учимся познавать и экспериментировать.
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_uchimsya_poznavat_i_eksperimentirovat.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

                 МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1 п. ПАЛАТКА»  

Воспитатель:

Башкина Н.А.

Приобщить дошкольников к миру науки, развить у них предпосылки к дивергентному мышлению (способности находить множество путей решения одной проблемы) и сформировать познавательный интерес – что может быть проще и интереснее?                                                                                    

Реалии нашей современной жизни требуют, чтобы человек не только знал и владел, но и, самое главное,  умел добывать знания самостоятельно (хорошо бы и с удовольствием), был гибким, умел быстро перестраиваться в стремительно меняющемся мире. Поэтому среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО делает акцент на том, что «… ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать…».

А ведь малыши от природы очень любопытны и любознательны, они постоянно экспериментируют, занимаясь любимыми делами: пускают палочку по ручейку, бросают камешки на дно, приносят домой сосульку или выносят на мороз мыльные пузыри. Учёные доказали, что детское экспериментирование наравне с игрой – ведущая деятельность дошкольников, а первые три года – единственный способ познания окружающего мира.   Поэтому задача педагогов – использовать природное любопытство детей, их стремление к познанию нового для проведения занятий в форме простейших научных опытов, тем самым поддерживая и развивая интерес к процессу самостоятельного получения знаний.   И не забывать, что знания дошкольники получают не только во время организованной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре и т.д. Это ещё один способ для познавательного общения  педагога со своими воспитанниками.

То, что экспериментировать интересно – ни у кого не вызывает сомнений, а вот как просто это организовать – вопрос для многих. Здесь очень важны личностные особенности самого педагога: насколько он готов к спокойному и доброжелательному реагированию на разлитую детьми воду, рассыпанный песок, поцарапанное оборудование или испорченный рабочий материал.                Если есть понимание и уважение права каждого ребёнка сделать своё открытие, а не то, которое запланировал педагог, значит, осталось разобраться, как сделать детское экспериментирование детским, т.е. - интересным для всех детей.

Мы, например, попытались обобщить и систематизировать простейшие научные опыты с неживой природой таким образом, чтобы они были доступны и интересны каждому ребёнку. Потому что считаем: все живые организмы имеют право находиться и жить в своей естественной среде обитания, и какие – либо наблюдения за ними должны также происходить в этой среде, и не стоит приносить их, сажать в банку и разглядывать в лупу.

А как сделать, чтобы каждому было интересно?                                                                                   Это главная особенность нашей с детьми  организованной деятельности – у каждого ребёнка есть свой рабочий поднос, инструментарий и все опыты он проводит самостоятельно. Ведь нет ничего скучнее и обиднее, чем просто наблюдать за демонстрационным опытом, зная, что сам не попробуешь сделать «также», или тебя не выберут для повторения опыта. Конечно,  для реализации таких игр –  экспериментов необходимо оборудование, но создание мини – лаборатории в группе не потребует больших затрат.                                                                Рекомендации по наполнению центров науки (или научной деятельности) в группе можно легко отыскать на просторах Интернета (также как и конспекты НОД для разных возрастных групп), но посоветуем для начала обзавестись рабочими подносами, лупами и мисками по количеству детей, а также двумя ведёрками (для грязной и чистой воды). Всё остальное оборудование приобретается постепенно, используется много одноразовой посуды (ложки, ножи, тарелки, тряпки и т.п.). Перед тем как начинать работать с детьми по данному направлению, интересно и полезно будет провести педагогическое наблюдение и его анализ по каждому ребёнку (примерные показатели и методики представлены в таблице). Это поможет в начале пути составить примерную траекторию индивидуального педагогического воздействия на воспитанника в рамках его организованной или спонтанной экспериментально – исследовательской деятельности.                                                                                                                          Первые две встречи в лаборатории проходят под лозунгом «Безопасность – наш друг!».  Воспитатель и дети придумывают и запоминают правила поведения и проведения опытов, а потом тренируются их соблюдать. Также нужно обязательно предусмотреть время для подготовки и уборки своего рабочего места (примерно 5 – 7 мин).

Для закрепления и повторения пройденного материала дома детям после изучения каждой темы выдаются книжечки с фотографиями проведённых опытов. Каждый родитель может по этой книжечке отследить и повторить с ребёнком пройденный эксперимент и дополнить его по своему желанию. И ребёнок в этом случае – активный соавтор. А педагогу они помогают решить проблему с нежеланием детей записывать (зарисовывать) выводы и ход опыта. Когда нет возможности делать книжечки на каждого воспитанника, мы пользуемся Интернетом: создаём форум на сайте детского сада или в электронном журнале и т.п., где подробно информируем родителей о проведённом опыте, начатой теме, выкладываем фотоотчёты и  т.д.

Результаты нашей работы в конце учебного года выглядят следующим образом:

  • проявление познавательного интереса к организованной деятельности;
  • ознакомление детей с некоторыми естественно – научными закономерностями и их применением в жизни человека;
  • с рядом фундаментальных понятий из области естествознания;
  • формирование навыков проведения экспериментов в группе и индивидуально;
  • предпосылок развития научного и дивергентного мышления исследовательского поведения;
  • адекватной самооценки, умения оценить свои действия, способности действовать коллективно или самостоятельно, ответственно и самостоятельно принимать решения в различных ситуациях;
  • первичное формирование навыков регистрации результатов опытов;
  • сознательное следование правилам техники безопасности при проведении естественно – научных экспериментов;
  • развитие таких качеств, как внимательность, усидчивость, терпеливость, умение владеть своими эмоциями.

В течение пяти лет, работая по этой теме с детьми, можем утверждать, что добиться вышеназванных результатов реально, хотя на первых порах могут возникнуть небольшие трудности:

  • с созданием мини – лаборатории;
  • подготовкой и уборкой детьми своего рабочего места;
  • этапом лабораторных записей (зарисовок) выводов или процесса опыта;
  • планированием работы и занятий.

Но не сдавайтесь, пробуйте, дерзайте и с увлечением начинайте открывать для себя и своих воспитанников новые горизонты познания!  

Диагностические методики и их показатели

Показатели

Диагностические методики

Отношение детей к экспериментальной деятельности (карточки с картинками)

«Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности (по Л.Н. Прохоровой)

Уровни овладения детьми экспериментальной деятельностью (отношение к экспериментальной деятельности, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия)

Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по А.И. Ивановой)

Уровень развития любознательности, познавательной активности (вопросы)

Анкета для воспитателя «Изучение познавательной инициативы» (по В.С. Юркевич)

Уровень доминирования познавательного или игрового мотива

Определение мотивационного компонента (методика М.Н. Ильина)

Уровень экологических знаний предметов и объектов неживой природы

Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учите детей наблюдать, экспериментировать!

Эксперименты на прогулке для средней группы....

Статья: "Познавать, экспериментируя".

В статье представлен материал о такой виде деятельности, как экспериментирование....

УЧИМСЯ ДУМАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, РАССУЖДАТЬ

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием!...

«Учите ребенка познавать природу» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

laquo;Учите ребенка познавать природу»КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Экология — это наука, и произошла она от слова ойкас — дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окру...