Проект "Дорогою добра" по патриотическому воспитанию дошкольников.
проект (подготовительная группа) по теме

Твердохлебова Оксана Леонидовна

Проект по гражданско -патриотическому воспитанию в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx128 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«ДОРОГОЮ ДОБРА»

По гражданско – патриотическому воспитанию в условиях ДОУ

     Образовательное учреждение должно давать детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретает самостоятельно. По нашему мнению, наиболее успешно этого можно достичь с помощью метода проектов.

      В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому для успешной реализации любого проекта необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи. Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности.

     Обобщая многолетний опыт работы педагогов по проблемам нравственно – патриотического воспитания и ориентируясь на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005гг», а так же её продолжение до 2010 г., в МДОУ Детский сад «Сказка» г. Вихоревка был разработан проект « Дорогою добра».

    В разработке и реализации проекта принимали участие все сотрудники образовательного учреждения, дети и их родители.  

    Проект направлен на решение вопросов патриотического и духовно – нравственного воспитания детей в соответствии с комплексной программой Т.Н.Дороновой «Радуга».  Содержание нами было расширено за счёт включения задач по краеведению и духовному воспитанию, которые конкретизированы в парциальных  региональных программах воспитания детей на традициях народной культуры для дошкольных учреждений.

  Взрослые! Не учите детей

своих подлости.

Властные! Не учите их злобе

                                                                                                                                          и зависти.

                                                                                          Сильные! Не учите

звериной жестокости.

                                                                                                         Мудрые! Не толкайте детей

к пропасти.

                                                                                                    Грешные! Научите детей

состраданию!

                                                                                                  Слабые! Научите любви

 и вниманию!

                                                                                                        Старые! Научите терпенью

 и кротости!

                                                                                                         Слышите?! Оттащите детей

от пропасти!

ПРОБЛЕМА.

      Согласно определению доктора социологических наук А.А. Козлова, патриотизм представляет собою «интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь «человек (общность) – среда обитания и развития» и подразумевающую нравственно – эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и тому подобных представлений, собственно и оценённых в понятии «Родина», имеющих ценностно – деятельностную природу и проявляющуюся в стремлении данные ценности отстаивать, защищать и приумножать. (1, с.9)

       Для патриотического воспитания развитие эмоциональной сферы личности имеет решающее значение. Даже проблема наличия у человека Родины, осознания им своей принадлежности к некоему этнокультурному сообществу, идентификация как патриота и гражданина может быть поставлена в прямую зависимость от чувств, эмоций, отношений. Так, например , И.А.Ильин считал, что иметь Родину – значит любить её. ( 2)

      В большинстве случаев чувства, связанные с детскими впечатлениями, носят положительную окраску, что очень важно. При благоприятном, доброжелательном отношении родителей родных и близких у ребёнка создаётся позитивное отношение к информации, её накоплению, осмыслению, что способствует нормальному и опережающему темпу развития. Неблагоприятная, агрессивная по отношению к ребёнку среда формирует реакции, совокупность которых вступает в противоречие с человеческой природой, видовым поведением человека разумного, что, в частности, выражается  замедлении и торможении темпов развития.  Доктор биологических наук В.Б.Слезин считает, что распад семей, недооценка героической истории нашего народа привели к росту болезненности, числа психических заболеваний и самоубийств. (3). Культивируемое в наше время мнение, что здоровье человека определяет медицина, бытовая культура и высокий уровень материального благосостояния, оказалось неверным. Духовные идеалы, высокие цели, патриотические чувства также должны быть присущи человеку как биологическому виду. «Глубинная основа патриотизма, как и многих нравственных и эстетических чувств и эмоций отдельного человека и целых народов, имеет генетические корни и может быть объяснена с позиций эволюционной генетики», - пишет А.А.Козлов. (1, с 12).

      Период  дошкольного детства имеет особую значимость для становления личности и формирования нравственно – патриотических чувств, поскольку происходит усвоение обще - цивилизационных понятий, таких, как добро и зло, справедливость , честь и бесчестие, правда и ложь, красота и безобразность, а также овладение теми нормами и правилами, согласно которым живут люди. У ребёнка формируются основные социальные навыки, нравственные привычки, которые позволяют личности в дальнейшем  осуществлять контроль и регулировать своё поведение в соответствии с общепринятыми нормами морали.

    Помимо представлений об основных нормах морали, формирования механизма «внутреннего нравственного сторожа» у ребёнка в дошкольном детстве закладываются основы структуры патриотического чувства. Как известно, чувства – интеллектуальные, практические, эстетические, нравственные, конкретные и абстрактные – в процессе формирования личности образуют иерархическую систему. Базовая структура патриотического чувства состоит из эмоций, чувств, отношений к своей семье и отчему дому, ближайшему окружению и малой родине, родному краю и стране в целом. Учитывая возрастные особенности, специфику протекания психологических процессов, конкретность мышления, чрезвычайно важно, чтобы в дошкольном возрасте у ребёнка были сформированы чувства сопричастности, любви, ответственности прежде всего по отношению к своим родным и близким, своей малой родине, народной культуре, исторической памяти. Эти добрые чувства, возникшие в детстве, помогают человеку справляться с жизненными невзгодами, не преступая нравственных законов, не позволяя агрессии и жестокости руководить мыслями и поступками. Т.В.Плевина отмечает, что социальные чувства и отношения, которые находят своё повседневное выражение в поддержании взаимосвязи человек – моя семья – мой дом – мой город – моя Родина – общество, могут быть сильными и слабыми, устойчивыми и неустойчивыми, динамичными и непостоянными. (1). Неблагополучные условия, трудные обстоятельства, направленные против человека как материального, так и морального или духовного характера, могут менять его отношение к Родине. Неблагоприятные психосоциальные условия негативно влияют на эмоциональную сферу людей, а это, в свою очередь, отражается на его физических ощущениях, восприятии, представлениях. У человека заметно снижается активность протекания психических процессов, появляется подавленность, ухудшается социально- психологическое самочувствие, что отрицательно сказывается на развитии социальных чувств и отношений, патриотическом настрое.

