В игре может быть по несколько штук продуктов. Таким же способом можно сварить компот, печь торт, делать салат и другое.
Воспитатель: - Посмотрите ребята, какое у нас получилось вкусное, красивое и полезное блюдо – просто объедение. Каждый человек вкладывает в дружбу, какую – то частичку себя: кто доброту, кто веселость, а кто – то заботу о других. Ребята, расскажите мне как вы дружите? Как заботитесь о других?
Педагог выслушивает ответы детей и делает вывод: - Да, правильно. Настоящие друзья не ссорятся, действуют сообща, а еще никогда не сердятся и не злятся друг на друга. Ребята, вы когда-нибудь сердились? (предположительные ответы детей) А вы видели, каким некрасивым становится ваше лицо? (ответы детей) Посмотрите.
Дети показывают злую гримасу в отражение зеркала. Делают вывод о том, какое стало некрасивое лицо.
Выход из проблемной ситуации «Когда я злюсь».
Воспитатель: - Когда мы сердимся на кого-нибудь или злимся можно поиграть в одну игру. Называется она «Мишень мира». У меня есть мешочки (набитые крупой) и мишень. Когда мы будем сердиться, то возьмем мешочек и, кидая в мишень, говорим: «Я злюсь, когда у меня забрали игрушку». Посмотрите как (показывает). Кто хочет попробовать?
Дети по очереди бросают мешочки в мишень, проговаривая, на что они сердятся или злятся. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: - Понравилось вам играть? (Предположительные ответы детей). Хотите, чтобы такая мишень была у нас в группе? (Ответы детей). Давайте ее с вами сделаем.
Изготовление «Мишени мира». После изготовления мишени вместе с детьми определяется место, где она будет находиться.
День четвертый.
На утреннем круге.
Воспитатель: - ребята, я снова рада вас видеть в нашей группе. Давайте поиграем в игру «Клубочек». Я буду катушкой, а вы ниточкой. Задание такое: ниточка наматывается на катушку (дети выполняют задание). Наша ниточка крепкая, так и дружба в нашей группе крепкая. Посмотрите, какой клубочек большой получился, крепкий и дружный. Давайте побудем им немного и почувствуем друг друга. А сейчас руки не отпускаем мы, вместе размотаем наш клубок (дети выполняют задание). Вот как клубочек был наш крепок, так и дружба у нас крепка.
Создание игровой ситуации – приход героя сказки.
В группу вбегает кот Леопольд: - Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Правильно, я кот Леопольд. Мне сказали, что в вашей группе очень дружные ребята. Правда ли это?
Предположительные ответы детей.
Леопольд: - Скажите ребята, а как же вы стали дружными, а то мыши никак не хотят со мной дружить? (Предположительные ответы детей). А у вас есть друзья, кто они?
Дети рассказывают о своих друзьях и показывают портреты, нарисованные дома.
Леопольд: - Какие вы молодцы, я вам принес вот такой альбом. Он называется «Давайте жить дружно». Можете свои портреты разместить в нем. А чтобы он был красивым украсить его.
Дети с воспитателем оформляют альбом, украшая его аппликацией.
Леопольд: - Как хорошо у вас получилось.
Определение дальнейших действий
Воспитатель: - Ребята, а из какой сказки пришел к нам Леопольд? А какие вы еще знаете? (Предположительные ответы детей). Посмотрите, как много книг о дружбе есть у нас в группе.
Дети рассматривают книги о дружбе, обсуждают варианты действий.
Леопольд: - Какие вы молодцы! Сразу видно, что вы дружная группа и как много у вас друзей. А теперь мне пора прощаться с вами. До свидания!
Леопольд уходит.
Презентация.
В группу входят родители с подарком: - Дорогие наши дети мы рады, что вы научились дружить и дарим вам этот подарок. Это «Ковер дружбы» (отдельные части ковра были изготовлены детьми с родителями дома, а потом соединены в единое целое). Он будет находиться в вашей группе, чтобы вы никогда не забывали о том, что такое дружба. А если вы вдруг поссоритесь, можете сесть на него и помириться. А еще мы хотели бы наградить вас дипломами Дружбы (награждение).
Постановка новой проблемы.
Дети вместе с воспитателем и родителями обсуждают, что можно еще сделать, чтобы дружеские отношения в группе стали еще крепче. (Домик Дружбы)
Предполагаемый результат:
Для детей:
- дети познакомятся с понятием дружба, дружелюбие;
- сформируется первоначальный опыт поведения в ситуации ссоры;
- обогатится словарный запас для выражения дружеских чувств;
- появится проявления гуманного отношения к окружающим;
- станут более отзывчивы в отношениях: стали сочувствовать, сопереживать в ситуациях дискомфорта, радоваться успеху другого ребенка.
Для родителей:
- родители заинтересуются темой проекта;
- появится желание участвовать в воспитании дружеских отношений между детьми.
Для воспитателей:
- обогатятся представления о налаживании дружеских отношений между детьми;
- обогатится опыт привлечения родителей к процессу воспитания дружелюбия у детей.
Оценка результатов проекта:
- для детей – дети стали более дружелюбные, научились улаживать конфликты, договариваться, переживать и грусть и радость других детей, появилась сплоченность в группе.
- для родителей – родители заметили, что дети стали дружны.
- для воспитателей – обогатился опыт в налаживании отношений в группе, появилось желание продолжать работать с детьми по укреплению дружеских отношений.
Интернет-ресурсы: http://my.mail.ru/mail/joymylife/video/4770/4780.html
Список использованной литературы:
- И.А. Пазухина., «Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет»: Пособие для практических работников детских садов. - СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2004. – 272, ил.
- Иванова Н.В., Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: Творческий центр Сфера, 2008
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В., Учим детей общению. — Ярославль: Академия Развития, 1996.
- Крюкова С.В., Слободянник Н.П., «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего возраста»: Практическое пособие – М.: генезис, 2000. – 208 с., илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное педагогическое мероприятие: "Давайте жить дружно!"
знакомство детей с приемами нетрадиционного рисования, формировать чувство принадлежности к группе....
Педагогическая гостиная. "Давайте жить дружно". (подготовительная группа)
Пояснительная записка.Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постеп...
Педагогический проект "Давайте жить дружно!"
Педагогический проект...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по развитию коммуникативных навыков «Давайте жить дружно» во второй младшей группе
В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится воспитателю. Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные ...
краткосрочный психолого-педагогический проект "Давайте жить дружно" для детей младших групп
Целью проекта является формирование у детей представлений о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения быть сдержанными, работать в коллективе....
«Педагогические ситуации» в рамках программы «Давайте жить дружно» (Выступление на педсовете)
laquo;Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих - и себя, и другого». Древнеиндийское выражение.Мне ближе наше народное - «конструктивное»: «Лучше худой мир, че...
Паспорт педагогического проекта "Давайте жить дружно"
Паспорт педагогического проекта "Давайте жить дружно"...