Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников».
консультация (средняя группа) на тему

Миклухина Екатерина Аркадьевна

В помощь воспитателю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotabl.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников».

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает:

-  запомнить последовательность действий (например, что зачем надевать перед выходом на улицу); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время);

- постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом);

- повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий);

- развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу,сказке.

Построение мнемотехники.

Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

• «Подскажи словечко»,

• «Найди пару»

• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Обучение пересказу литературных произведений следует начинать со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется приём совместного рассказа.

Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: педагог рассказывает сказку и одновременно показывает картинку. Затем дети включаются в повторный рассказ педагога – педагог начинает фразу, а дети её продолжают. На заключительном этапе – дети самостоятельно пересказывают произведение.

При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращают внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Одновременно объясняют и показывают. (Это - сумка. У сумки есть ручки, боковые стороны, замок, карман…). Далее составляют совместный рассказ с детьми. Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.

Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей:

- расширяется круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы»

Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы...

использование мнемотехники для речевого развития дошкольников

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....

Консультация для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников"

Речь является ведущим средством общения. Но у детей в речи существует множество проблем. Наша задача научить детей связно, последовательно излагать свои мысли. А мнемотаблицы развивают у детей мышлени...

Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной.  Главной  и  отличительной  чертой  современного об...

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА"

РМО педагогов старших групп и подготовительных групп.  Выступление воспитателя 1 квалификационной категории Потаповой Марины вячеславовны с докладом на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧ...

Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников

Применение мнемотехники в дошкольном образовании способствует активному речевому развитию детей. Изготовление картинок - процесс несложный и не отнимает у педагога много времени и материала. А демонст...

«Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников»

Педагоги от родителей часто слышат такие слова:  «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Дело в том, что в ос...