Проект "Здравствуй, детский сад"
проект (младшая группа) на тему
Проект о адаптации детей к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация детей к детскому саду. | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 142» Проект: «Здравствуй, детский сад!» Выполнила: Коробова Е.В. Воспитатель Г.Оренбург
Содержание 1.Актуальность проблемы……………………………………………...3 2.Цель и задачи………………………………………………………….5 3.Программа реализации проекта……………………………………..8 4.Паутинка проекта…………………………………………………......9 5.Положительный опыт……………………………………………….11 6.Критерии оценки ожидаемых результатов………………………...13 7.Приложение………………………………………………………….14 2
Актуальность проблемы . Детский сад – новый период в жизни ребёнка . Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается , что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми . В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек , новых людей, новых правил . Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста . Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проект включены элементы психогимнастики , АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессоров . 3
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние. Работа воспитателя и психолога заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов, обладать высокой рефлективностью и эмпатией . 4
Цель и задачи Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи , решаемые проектом: преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. 5
4. Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей : -снятие эмоционального и мышечного напряжения; -снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; -развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; -развитие внимания, восприятия, речи, воображения; -развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; -развитие игровых навыков, произвольного поведения. -Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым воображением: игровая деятельность, дидактические игры, беседы, песочная терапия, сказкотерапия . Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. 6
Вид проекта : средне срочный . Участники проекта : дети первой младшей группы , воспитатели , родители , психолог. Возраст : 2-3 года . Время реализации проекта : октябрь, ноябрь 201 5 года . 7
Программа реализации проекта . 8 П одготовительный О сновной З аключительный Подбор игр . Помещение информации в родительский уголок . Дополнение предметно – развивающей среды в группе : - уголок для ролевых игр ; - уголок дидактических игр ; - уголок развивающих игр ; - книжный уголок ; - уголок воды-песка ; - уголок по театрализованной деятельности ; - уголок конструирования Знакомство с семьёй . Ознакомление родителей с системой работы ДОУ. Бесед а с родителями «Соблюдение режима дня дома ». Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Ознакомление родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей Обработка результатов с психологом (анализ адаптационных листов, анализ индивидуальных карт развития). Выявление детей с тяжелой адаптацией и индивидуальная работа с ними; оценка уровня нервно – психического развития детей.
Паутинка проекта. Месяц Основные виды деятельности детей Ответственный Взаимодействие с родителями Сентябрь «Давайте познакомимся» «Ласковое имя», «Ладонь на ладонь» - Д/и «Вместе весело шагать…»- беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами Игры с песком – песочная терапия. Игровая деятельность «Божья коровка». Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик». Пальчиковая гимнастика «Капуста », Воспитатель, дети. Психолог Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Бесед а с родителями «Соблюдение режима дня дома ». Круглый стол « Памперсы вред или польза» 9
10 «Пропавший малыш». Совместное занятие с родителями «Дом дружбы» Октябрь «Сороконожка» - Д/и «Мыльные пузыри» - игровая деятельность Подвижная игра «Зайка серенький сидит» Чтение и заучивание детьми стихов «Мишка, зайка, мячик, слон, бычок» «Дождик» - игровая деятельность по изо. Воспитатели дети Руководитель по изо - деятельности Консультация « На прогулке с малышом» Консультация «Возрастные особенности детей 2-3 лет» Занятие – практикум «Рисуем всей семьей».
Положительный опыт. В адаптационный период воспитателями проводятся игры, направленные на сближение детей друг с другом: «Найди друга», «Мой друг, кто ты», «Давайте познакомимся», «Приходи ко мне в гости, я буду угощать». Положительный результат дают пальчиковая и дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения, игры с водой и песком. Ежедневные утренние приветствия, упражнения «Ладонь в ладонь», « Ласковушки », «Я самый-самый» способствуют поддержанию благоприятной атмосферы в группе, развитию у детей навыков социального поведения и уверенности в себе. Создавая у ребенка положительное отношение к различным видам деятельности, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, обеспечиваем решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряем и облегчаем протекание адаптационного процесса. Мы стараемся, чтобы детский сад стал для ребенка местом, где ему уютно, хорошо, весело: создаем спокойную обстановку, ведем индивидуальную работу с каждым ребенком, проявляем доверие, любовь и уважение, чтобы каждый ребенок был уверен, что его в группе ждут с нетерпением, а это значит, что его любят! С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. И каким он будет зависит и от родителей и от воспитателей. 11
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. 12
Критерии оценки ожидаемых результатов В результате проделанной работы обобщены данные о прохождении адаптации по следующим критериям: общий эмоциональный фон поведения ребенка в группе, характер познавательной и игровой деятельности, особенности общения со взрослыми и сверстниками, отношение к режимным моментам. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ 13
Игровая деятельность. «Божья коровка». Задачи: -создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; -развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; -развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); -развитие внимания, речи и воображения. Материалы: игрушечная «божья коровка» (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрёшки, куклы, кубики и т.п.; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка). Ход занятия Приветствие. Воспитатель показывает детям игрушечную божью коровку и говорит: -К нам в гости прилетела Божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней. 14
Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней. Воспитатель предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки. - Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать! Воспитатель, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. - Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку. Дети вслед за воспитателем медленно разжимают кулачки. - Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за воспитателем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка. (Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.) Божья коровка, Ритмично покачивают ладонями Улети на небо, Делают взмахи перекрещенными кистями рук Принеси нам хлеба, Машут кистями рук на себя. Чёрного и белого, Ритмично хлопают в ладоши Только не горелого! Грозят указательным пальцем. 15
-Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки. - Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки. На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У». — А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок. Мы вокруг себя покружились И в божьих коровок превратились Кружатся Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Показывают названные Ручки-крылышки, ножки, животики. части тела. — Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам. Дети встают на четвереньки и ползают по полу. - Подул злой холодный ветер, перевернул жучков. Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными руками. -Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам. Дети снова встают на четвереньки и ползают. Игра повторяется 2-3 раза. - Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели. Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат. - Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! 16
17
18
Дидактические, подвижные, пальчиковые игры «Ласковое имя» Цель : помочь детям запомнить имена друг друга и установить контакт. Ход игры: для детей младшего возраста – мы будем бросать мяч друг другу и скажем как нас зовут( если ребёнок не говорит, то помогает взрослый); Для детей старшего возраста – вспомните, как вас зовут дома. Мы будем бросать мяч друг другу. И тот , к кому мячик попадёт, называет одно или несколько из своих ласковых имен. Но важно не только назвать своё имя, но и запомнить каждого у нас, к кому попадёт мяч. «Ладонь на ладонь» Цель : развивать умение согласовывать действия с партнёром. Ход игры : дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может сооруженная ребёнком гора или река (детям младшего возраста этого не делать). В игре может участвовать взрослый-ребёнок. «Сороконожка» Цель: развивать умение согласовывать действия с партнёром. Ход игры: в гости приходит зайчиха Ляля и что-то говорит взрослому на ушко, который сообщает детям, что зайчиха очень хочет поиграть. А вы хотите поиграть? 19
Все участники встают «паровозиком», держась друг за друга. Впереди взрослый, который держит Лялю. сороконожка начинает передвигаться по комнате и находит разноцветные мячи. – Посмотрите, сколько здесь разноцветных мячиков. Вот красный (показывает красный мяч), вот синий (показывает синий мяч), а это желтый (показывает). Красный мяч я дам Маше, синий - Диме (раздаем мячи) давайте поиграем мячами(дети вместе с зайчихой играют мячами). Ой, а где же наше сороконожка? Убежала? (снова все встают «паровозиком»). «Зайка серенький сидит..» Цель: развивать мелкую моторику рук. Ход игры: взрослый рассказывает стихотворение и показывает действия руками. Затем дети повторяют за взрослым. Зайка серенький сидит и ушами шевелит Сжимаем и разжимаем пальцы на руках Вот так, вот так и ушами шевелит Зайке холодно сидеть, Прижимаем руки к груди и делаем как будто нам холодно Надо лапочки погреть Гладим руки по тыльной стороне. Вот так, вот так надо лапочки погреть Зайке холодно стоять, Прижимаем руки к груди и делаем как будто нам холодно Надо зайке поскакать Скачем на месте Зайку волк испугал, Зайка тут же убежал. Прячем глаза руками 20
Песочная терапия «Игра с песком», «Песочные следы», «Найди игрушку в песке» Цель: способствовать благоприятному течению адаптации с помощью песка. Материал : песок, игрушки мелкие Ход игры: взрослый читает стихотворение: Что нужно для игры в песок? А нужно в сущности так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Затем предлагает детям разные манипуляции с песком: построить фигурки, сделать следы, отпечатки пальцев, кулачков, ладоней, поиграть пальцами по песку, найти игрушки в песке и т.д. Релаксационные упражнения “Муравей” Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза). “Улыбка” Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза). “Солнечный зайчик” Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и 21
там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза). “Пчелка” Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза). “Бабочка” Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза). 22
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальные период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию , что в приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода 1. Возраст. 2. Состояние здоровья 3. Уровень развития. 4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками. 5. Сформированность предметной и игровой деятельности. 6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада. Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ 1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним. 23
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру. 3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики». 4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего. 5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя. 6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь; - самостоятельно садиться на стул; - самостоятельно пить из чашки; - пользоваться ложкой; - активно участвовать в одевании, умывании. Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный. Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательное переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно. Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка. Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы. Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенка детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада. В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку. 24
Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото.) Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей-быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще. Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е, четкое соблюдение режима. Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ 1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада. 2. Наличие у ребенка своеобразных привычек. 3. Неумение занять себя игрушкой. 4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков. 5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми. Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека. Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ 1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним. 2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру. 25
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики». 4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего. 5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя. 6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь; - самостоятельно садиться на стул; - самостоятельно пить из чашки; - пользоваться ложкой; - активно участвовать в одевании, умывании. Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный. Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями 1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду. 2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства. 3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет. 4. Принесите в группу свою фотографию. 5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке.) 26
6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада. 7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры. 8. Устройте семейный праздник вечером. 9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу. 10. Будьте терпеливы . 27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)
Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обоснованную причину, которые просто-напросто вами н...
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»
В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....