        В дошкольный период происходит не только формирование под влиянием воспитательного воздействия общей структуры патриотического чувства, но и личностных, индивидуальных её особенностей. И.А.Ильин связывал патриотические чувства, восприятие Родины с личным духовным опытом человека, который сложен и у каждого различен. (2). Для одного главным в структуре патриотических чувств является природа и искусство родной страны, для другого – достижения и величие исторического прошлого своего отечества, для третьего – религиозная вера, нравственные традиции народа. Будучи конкретно историческим понятием, патриотизм в каждую эпоху имеет различное социальное, в том числе и различное ценностное содержание. Однако базовая структура патриотического чувства, как правило, остаётся неизменной.

Гипотеза:

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на наш взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Цель проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к истокам духовности  русского народа и его самобытного творчества.

Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи.

  1. сформировать у ребёнка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
  2. дать представление о роли родного города и края в экономическом и духовном развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города.
  3. формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду.
  4. формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Иркутской области.
  5. познакомить с историческим, культурным и духовным наследием  русского народа.
  6. развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народными промыслами.
  7. повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации работы по патриотическому и духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Этапы работы в рамках проектного метода:

  1. Составление перспективного плана проектной деятельности.
  2. Разработка схемы взаимодействия воспитателей и специалистов различных служб в процессе работы над проектом.
  3. Подбор методической, справочной, энциклопедической, художественной литературы по теме проекта.
  4. Составление и обсуждение проекта поэтапного плана работа.
  5. Консультирование и обучение воспитателей инновационным приёмам развития у детей патриотических чувств (на основе парциальных программ).
  6. Подбор необходимого оборудования, пособий, материалов.
  7. Контроль за ходом осуществления этапов проекта.
  8. Подведение итогов. Обобщение опыта работы.

Ожидаемый результат:

     Конечным результатом являются данные диагностирования патриотического и  духовно – нравственного развития детей, данные сформированности «базиса культуры», анкетирование родителей, итоговые духовно – нравственные беседы, музыкально – поэтические досуги, праздники патриотического содержания, встречи с ветеранами. Учитывая активное участие родителей в мероприятиях, направленных на развитие активности патриотических устремлений детей; заинтересованность педагогов в стремлении собственного духовного роста.

Сведения об участниках проекта:

    Проект рассчитан на детей дошкольного возраста, педагогов, родителей.

    Предъявляет требования к уровню образования педагогов, предполагает активное участие родителей в организованных мероприятиях.

Продолжительность, место организации:

    Проект рассчитан на учебный год , объём в часах определяется в зависимости от рассматриваемой темы.

Место реализации:

Детский сад, семья.

Основные  принципы реализации проекта: 

  • Принцип  природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, её ритмами, циклами.
  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введении детей в мир человеческой культуры через её открытые проблемы путём повышения активности, инициативы ребёнка в их решении.
  • Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная и духовная культура, её потенциал имеет огромное развивающее значение.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в интеграции игры с другими детскими видами деятельности ( изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, познавательно – речевой и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребёнка как равноправных партнёров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  •  Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Сибири.
  • Принцип культурологичности и интегративности реализуется  во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры, разных сфер искусства.
  • Принцип учёта возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребёнка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родным, родному городу, его жителям, труду.

Научно – методическое обеспечение проекта:

  1. Комплексная программа «Я – человек» С.А.Козловой;
  2. Парциальная программа «Живой мир образов» Р.Г.Казаковой;
  3. Парциальная программа «Наследие» М.Ю.Новицкой;
  4. Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской культуры» О.Л.Князевой.
  5. Программа «Православная культура» , первый год обучения (под ред.Шевченко)

Этот  проект мы  используем  в работе с детьми,  начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

 

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления;
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  • формирование эмоциональной заинтересованности;
  • знакомство с предметами и действиями с ними;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • осознание поставленной цели;
  • овладение различными способами решения поставленных задач;
  • способность предвосхитить результат, основываясь на своем прошлом опыте;
  • поиск различных средств достижения цели. 

Линии развития личности

                                                                 

Старший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  • развивать поисковую  деятельность,  интеллектуальную

инициативу;

  • развивать специальные способы ориентации —экспериментирование и моделирование;
  • формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  • произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  • потребности в создании собственной картины мира;
  • навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • выявить проблему;
  • самостоятельно искать нужное решение;
  • выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  • самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности

     

Список литературы

  1. О патриотизме и гражданственности: Учебное пособие для студентов, работников сферы молодёжной политики и педагогов. / Под ред. А.А.Козлова. СПб.: Элексис Принт, 2005.
  2. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
  3. Слезин В.Б. Патриотизм и духовность как два уровня сознания //Православие и патриотизм: Материалы науч.-практ. конф. СПб.: Алетейя, 2005. с 139 – 143.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:«Улицы нашего города»Название проекта: «Улицы нашего города»В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответстве...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов»

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошко...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: « Мой край родной – частица Родины большой»

Формировать у детей  любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края....

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников "Ожившие странички истории"

Сформировать у детей элементарные знания о людях военных профессий на основе конкретных исторических фактов, воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества, прошлому своей Отчизны....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Край, в котором мы живём"

Продолжительность проекта: долгосрочный.Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы живём И берёзки вдоль дороги, по которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Это наш с тобою дом И душистый, золотистый х...

ДОРОГОЙ ДОБРА проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических дей...

"ДОРОГОЙ ДОБРА" проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических дей...