учимся познавать и экспериментировать.
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21_uchimsya_poznavat_i_eksperimentirovat.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1 п. ПАЛАТКА»
Воспитатель:
Башкина Н.А.
Приобщить дошкольников к миру науки, развить у них предпосылки к дивергентному мышлению (способности находить множество путей решения одной проблемы) и сформировать познавательный интерес – что может быть проще и интереснее?
Реалии нашей современной жизни требуют, чтобы человек не только знал и владел, но и, самое главное, умел добывать знания самостоятельно (хорошо бы и с удовольствием), был гибким, умел быстро перестраиваться в стремительно меняющемся мире. Поэтому среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО делает акцент на том, что «… ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать…».
А ведь малыши от природы очень любопытны и любознательны, они постоянно экспериментируют, занимаясь любимыми делами: пускают палочку по ручейку, бросают камешки на дно, приносят домой сосульку или выносят на мороз мыльные пузыри. Учёные доказали, что детское экспериментирование наравне с игрой – ведущая деятельность дошкольников, а первые три года – единственный способ познания окружающего мира. Поэтому задача педагогов – использовать природное любопытство детей, их стремление к познанию нового для проведения занятий в форме простейших научных опытов, тем самым поддерживая и развивая интерес к процессу самостоятельного получения знаний. И не забывать, что знания дошкольники получают не только во время организованной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре и т.д. Это ещё один способ для познавательного общения педагога со своими воспитанниками.
То, что экспериментировать интересно – ни у кого не вызывает сомнений, а вот как просто это организовать – вопрос для многих. Здесь очень важны личностные особенности самого педагога: насколько он готов к спокойному и доброжелательному реагированию на разлитую детьми воду, рассыпанный песок, поцарапанное оборудование или испорченный рабочий материал. Если есть понимание и уважение права каждого ребёнка сделать своё открытие, а не то, которое запланировал педагог, значит, осталось разобраться, как сделать детское экспериментирование детским, т.е. - интересным для всех детей.
Мы, например, попытались обобщить и систематизировать простейшие научные опыты с неживой природой таким образом, чтобы они были доступны и интересны каждому ребёнку. Потому что считаем: все живые организмы имеют право находиться и жить в своей естественной среде обитания, и какие – либо наблюдения за ними должны также происходить в этой среде, и не стоит приносить их, сажать в банку и разглядывать в лупу.
А как сделать, чтобы каждому было интересно? Это главная особенность нашей с детьми организованной деятельности – у каждого ребёнка есть свой рабочий поднос, инструментарий и все опыты он проводит самостоятельно. Ведь нет ничего скучнее и обиднее, чем просто наблюдать за демонстрационным опытом, зная, что сам не попробуешь сделать «также», или тебя не выберут для повторения опыта. Конечно, для реализации таких игр – экспериментов необходимо оборудование, но создание мини – лаборатории в группе не потребует больших затрат. Рекомендации по наполнению центров науки (или научной деятельности) в группе можно легко отыскать на просторах Интернета (также как и конспекты НОД для разных возрастных групп), но посоветуем для начала обзавестись рабочими подносами, лупами и мисками по количеству детей, а также двумя ведёрками (для грязной и чистой воды). Всё остальное оборудование приобретается постепенно, используется много одноразовой посуды (ложки, ножи, тарелки, тряпки и т.п.). Перед тем как начинать работать с детьми по данному направлению, интересно и полезно будет провести педагогическое наблюдение и его анализ по каждому ребёнку (примерные показатели и методики представлены в таблице). Это поможет в начале пути составить примерную траекторию индивидуального педагогического воздействия на воспитанника в рамках его организованной или спонтанной экспериментально – исследовательской деятельности. Первые две встречи в лаборатории проходят под лозунгом «Безопасность – наш друг!». Воспитатель и дети придумывают и запоминают правила поведения и проведения опытов, а потом тренируются их соблюдать. Также нужно обязательно предусмотреть время для подготовки и уборки своего рабочего места (примерно 5 – 7 мин).
Для закрепления и повторения пройденного материала дома детям после изучения каждой темы выдаются книжечки с фотографиями проведённых опытов. Каждый родитель может по этой книжечке отследить и повторить с ребёнком пройденный эксперимент и дополнить его по своему желанию. И ребёнок в этом случае – активный соавтор. А педагогу они помогают решить проблему с нежеланием детей записывать (зарисовывать) выводы и ход опыта. Когда нет возможности делать книжечки на каждого воспитанника, мы пользуемся Интернетом: создаём форум на сайте детского сада или в электронном журнале и т.п., где подробно информируем родителей о проведённом опыте, начатой теме, выкладываем фотоотчёты и т.д.
Результаты нашей работы в конце учебного года выглядят следующим образом:
- проявление познавательного интереса к организованной деятельности;
- ознакомление детей с некоторыми естественно – научными закономерностями и их применением в жизни человека;
- с рядом фундаментальных понятий из области естествознания;
- формирование навыков проведения экспериментов в группе и индивидуально;
- предпосылок развития научного и дивергентного мышления исследовательского поведения;
- адекватной самооценки, умения оценить свои действия, способности действовать коллективно или самостоятельно, ответственно и самостоятельно принимать решения в различных ситуациях;
- первичное формирование навыков регистрации результатов опытов;
- сознательное следование правилам техники безопасности при проведении естественно – научных экспериментов;
- развитие таких качеств, как внимательность, усидчивость, терпеливость, умение владеть своими эмоциями.
В течение пяти лет, работая по этой теме с детьми, можем утверждать, что добиться вышеназванных результатов реально, хотя на первых порах могут возникнуть небольшие трудности:
- с созданием мини – лаборатории;
- подготовкой и уборкой детьми своего рабочего места;
- этапом лабораторных записей (зарисовок) выводов или процесса опыта;
- планированием работы и занятий.
Но не сдавайтесь, пробуйте, дерзайте и с увлечением начинайте открывать для себя и своих воспитанников новые горизонты познания!
Диагностические методики и их показатели
Показатели | Диагностические методики |
Отношение детей к экспериментальной деятельности (карточки с картинками) | «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности (по Л.Н. Прохоровой) |
Уровни овладения детьми экспериментальной деятельностью (отношение к экспериментальной деятельности, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия) | Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по А.И. Ивановой) |
Уровень развития любознательности, познавательной активности (вопросы) | Анкета для воспитателя «Изучение познавательной инициативы» (по В.С. Юркевич) |
Уровень доминирования познавательного или игрового мотива | Определение мотивационного компонента (методика М.Н. Ильина) |
Уровень экологических знаний предметов и объектов неживой природы | Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учите детей наблюдать, экспериментировать!
Эксперименты на прогулке для средней группы....
Статья: "Познавать, экспериментируя".
В статье представлен материал о такой виде деятельности, как экспериментирование....
Памятка для родителей "Учите детей познавать мир и себя"
Учите детей познавать мир и себя...
Творческое название проекта в подготовительной группе компенсирующей направленности (коррекция зрения) « Играя, учимся познавать мир природы» Тема «Осень»
Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой проект....
УЧИМСЯ ДУМАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, РАССУЖДАТЬ
Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием!...
«Учите ребенка познавать природу» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
laquo;Учите ребенка познавать природу»КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Экология — это наука, и произошла она от слова ойкас — дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окру...
УЧИМСЯ ПОЗНАВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
Анализ...