Семинар – практикум для родителей: «Организация дисциплины во взаимоотношении родителя и ребенка с помощью игровой деятельности.»
учебно-методический материал (младшая группа)

Чебых Мария Александровна

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.

2.Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

3.Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.

Форма проведения: родительское собрание в нетрадиционной форме  с элементами совместных игр родителей и детей, направленных на организацию дисциплины.

Участники: родители, воспитатели, дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей:

«Организация дисциплины во взаимоотношении родителя  и ребенка с помощью игровой деятельности.»

Игра не пустая забава. 

Она необходима для счастья детей,

 для их здоровья и правильного развития.

Д. В. Менджерицкая.

 

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.

2.Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

3.Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.

Форма проведения: родительское собрание в нетрадиционной форме  с элементами совместных игр родителей и детей, направленных на организацию дисциплины.

Участники: родители, воспитатели, дети.

Ход мероприятия

1.Вступительная часть

Прежде чем мы начнем наше собрание предлагаю вам сыграть в одну игру:

«Игра КОМПЛИМЕНТЫ»

Стоя в кругу, дети и родители берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: (спасибо, мне очень приятно!) Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Рекомендации:         

1.Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать (вкусное,) (сладкое), (цветочное)…Либо применить тактильный контакт. (Поглаживание, рукопожатие,) либо просто подарить улыбку.

2.Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

Ведущая: Когда одного философа спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света?»,- он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, не молится, а играть!

Каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

А зачем ребенку нужна игра?

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что у маленьких детей дисциплина формируется именно через игровую деятельность!

Поэтому хотим предложить вам несколько игр и игровых ситуаций для организации досуга с детьми и семьей и коррекции возникшей поведенческой проблемы.

Практикум «Играем  вместе с детьми».

Шаловливая минутка 
Цель: снятие психофизического напряжения, развитие произвольности
Детям объясняют: "Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать... Но помните, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается. Упражнение повторяется 2 – 3 раза

Игра «Стой»

Цель: Данным упражнением мы развиваем у детей самоконтроль над своими произвольными движениями.

Звучит маршевая музыка, дети и родители  стоят на месте, как только музыка прервалась, дети начинают маршировать.

Тот кто делает все наоборот выбывает из игры.

Упражнение «Запрещенное движение»

Звучит ритмичная музыка, дети и родители стоят полукругом, воспитатель - в центре.

Ведущий (воспитатель) показывает различные действия, все  повторяют за воспитателем  действия, но одно из них (например приседание), является запрещенным, дети должны сориентироваться и не повторить за воспитателем это действие. Тот кто ошибся становится ведущим.

Тихий колокольчик 
Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.
Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.

Речка - Берег 
Цель: развитие концентрации внимания, коррекция импульсивности, стимуляция физической активности
На полу в линию лежит длинная веревка, представляющая морской берег. Дети встают с одной стороны «на берег». Когда ведущий крикнет «Речка!» все перепрыгивают через линию вперед. Если он кричит «Берег!», то все перепрыгивают назад. Если ведущий кричит «Берег!» дважды, дети, которые перепрыгнули в «Речку», выбывают из игры.

После этих совместных игр, мы так же даем рекомендации родителям о проведении игр дома совместно с ребенком. Если родитель вовлечен в игру и ребенок видит, что эта игра интересна не только ему, но и его маме и папе. То ребенок чувствует себя нужным родителям и видит в них, уже с детства, авторитет.

ИГРЫ ДОМА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДИСЦИПЛИНЫ!

Можно распечатать родителям данную картотеку игр)

Игры на кухне

Ведущая: Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры «Большой — маленький», «Какого цвета», «Придумай слово», «Сочиним сказку», «Сосчитай предметы на кухне».

«Скорлупа от яиц» Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

 «Тесто» Лепите все, что захочется. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из теста короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик.

 «Макаронные изделия» Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

«Самый внимательный» На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка… В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями.

 «Горох и фасоль» Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль.

 «Различные мелкие крупы» Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

 «Одноразовые стаканчики» Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

«Сухие завтраки – колечки» Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки – бусы и браслеты.

Игры в транспорте

Ведущая: Очень много времени родители и дети проводят в транспорте. Ребёнок быстро устаёт, начинает капризничать. Не давайте малышу свой телефон, а поиграйте с ним!

«Кто первый?» Называйте вслух всё, что видите за окном: деревья, автомобили, птицы, дома. Побуждайте ребёнка указывать и называть разные объекты, а также отыскивать среди них какие-то примечательные (самое большое дерево, грузовая машина). А теперь загадайте какой-нибудь объект, который можно увидеть за окном. Выигрывает тот, кто увидит загадочный объект первым. (Игра развивает внимание, расширяет словарный запас).

