Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка (младшая группа) по теме
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы второй младшей группы
На сегодняшний день картина такова, что всё больше детей с ОВЗ и детей-инвалидов посещают детские образовательные учреждения. Специфика работы требует от нас индивидуального подхода к каждому ребёнку. Детям с особенностями развития и внимания нужно больше, соответственно индивидуальная работа с такими детьми строится по особым правилам, и соответственно времени таким детям уделяется чуточку больше, нежели остальным. Проектируя индивидуальный образовательный маршрут, я основывалась на данных мониторинга (который проводила сама же) и диагнозе ребёнка. И пусть не все нарушения здоровья этой девочки можно исправить на базе нашего ДОУ, но всё же некоторые подвижки уже заметны. И это, пожалуй, приносит истинную радость от работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_vtoraya_mladshaya.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 27 станицы Анастасиевской
муниципального образования Славянский район
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы второй младшей группы (1)
Составитель: Козык М.А., воспитатель
Сведения о ребёнке: ФИО (девочка, возраст 3 года 7 месяцев). Адрес проживания
Сведения о семье: Состав семьи: 5 человек.
Мать: ФИО. Возраст___. Образование: среднее. Род занятий в настоящее время________.
Отец: ФИО. Возраст___. Образование: средне-специальное. Род занятий в настоящее время_______. Жилищные условия семьи: собственное жильё (квартира).
Характеристика семьи: полная, многодетная, малообеспеченная. У ребёнка есть сестра и брат. Воспитанием ребёнка занимаются оба родителя.
Соматическое здоровье: II группа здоровья, врождённая миопия высокой степени левого глаза, в исходе ратинопатии недоношенных, средней степени правого глаза с астигматическим компонентом. Подозрение на ЧАЗН левого глаза. Выраженное расстройство экспрессивной речи в форме ОНР II уровня при дизартрии. Плоско-вальгусная установка обеих стоп.
Особенности моторной сферы
Общая моторика: незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловка.
Ручная моторика: норма (сохранность функции), объем движений полный, темп медленный, переключаемость неточная, координация - незначительные нарушения.
Ведущая рука: правша.
Характеристика познавательной сферы ребенка
Характеристика внимания: во время занятий способна длительно сосредотачиваться на каком-либо деле, старательна и аккуратна в выполнении заданий.
Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; не подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима), не понимает содержание сюжетных рядов и картин.
Состояние знаний ребенка по разделам программы
По результатам мониторинга было выявлено следующее:
- слабо сформировано представление о семье, названиях растений и животных, правила поведения в общественных местах, со взрослыми и сверстниками, культурно-гигиенические навыки, умение различать музыкальные инструменты. Слабо сформировано умение различать противоположные значения (выше-ниже, слева-справа), умение различать предметы по форме, цвету, размеру;
- не сформирован навык имитирования мимики, движений или интонации героев литературных произведений, навык придерживаться правил в дидактических играх, навык составления краткого рассказа об увиденном, чёткой артикуляции звуков. Кроме того, не сформировано умение энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах и прыгать в длину с места, не определяет количественное соотношение двух групп (больше-меньше и пр.).
Отношение к занятиям: девочка способна контролировать свою деятельность, доводит дело до конца, но быстро истощаема, работает медленно и неравномерно, способна принимать ли помощь (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); затруднения, возникающие в процессе деятельности, преодолевает: обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки; может самостоятельно одеться, раздеться, обращаясь за помощью к взрослым, не обувается самостоятельно; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; не умеет убирать свои вещи в шкафчик и складывать на стуле.
Игровая деятельность: испытывает интерес к игрушкам, есть любимые игры, правила игры не всегда понимает и не всегда выполняет, не вносит изменения в содержание игры, в коллективной игре выбирает пассивную роль, в конфликтной ситуации поведение агрессивное (может ударить других детей), умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку собирает с трудом, выполняет простые постройки из кубиков.
Основные трудности, отмечаемые в общении: конфликтна, без причины щипает детей, реакции на вопросы (задания) взрослых заторможены, часто проявляет ревность к сестре.
Дополнительные особенности развития ребенка: замечены склонности, проявление творческих способностей к ИЗО-деятельности.
Исходя из вышеизложенного, был составлен план индивидуальной работы в течение учебного года (2016-2017гг.) и проект индивидуального образовательного маршрута для воспитанницы на основе данных мониторинга освоения образовательных областей.
Цели маршрута:
- Купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанницы;
- Профилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка;
- Коррекция и развитие речи ребенка;
- Повышение уровня развития внимания ребёнка при осознании значимости своих знаний для решения заданий;
- Социализация ребенка среди сверстников;
- Диагностика индивидуальных особенностей развития воспитанницы.
Задачи ИОМ
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
- осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;
- проведение коррекционно-педагогической работы с воспитанницей;
- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Педагогом группы и старшим воспитателем ДОУ составлен индивидуальный план работы с девочкой на основе первичного обследования (мониторинга), который включает в себя:
- Взаимодействие с родителями (помочь родителям понять сущность ребенка, определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка);
- Работу с ребенком по индивидуальному плану;
- Обследование по выявлению динамики развития (результаты действия маршрута).
Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации.
