Описание педагогической технологии "Семейный клуб"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_pedagogicheskoy_tehnologii_semeynyy_klub.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогической технологии.
- Название технологии.
Понятие «Семейный клуб» подразумевает, что субъектами клубной деятельности являются как дети, так и взрослые члены семьи, прежде всего родители.
Семейный клуб – это технология вовлечения родителей и других членов семьи воспитанников в совместную деятельность.
Клуб (от английского club) — общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а так же для совместного отдыха и развлечений. Клубы, как правило, имеют определенную тематическую направленность, с присущими ей традицией, символикой, стилем и методами работы, которые дают возможность максимально учитывать особенности участников клубной деятельности. Таким образом, ключевые отличительные черты клуба — это обязательно добровольная деятельность; определенная групповая принадлежность; общность интересов; организация совместного отдыха участников. Клубные объединения могут быть созданы на базе различных социальных и образовательных учреждений.
Отсутствие возрастных ограничений, комплексное использование разнообразных направлений, методов и форм педагогической деятельности, нацеленных не только на детей, но и их родителей, является принципиальным отличием семейного клуба от других организационных форм.
- Целевые ориентации технологии:
Цель: проектирование педагогического процесса по созданию единого образовательного пространства «дошкольное образовательное учреждение – семья» в рамках деятельности семейного клуба.
Задачи:
- обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников в целях оптимизации развития детей;
- создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению;
- обогащение детско-родительских взаимоотношений при проведении совместных мероприятий, через акцентирование внимания на развитии у детей социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности и творческих способностей;
- создание комфортной обстановки для детей, членов их семей, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.
- повышение эффективности реализации задач ФГОС ДО в области художественно-эстетического развития подрастающего поколения;
3.Концептуальная основа педагогической технологии.
Технология семейного клуба опирается на следующие теоретико – методологические положения, получившие развитие в связи со спецификой решаемых задач:
- Положение о досуге как феномене культуры и образования (О.С. Газман, Б.С. Гершунский, М.Б. Зацепина, А.Е.Коробков, Н.Б.Крылова и др.)
- Положение о деятельностном подходе к развитию личности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский).
- Положение о саморазвитии и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Карагин, Т.И. Бакланова).
- Положение об организации клуба, специфике и методике клубной работы (С.Т. Шацкий, Т.И. Фролова, И.Н. Ерошенков, Л.Л. Белая и др.).
Выделяем следующие аспекты технологии семейного клуба.
Психологический аспект:
-стимулирует творческую инициативу;
-сфера удовлетворения потребностей личности;
-формирует позитивную «Я-концепцию».
Социальный аспект:
- основана на добровольности и выбора степени активности;
- способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
- обеспечивает веселое настроение и удовольствие;
- формирует социально-значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
Педагогический аспект:
- требует наличия общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищающей результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников;
- требует наличие органов организации и руководства;
- способствует возникновению межличностных отношений.
Для достижения вышеперечисленного необходимо соблюдение ряда принципов:
Целенаправленность на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка.
Вариативность содержания форм и методов взаимодействия с родителями.
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности участвовать в образовательном процессе МБУ.
Взаимодействие – установление согласованной взаимосвязи семьи и детского сада.
Развитие и сотрудничество - включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов наряду с воспитателями и специалистами.
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия с семьей.
4.Содержание педагогического процесса.
Деятельность семейного клуба регламентируется Положением.
Основным направлением деятельности семейного клуба является культурно-досуговое: вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми и педагогами, участие в досуговых мероприятиях ДОУ.
Непосредственное руководство Клубом осуществляется заведующим ДОУ. Специалисты, организующие деятельность Клуба, ведут планирование и учет его деятельности, опираясь на современные методические требования.
Работа Клуба осуществляется на базе ДОУ, в соответствии с планом проведения основных мероприятий.
Состав родителей (законных представителей) – участников Клуба может меняться в зависимости от их интересов. Участие семей в клубе носит добровольный характер. Члены клуба сами выбирают, будут ли они участниками или зрителями.
Алгоритм проведения встречи в клубе:
- приветствие присутствующих;
- исполнение гимна клуба;
- сообщение темы встречи;
- проведение мероприятия по разработанному сценарию;
- награждение участников;
- заключительный общий танец.
Используются следующие формы проведения культурно – досуговых мероприятий:
- «Музыкальное лото»;
- марафон «Семейное творчество»:
- конкурс «Мама, папа, я – поющая семья»;
- квест – игра и др.
Музыкальные руководители могут использовать данную технологию при проведении детских утренников, тематических досугов и развлечений, музыкально - театрализованной деятельности.
5.Процессуальная характеристика (методические особенности)
Особенностью организации деятельности семейного клуба является совместное участие на всех этапах работы педагогов ДОУ, воспитанников и членов их семей.
Основные этапы технологии семейной клубной деятельности:
- Подготовительный этап:
- написание сценария встречи в соответствии с темой плана работы семейного клуба;
- изготовление афиши с анонсом предстоящего мероприятия и пригласительных;
- подготовка необходимых по сценарию материалов, атрибутов, костюмов, декораций;
- изготовления подарков, грамот для участников мероприятия.
- Практический этап:
- проведение встречи в семейном клубе по сценарию и выбранной форме организации.
- Заключительный этап:
- подведение итогов встречи;
- размещение фотоотчета о мероприятии на страницах сайта МБУ;
- организация работы постоянно действующих групповых информационных выставок, отражающих работу клуба.
- Учебно – методическое обеспечение
Литература:
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
- Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Технология проектирования образовательного процесса дошкольной организации. Методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 144 с.
- Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Анфисова С.Е., Болотникова О.П., Еник О.А., Козлова А.Ю., Щетинина В.В. Технология клубной деятельности формирования у ребенка направленности на мир семьи./ Учебно – методическое пособие/Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Центр педагогического образования, 2015. – 96 с.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю, Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учебное пособие для студентов пед. Вузов и системы повышения квалификации пед. Кадров/ под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
- Селевко Г.К. Социально – воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2002. – 176 с.
- Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М.: Просвещение, 1984. – С.29-31.
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с.
Трудности, испытываемые педагогами при использовании технологии организации работы семейного клуба:
- в преподнесении рекламы предстоящего мероприятия с целью мотивации родителей на активное участие в работе клуба;
- для активного участия семей в мероприятиях клуба требуется предварительная подготовка, а для этого необходимы дополнительные встречи, согласование времени.
Результат использования технологии семейного клуба:
- создание микроклимата, в основе которого лежит уважение к личности человека, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;
- социально – психологическая адаптированность детей дошкольного возраста в обществе сверстников и взрослых;
- повышение психолого – педагогической культуры родителей;
- повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения;
- активное участие родителей в воспитательно – образовательном процессе;
- самореализация и взаимообогащение каждого участника;
- удовлетворенность и применение полученного опыта в семейном воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта "Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной"
Патриотическое воспитание дошкольников. Музейная педагогика....
С чего начинается Родина? -описание педагогического опыта.
Сегодняшние дошколята -это будущие строители, инженеры ,учителя, врачи , руководители. Какими они вырастут? Будут ли они гордиться своей малой Родиной, станут ли они преумножать её богатства и заботит...
Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»
Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...
Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)
Направление моей работы с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, есть желание создавать творческие ...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Описание педагогического опыта «Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию» (педагогическая концепция)
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев....
Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.
Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....