Программа по художественно-эстетическому развитию "Веселое рисование" для детей раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Программа "Веселое рисование" для детей раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161, структурное подразделение № 6
Программа
по художественно-эстетическому развитию
«Веселое рисование»
для детей раннего возраста (2-3 года)
Подготовила:
Воспитатель
Ефимова Н.В.
Москва, 2017 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи рабочей программы.
3. Формы и методы реализации программы:
- принципы организации;
- методическое обеспечение;
- предполагаемый результат.
4. Тематический план работы с детьми.
5. План работы с родителями.
6. Консультации для воспитателей.
7. Список литературы.
Программа по художественно - эстетическому образованию «Веселое рисование» разработана на основе методических рекомендаций Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Программа, конспекты занятий Лыковой И.А. «Цветные ладошки», Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы - дети группы раннего возраста (2-3года).
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 занятие непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного занятия в группе раннего возраста 8-10 мин.
- Пояснительная записка
Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и, «овладев» пишущим предметом приходит к радостному открытию, что и он может оставлять след на бумаге, и не только.
Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности
Между тем даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью, поэтому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Особое внимание уделяется развитию творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.
При реализации программы еженедельно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.
- Цели и задачи рабочей программы
Цель рабочей программы
- Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через художественно-эстетическую деятельность;
- Помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.
Задачи рабочей программы
- Создание положительного настроения у детей раннего возраста, поддержание стремления к самостоятельности;
- Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;
- Способствовать развитию познавательной активности - представлениях о предметах, животных, явлениях природы и т.д.;
- Способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;
- Развивать у детей художественно - творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание;
- Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой;
- Знакомить детей с цветовой гаммой;
- Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.);
- Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы;
- Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования;
- Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка;
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру.
- Формы и методы реализации программы
Формы реализации программы:
- беседы; - занятия; - групповая и индивидуальная работа; - коллективно-творческая работа; - работа с родителями, мастер-классы; - игры, развлечения; - оформление выставок;
Методы реализации программы:
- наглядный;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- публикация информации на сайте ДОУ, группы.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Принципы организации НОД:
- подача материала в игровой форме;
- развитие творческих способностей детей, фантазии;
- приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества;
- выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Методическое обеспечение (нетрадиционные техники):
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- пальчиковое рисование;
- печать по трафарету.
Методическое обеспечение
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду». Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Выделяют: наглядные, словесные, практические методы.
Авторами новой классификации методов обучения являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Методы обучения подразделяются на: информативно - рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод проблемного изложения материала. В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец педагога; показ педагога. Словесный метод включает в себя: беседу; рассказ, искусствоведческий рассказ; использование образцов педагога; художественное слово. Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Центральное место среди методов и приемов в дошкольном возрасте занимают игровые приемы, показ способа изображения и словесные методы.
- Игровые приёмы и ситуации
Игровые приемы и ситуации используются: в объяснении, в руководстве самостоятельной изобразительной деятельностью, в оценке продуктов детского творчества. В процессе самостоятельной художественной деятельности детей педагог поддерживает их интерес и включает в игру: «какое яркое солнце получилось, но мы не нарисовали лучики». Напоминания, советы, указания воспитатель использует не прямо, а опосредованно, через игру, вызывая положительные чувства, на основе которых сообщаются новые знания и развиваются ручные умения. Медленно действующих детей воспитатель при помощи игры побуждает к ускорению (все зайчики собрались, а где еще один). При оценке детских работ игровая ситуация сохраняется. Важно сосредоточить внимание детей на положительном в их творчестве - рисунке, лепке. Важно, чтобы дети запоминали удачные изображения, что легче сделать при обыгрывании работ. Игровые упражнения способствуют развитию формообразующих движений, усилению выразительности образа (как шумит ветер, дождик).
- Показ способа изображения
Показ используется, когда необходимо переключить внимание детей от реального образа к условному, создать представление о возможности создать или вылепить увиденное. Показ сопровождается игрой: «Возьму кисточку вот так, наберу желтую краску, как цыпленок, нарисую один кружок, это голова…» Наиболее эффективно пассивное движение - это когда ребенок действует рукой не самостоятельно, а с помощью взрослого.
- Словесные методы и приемы
Чтение стихотворений, потешек, пение песенок. На занятии важный метод - применение слова педагога, которое направляет детей. Главное в речевом руководстве деятельностью детей - это то, что педагог должен говорить на понятном детям языке, ласково, обращаясь к каждому ребенку по имени. Указания должны быть четкими и понятными детям, так как если ребенок не поймет направленных к нему слов, это может вызвать отказ от выполнения рисунка или другой работы. Для большего эмоционального воздействия можно прочесть знакомое детям стихотворение. В конце занятия педагог хвалит всех детей, не зависимо от результата.
В системе художественно - эстетического образования дошкольников используются разнообразные формы организации занятий. Необходимо включать каждого ребёнка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью занятия и отдельных его частей.
Наряду с индивидуальными занятиями проводятся и коллективные формы создания работ. Изобразительная деятельность является художественно-творческой, поэтому обстановка, в которой она протекает, должна быть эстетически организована. Так, выполняя коллективные композиции, дети могут работать за столами, поставленными полукругом.
Для занятий с детьми используется разнообразный наглядный материал: иллюстрации с изображениями картин знаменитых художников; тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире; дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д.; незавершённые композиции для коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию; серии альбомов для детского художественного творчества.