«Игры с пальчиками» Как играем: познакомьте ребенка со своими пальцами — большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Поиграйте с ними: каждый пальчик на одной руке здоровается со своим «тезкой» на другой — большой с большим, указательный с указательным и т. д. (прикасаясь подушечками пальцев). Можно использовать полезные стихи (пальчиковая гимнастика)

Этот пальчик дедушка. Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик папочка. Это пальчик мамочка.

Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья! (Начинаем считать с большого пальца)

Игры перед сном

«Солнце» Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий — мама или папа и так далее) пририсовать к солнцу как можно больше лучей.

«Змея» Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и так далее.

«Картинки-кляксы» Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.

«Что лишнее?» У этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку тренировку внимания. Вот перед ним лежат мячик, кукла, кубик, тарелка. Что лишнее? правильно, из тарелки едят, а остальные предметы-игрушки. А теперь пусть ребёнок устроит вам подобный экзамен (игра развивает память, внимание, логику).

«Чудесный мешочек» В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс. Положите в небольшой мешочек хорошо знакомые ребёнку предметы: мячик, кубик, карандаш, кисточку, шнурок. Завяжите ребёнку глаза и попросите его вытащить один предмет. Пусть попробует узнать этот предмет на ощупь. (Игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность).

«Что за сказка?» У вас в руках всё тот же чудесный мешочек, в котором находятся предметы, которые потеряли сказочные персонажи (ключ, туфелька, горошина, луковица) Ребёнок должен отгадать, что за герой его потерял или в какой сказке встречается этот предмет. (Игра развивает речь, память, воображение).

«Комплименты» Расскажите ребёнку, что вежливому человеку живётся легче и веселее. Его все уважают и ценят. Проверьте, умеете ли вы говорить комплименты и умеет ли это делать ваш ребёнок. В эту игру можно играть вдвоём или большой компанией. Все по очереди говорят каждому из участников что-то приятное. За самый лучший комплимент-приз. (Игра развивает умение общаться)

«Бусы»  А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках.

Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не тянул в рот бусины или пуговицы.

Правила игры для родителей

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Игра научит нас:

  • говорить с ребенком на его языке;
  • преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
  • оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

Играя, мы можем научить детей:

  • смотреть на себя со стороны, глазами других людей;
  • предвидеть стратегию ролевого поведения;
  • делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих;
  • стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
  • доверять друг другу.

Все игры требуют индивидуального подхода, но существуют общие правила:

  • игра не должна включать даже малейшую возможность риска, не должна угрожать здоровью детей;
  • игра требует чувства меры и осторожности, не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих; иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре — это недопустимо;
  • не будьте занудами! Ваше внедрение в мир детской игры — введение туда новых, развивающих и обучающих элементов — должно быть естественным и желанным. Не критикуйте ребят, не прерывайте их игру или учитесь играть вместе с ними, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела; добровольность — основа игры;
  • не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов, важнее другое — те мгновения, что Вы проводите со своим ребенком;
  • поддерживайте активный творческий подход к игре; дети — большие фантазеры и выдумщики. Творческая игра так захватывает ребенка, что он испытывает наслаждение от новой фантазии;
  • заканчивайте игру ярко, эмоционально, помните, что состязательность в игре — это не цель, а средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

Игра – школа морали в действии. Можно долго объяснять ребенку, что такое хорошо, что такое плохо, но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Здесь важно руководство взрослых.

Рефлексия

Ведущая: Какие выводы вы сделали? (высказывания родителей).

 

1.Принимать активное участие в играх детей

2.Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке

3.Организовать семейные экскурсии по интересам детей

Принимать активное участие в жизни дошкольного учреждения

Мы хотели бы узнать ваше мнение о родительском собрание, при выходе вы наклеите свои стикеры под надписью соответствующей вашему мнению: «Узнал новое», «Было интересно», «Зря потерял время».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

В основной части семенара - практикума родители знакомятся с этапами организации исследовательской деятельности с детьми. В практической части  родители организовывают совместную познавательно - ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Содержание семинара-практикума о развитии коммуникативных способностей дошкольников в игровой деятельности....

Семинар-практикум "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"

Что такое дисциплина? Какие требования выдвигают педагоги к детям? Какие приемы использовать педагогам? Все это можно узнать из материала семинара-практикума....

Семинар-практикум для родителей «Организации проектной деятельности с детьми»

Семинар-практикум для родителей«Организации проектной деятельности с детьми»...