Семинар-практикум для родителей "хорошая речь лучше мёда"
консультация (средняя группа) на тему
Повышение педагогической компетенности родителей в развитии речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar._egorova_t.v.docx | 100.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум для родителей
Тема: «Хорошая речь слаще меда»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей в развитии речи детей 4- 5 лет.
Задачи:
-Информировать родителей о работе логопеда ДОУ
-Познакомить родителей с особенностями развития речи 4-5 лет
-Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования речи дошкольников.
Предварительная работа: разработка презентации, подготовка буклетов по развитию фонематического слуха, дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, подбор наглядных материалов.
Оборудование: ноутбук, мяч, жетоны желтого и коричневого цвета, бочонок, зеркала.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей. Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не природный дар. Все начинается с детства. Ясная и правильная речь – это залог успешного общения и обучения в школе. В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников. Обучая детей звукопроизношению необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетание. Разнообразный словарный запас постоянно пополняется т.к. ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. В повседневной жизни в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент) Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Обогащать речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими и качество предметов; наречиями обозначающими взаимоотношения людей и их отношение к труду. Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: С-З, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Ц, С-Ш, Ж-З, Л-Р. Продолжать формировать фонетический слух. Учить определять место звуков в слове (начало, середина, конец.) Учить составлять по образцу простые сложные предложения. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Составлять рассказ по картинам, развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта.
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы: (игра «Вопрос-ответ»).
1. Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том,
чтобы его ребенок правильно говорил? (Очень приятно видеть
внимательных, заботливых родителей.)
2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают,
что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно? (Посмотрите, как мало
рук.) Действительно, в этом возрасте некоторые дети говорят неправильно:
нарушено звукопроизношение, наблюдается неустойчивое употребление
сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.
3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим
детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу
по прочитанному произведению? (В нашем зале собрались не так
много/много/ родителей, которые постоянно знакомят детей с
произведениями художественной литературы.)
4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто
хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка5-6 лет.
(Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.)
Предлагаю ещё раз поговорить о развитии речи ребенка дошкольного
возраста.
Остановимся на возрастной норме детей с 4до 5 лет.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.
К 5 годам словарь ребенка составляет 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).
Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч. Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.
Хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
- у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность:
- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
ПОМНИТЕ!
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Очень важный аспект развития речи, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, просто необходима гимнастика. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
- Молодцы, еще очень важно развивать мелкую моторику детей. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивает внимание и память.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».
Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики) ...
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.
Например, мизинец – сердце,
безымянный – печень,
средний – кишечник,
указательный – желудок,
большой палец – голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
Сегодня я хочу познакомить Вас с нетрадиционным методом – Су-ждок терапией.
В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строению человеческого тела. В теле человека можно выделить туловище и пять выступающих частей – голову с шеей и четыре конечности. Посмотрев на свою кисть, мы видим, что кисть тоже состоит из ладони и пяти выступающих частей – пальцев.
Большой палец, состоящий из двух фаланг, напоминает голову и шею. Каждая из четырёх конечностей тела состоит из трех частей. В руке выделяют плечо, предплечье и кисть; в ноге – бедро, голень и стопу. Каждый из четырёх пальцев кисти, со второго по пятый, состоит из трёх фаланг. Эти и другие признаки подобия подтверждают, что большой палец соотносится с головой, второй и пятый – с руками, а третий и четвёртый – с ногами. Среди всех частей тела стопа наиболее подобна кисти и находится на втором месте по степени подобия телу. Подобие является свидетельством глубоких внутренних связей, существующих между телом, кистью и стопой, и объясняет те большие возможности Су Джок терапии, которые испытали на себе уже тысячи людей.
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях можно и нужно использовать Су Джок терапию, которая активизирует развитие речи ребенка. Су Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.
Воздействуя на точку можно:
-укрепить защитные силы организма;
-снять приступы острой боли;
-избавиться от некоторых хронических заболеваний;
-помочь организму восстановиться, когда организм устал и ослаб;
-провести непрямой массаж внутренних органов;
-восстановить артериальное давление;
-снять острые приступы зубной боли;
-справиться с насморком, кашлем, воспалением глотки;
-помочь в экстренных случаях (приступы сердечной боли, головокружение, тошнота, потеря сознания);
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий.
Вот некоторые формы данной работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.
Автоматизация звуков. Дети катают массажные шарики между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [c]: «На сосне сидит сова, говорит она слова...»
Совершенствование лексико-грамматических категорий. Упражнение "Один-много". Педагог катит "Каштан" по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения "Назови ласково", "Скажи наоборот" и т.п.
Для совершенствования навыков пространственной ориентации, развитие внимания, памяти.
Звуковой анализ слов. Для характеристики звуков используются массажные шарики трёх цветов: красный, синий, зелёный. По заданию педагога ребёнок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
Слоговая структура слова. Упражнение "Раздели слова на слоги". Ребёнок называет слог и берёт по одному шарику из коробки, затем считает число шариков.
Это лишь некоторые приёмы использования Су-Джок терапии в коррекционно-педагогической работе с детьми. Творческий подход педагогов, использование альтернативных методов и приёмов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в образовательном учреждении.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Я предлагаю вашему вниманию пособия, которые можно использовать для развития дыхания у детей.
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот. Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. (слайд №30). Я предлагаю вашему вниманию игры, в которые можно поиграть дома с ребенком,
«Кто внимательный»
Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображениями положения губ при произнесении гласного звука.
Послушай, и назови нужное слово.
Педагог читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.
Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.
Шутки-минутки
Педагог читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.
Рефлексия
Вот и закончилась наша встреча. Я думаю, что она прошла не зря. Формирование правильной речи ребенка - дело трудное и без активного взаимодействия с вами достичь хороших результатов будет трудно. Спасибо, что нашли время прийти к нам, это говорит о том, что вы неравнодушны к своему ребенку.
Мне очень важно знать ваше мнение о сегодняшней нашей встрече. Помогут нам в этом жетоны, которые вы получили в начале нашей встречи. Желтый жетон – это мед, а коричневый- это деготь. У меня в руках бочонок, если вас заинтересовал предложенный материал, вы будете его использовать в своей семье – «добавьте ложку меда» в бочонок - положите желтый жетон, если вас не заинтересовал предложенный материал, вы никогда не будете его использовать – «добавьте ложку дегтя» в бочонок - положите жетон коричневого цвета.
Подведение итогов с помощью жетонов
Родители по очереди кладут жетоны в бочонок.
Цель: подвести итоги семинара-практикума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для педагогов "Развиваем речь детей"
семинар-практикум для педагогов "Развиваем речь детей"...
Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"
В материале раскрываются этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....
Семинар - практикум для воспитателей "Развитие речи через рассматривания картин"
Особым видом связного высказывания является рассматривание картин. Я предлагаю семинар - практикум для воспитателей развитие речи через рассматривание картин....
Семинар – практикум « Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА Данный семинар-практикум был проведен для воспитателей массовых групп, с целью передачи опыта по коррекции речевого нед...
Семинар - практикум для педагогов: «Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников»
Семинар практикум для педагогов ДОУ "Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников"...
Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»
Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....