Предполагаемый результат
В результате освоения данной программы к концу года дети:
- познакомятся со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.);
- получат навык разнообразных способов действий с изобразительными средствами;
- получат импульс для развития своих художественно - творческих способностей, художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения, творческого мышления, внимания;
- приобретут положительное отношение к изодеятельности в группе, представление о её организации, опыт взаимодействия с педагогом;
- приобретут более широкие представлениях о предметах, животных, явлениях природы.
- Тематический план работы с детьми
Тема | Задачи |
Сентябрь | |
Здравствуй, детский сад! | Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. |
Веточка рябины | Знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показать приём получения точек. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Мой любимый дождик | Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень). |
Нарядный мухоморчик | Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки. |
Нарядный мухоморчик в травке | Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист бумаги и рисовании травки пальчиками. |
Октябрь | |
Превращение ладошки. (цветок) | Знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой. |
Осеннее деревце | Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью. |
Листопад | Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). |
Подводное царство | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании рыбок ладошками, а пальчиками – водоросли. |
Ноябрь | |
Пушистые котята играют на ковре (коллективная работа) | Знакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). |
Вишнёвый компот | Знакомить с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. |
«Шарики воздушные, ветерку послушные...» | Вызвать интерес к сочетанию разных изобразительных материалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками. |
Подарок маме - «Полюбуйся на герань» | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный цветок, нанося рисунок равномерно в определённых местах. |
Декабрь | |
Первые снежинки | Упражнять в рисовании ватными палочками. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. |
Зима пришла | Знакомить с техникой рисования поролоном. Упражнять в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). |
«Маленькой ёлочке холодно зимой...» | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками. Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом - губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). |
Праздничная ёлочка | Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью (имитация фактуры колючей хвои дерева). Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) - «зажжём огоньки на ёлочке». |
Новогодний салют! | Закрепить технику рисования пальчиками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа |
Январь | |
Снеговичок | Упражнять в технике рисования тычком жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке). |
Зимние узоры | Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком. |
Матрешка | Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт готовой формы. Обогатить сюжет детской игры |
Февраль | |
Зимний денёк (коллективная работа) | Знакомить детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»). |
Шарфик для куклы | Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком. |
Ракета | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на ракете, вместо окон). |
Украсим чашку для папы | Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма. |
Март | |
Красивые бусы для мамы | Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету. |
Разноцветные рыбки | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство - делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза). |
«Смотрит солнышко в окошко» (коллективная работа) | Закреплять умение рисовать ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков. |
Капают сосульки | Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками - падающие с них капли. |
Апрель | |
Коровка на травке | Знакомить детей с техникой рисования по трафарету. Побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа. Закреплять у детей знание зелёного цвета. Воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему. |
Космос | Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе), в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»). |
Клоуны в цирке (планируется 2 занятия) | 1. Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», - наряд в горошек). Развивать чувство ритма. |
2. Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. | |
Май | |
Воздушные шарики | Продолжать учить детей изображать формы похожие на округлые. Располагать их по всему листу (шарики летят). Вызвать у детей интерес к рисованию. |
Салют на нашей улице (коллективная работа) | Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. |
Одуванчик | Упражнять детей в технике печатанья печатками. Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции. |
Дождик, радуга и солнышко! | Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в рисовании тычком жёсткой кистью. Развивать эстетическое восприятие. |
- План работы с родителями
Сентябрь | Адаптация детей к детскому саду | Родительское собрание |
Октябрь | Волшебные краски. «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей раннего возраста» | Консультация для родителей |
Ноябрь | Как часто рисует ваш ребёнок. Порисуйте вместе (рисование на стекле) | Анкета для родителей Портрет мамы |
Декабрь | Развитие мелкой моторики рук | Консультация для родителей |
Январь | Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста | Публикация на сайте |
Февраль | Рисование без препятствий самыми необычными вещами | Мастер-класс для родителей |
Март | Все маленькие дети - художники | Папка-передвижка |
Апрель | Рисуем солью | Семинар-практикум для родителей |
Май | Полезные советы по развитию творческих способностей детей | Памятки для родителей |
- Консультации для воспитателей
- Консультация для воспитателей «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»;
- Консультация для воспитателей с мастер-классом «Экспериментируем, познаем, творим!»;
- Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности»
- Список литературы
- И.А. Лыкова - «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет», 2011 г.
- И.А. Лыкова - «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы», 2010 г.
- И.А. Лыкова - «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников)», 2010 г.
- Г.Н. Давыдова - «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», 2007 г.
- А.А. Фатеева - «Рисуем без кисточки», 2009 г.
- Т.Н. Доронова - «Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС», 2017 г.
- Г.С. Швайко - «Занятия по ИЗО в детском саду», 2008 г.
- Т.Г. Казакова «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», 2006 г.
- Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Художественно-эстетическое и речевое развитие детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр в условиях реализации ФГОС ДО ».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Тема: «Художественно-эстетическое и речевое развитие детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр в условиях реализации ФГОС ДО »....
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) для детей раннего возраста
Тема: «Ягоды рябины для птичек»...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) для детей раннего возраста «Дружные ладошки».
Нетрадиционная техника рисования-ладошкой....
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности «Карамельки» для детей раннего возраста
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Карамельки» знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет зн...
Программа «Волшебный песок» как средство художественно-эстетического и познавательного развития детей раннего возраста
Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильн...
НОД по художественно – эстетическому развитию «Этикет» для детей раннего возраста
Подведение к пониманию элементарных правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым, добрым, внимательным, без напоминания приветливо здороваться, прощаться, употребляя выражение &laqu...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепке) для детей раннего возраста «Мячик для кошки Мурки»
Интегрированное занятие познавательное развитие+сенсорное развитие+лепка...