Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников».
консультация (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников».
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает:
- запомнить последовательность действий (например, что зачем надевать перед выходом на улицу); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время);
- постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом);
- повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий);
- развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу,сказке.
Построение мнемотехники.
Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
• «Подскажи словечко»,
• «Найди пару»
• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Обучение пересказу литературных произведений следует начинать со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется приём совместного рассказа.
Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: педагог рассказывает сказку и одновременно показывает картинку. Затем дети включаются в повторный рассказ педагога – педагог начинает фразу, а дети её продолжают. На заключительном этапе – дети самостоятельно пересказывают произведение.
При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращают внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Одновременно объясняют и показывают. (Это - сумка. У сумки есть ручки, боковые стороны, замок, карман…). Далее составляют совместный рассказ с детьми. Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.
Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей:
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы»
Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы...
использование мнемотехники для речевого развития дошкольников
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....
Консультация для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников"
Речь является ведущим средством общения. Но у детей в речи существует множество проблем. Наша задача научить детей связно, последовательно излагать свои мысли. А мнемотаблицы развивают у детей мышлени...
Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного об...
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА"
РМО педагогов старших групп и подготовительных групп. Выступление воспитателя 1 квалификационной категории Потаповой Марины вячеславовны с докладом на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧ...
Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников
Применение мнемотехники в дошкольном образовании способствует активному речевому развитию детей. Изготовление картинок - процесс несложный и не отнимает у педагога много времени и материала. А демонст...
«Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников»
Педагоги от родителей часто слышат такие слова: «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Дело в том, что в ос...
- Мне нравится (1)