Становление ребёнка более восприимчивым к пониманию задания воспитателя, что явилось бы результатом реализация заданий предусмотренных индивидуальным маршрутом развития. Создание ситуации, в которых ребёнок осознавал бы необходимость выполнения данного задания в его интересах. Способствование формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. Выполнение заданий фиксировать постепенно, объём заданий гибкий на увеличение. Повышение уровень развития зрительной памяти, так как предъявление информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ней. (Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил.) Вместе с ребёнком подробно анализировать результаты деятельности, выявить, что не получается, на каком этапе работы сложно, что необходимо исправить. Задание для ребёнка давать не в форме объяснения, а через показ способов выполнения задания. Повышение уровня концентрация внимания; уровня развития восприятия; уровня развития общего интеллекта. Направление на самостоятельное выполнение заданий, предлагаемые воспитателем. Педагогу создавать ситуацию успеха во время объяснения способов действий. Ребенок овладеет речью как средством общения со взрослыми и сверстниками. Обогатится словарный запас, будет развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Таким образом, неоднократное выполнение упражнения ребёнком различного уровня сложности закрепляет и совершенствует способы действия, уровень развития ребёнка повысится.
Основные направления образовательного маршрута:
- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
- формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной,
предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации,
рисования);
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного
механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и
социальных отношениях);
- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Предполагаемые результаты и сроки: индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на один учебный год
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки;
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Непосредственная работа педагога в рамках ИОМ
Реализация ИОМ | Виды трудностей (педагогическая симптоматика) | Самостоятель-ная деятельность | Содержание работы по сопровождению ребенка | Организация взаимодействия с семьей (формы, содержание) |
В режимных моментах, в течение дня | Активность речевого общения снижена, девочка стеснительна | Привлечение к дежурству на занятиях, в уголке природы, по столовой | Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Игры: «Люблю — не люблю»; «Ласковое имя»; «Доскажи словечко» Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похожа». Пальчиковая гимнастика | Подготовка к празднику «Ярмарка осени» изготовление коллективной работы. Консультирование семьи «Роль сюжетно –ролевой игры». Повтор стихотворения и текстов песен к праздникам. |
В ходе НОД, в режимных моментах | Нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе | Работа в уголке природы: полив комнатных растений (совместно с другими детьми) | Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)» Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». | Изготовление украшений по шаблону, для украшения группы к праздникам. |
В ходе НОД, в индивидуальной работе | Неправильно держит карандаш, кисть, закрашивает, выходя за контуры предмета. | Самостоятельная деятельность в уголке ИЗО (на выбор): упражнения «Дорисуй», «Раскрась», работа с трафаретами | Показ, объяснение, напоминание, похвала | Беседы о пользе ИЗО-деятельности для развития мелкой моторики, рекомендации по организации занятий дома |
В ходе НОД, в индивидуальной работе | Не умеет отталкиваться в прыжке на двух ногах | Организация подвижных игр («Зайка серый умывается» и пр.) | Показ, объяснение, напоминание, похвала | Консультирование родителей о пользе физзарядки и общеукрепляю-щих упражнений |
В режимных моментах, в ходе индивидуальной работы | Не сформированы культурно-гигиенические навыки | Реализация санитарно –гигиенических навыков по подготовке ко сну, прогулке, приёму пищи (одевание, раздевание складывание вещей на стул, в шкаф), дежурство по столовой | Упражнения «Чистые ладошки», «Как нужно вытираться полотенцем», беседы о поведении за столом, ролевые игры в семью (с сервировкой стола), «Соберем куклу на прогулку», чтение художественной литературы | Беседы с родителями о пользе неоднократных повторений упражнений, о здоровой самостоятельности ребёнка, рекомендации по развитию мелкой моторики |
В режимных моментах, в ходе НОД (музыкальных и физкультурных занятий), в индивидуальной работе | Общая моторная неловкость: двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, скованность, зажатость движений. | Игры, потешки с движениями, на развитие крупной моторики («У жирафа пятна-пятна», «Буги-вуги», «Ёлочки-пенёчки» и др.) | 1.Пальчиковые игры 2.Подвижные игры 3.Развитие танцевальных навыков | Консультирование родителей о необходимости повторения пальчиковых гимнастик и игр, о развитии танцевальных навыков в домашних условиях |
В течение дня | Коммуникатив-ные нарушения: снижение потребности в общении, несформирован-ность способов коммуникации, недоразвитие игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в процессе общения. | Рассматривание иллюстраций к художествен-ной литературе в книжном уголке, ролевые игры в уголке ряженья | Индивидуальная работа по развитию речи на с опорой на сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам, театрализован-ные игры, настольно-печатные игры | Рекомендации родителям о необходимости ежедневного чтения художественной литературы детям и бесед с ними о прочитанном |
В течение дня, в ходе НОД | Затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении свойств разных предметов словами. Путает названия цветов, геометрических фигур | Игры для развития мелкой моторики: «Магнитная мозаика», мозаика, шнуровки, пазлы. Игры в уголке математики (лабиринт, волшебная горка), игры с водой и песком | Дыхательная гимнастика Дидактические игры: лото, «Ассоциации», разрезные картинки, «Мамы и малыши», «Чудесный мешочек» Пальчиковая гимнастика | Закрепление названий цветов, геометрических фигур дома, рекомендации по играм с водой дома |
В течение дня, в ходе НОД | Слабо сформировано представление о семье, названиях растений и животных, правила поведения в общественных местах | Беседы «Моя семья», «Профессии моих родителей», дежурство в уголке природы, концентрация внимания на проблемных моментах в ходе НОД | Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «Найдём вежливые слова»; «Как поступить». Упражнения «Мусорное ведро», «Поздоровайся по-разному», игры в кукольном уголке | Рекомендовать родителям проводить беседы на этические темы («Что такое хорошо и что такое плохо»), закреплять знания о семье через совместное просматривание семейных альбомов, закрепление правил поведения в общественных местах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....