Описание педагогической технологии "Семейный клуб"
методическая разработка на тему

Чижик Елена Петровна
Семейный клуб – это технология вовлечения родителей и других членов семьи воспитанников в совместную деятельность. Представленный материал содержит описание цели и задач технологии, теоретико - методологические положения, принципы, содержание педагогического процесса, методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_pedagogicheskoy_tehnologii_semeynyy_klub.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогической технологии.

  1. Название технологии.

      Понятие «Семейный клуб» подразумевает, что субъектами клубной деятельности являются как дети, так и взрослые члены семьи, прежде всего родители.

      Семейный клуб – это технология вовлечения родителей и других членов семьи воспитанников в совместную деятельность.

      Клуб (от английского club) — общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а так же для совместного отдыха и развлечений. Клубы, как правило, имеют определенную тематическую направленность, с присущими ей традицией, символикой, стилем и методами работы, которые дают возможность максимально учитывать особенности участников клубной деятельности. Таким образом, ключевые отличительные черты клуба — это обязательно добровольная деятельность; определенная групповая принадлежность; общность интересов; организация совместного отдыха участников. Клубные объединения могут быть созданы на базе различных социальных и образовательных учреждений.

       Отсутствие возрастных ограничений, комплексное использование разнообразных направлений, методов и форм педагогической деятельности, нацеленных не только на детей, но и их родителей, является принципиальным отличием семейного клуба от других организационных форм.

  1. Целевые ориентации технологии:

Цель:  проектирование педагогического процесса по созданию единого образовательного пространства «дошкольное образовательное учреждение – семья» в рамках деятельности семейного клуба.

Задачи:

- обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников в целях оптимизации  развития детей;

- создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению;

- обогащение детско-родительских взаимоотношений при проведении совместных мероприятий, через акцентирование внимания на развитии у детей социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности и творческих способностей;

- создание комфортной обстановки для детей, членов их семей, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.

- повышение эффективности реализации задач ФГОС ДО в области художественно-эстетического развития подрастающего поколения;

3.Концептуальная основа педагогической технологии.

      Технология семейного клуба опирается на следующие теоретико – методологические положения, получившие развитие в связи со спецификой решаемых задач:

  1. Положение о досуге как феномене культуры и образования (О.С. Газман, Б.С. Гершунский, М.Б. Зацепина, А.Е.Коробков, Н.Б.Крылова и др.)
  2. Положение о деятельностном подходе к развитию личности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский).
  3. Положение о саморазвитии и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Карагин, Т.И. Бакланова).
  4. Положение об организации клуба, специфике и методике клубной работы (С.Т. Шацкий, Т.И. Фролова, И.Н. Ерошенков, Л.Л. Белая и др.).

       Выделяем следующие аспекты  технологии семейного клуба.

Психологический аспект:

-стимулирует творческую инициативу;

-сфера удовлетворения потребностей личности;

-формирует позитивную «Я-концепцию».

Социальный аспект:

- основана на добровольности и выбора степени активности;

- способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

- обеспечивает веселое настроение и удовольствие;

- формирует социально-значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

Педагогический аспект:

- требует наличия общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищающей результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников;

- требует наличие органов организации и руководства;

- способствует возникновению межличностных отношений.

Для достижения вышеперечисленного необходимо соблюдение ряда принципов:

Целенаправленность на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка.

Вариативность  содержания форм и методов взаимодействия с родителями.

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности участвовать в образовательном процессе МБУ.

Взаимодействие – установление согласованной взаимосвязи семьи и детского сада.

Развитие и сотрудничество - включение родителей  в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов наряду с воспитателями и специалистами.

Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия с семьей.

4.Содержание педагогического процесса. 

      Деятельность семейного клуба  регламентируется Положением.

    Основным направлением деятельности семейного клуба является культурно-досуговое: вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми и педагогами, участие в досуговых мероприятиях ДОУ.

      Непосредственное руководство Клубом осуществляется заведующим ДОУ. Специалисты, организующие деятельность Клуба, ведут планирование и учет его деятельности, опираясь на современные методические требования.

      Работа Клуба осуществляется на базе ДОУ, в соответствии с планом проведения основных мероприятий.

      Состав родителей (законных представителей) – участников Клуба может меняться в зависимости от их интересов. Участие семей в клубе носит добровольный характер. Члены клуба сами выбирают, будут ли они участниками или зрителями.

     Алгоритм проведения встречи в клубе:  

- приветствие присутствующих;

- исполнение гимна клуба;

- сообщение темы встречи;

- проведение мероприятия по разработанному сценарию;

- награждение участников;

- заключительный общий танец.

       Используются следующие формы проведения культурно – досуговых мероприятий:

- «Музыкальное лото»;

- марафон «Семейное творчество»:

- конкурс «Мама, папа, я – поющая семья»;

- квест – игра и др.

Музыкальные руководители могут использовать данную технологию при проведении детских утренников, тематических досугов и развлечений, музыкально - театрализованной деятельности.

5.Процессуальная характеристика (методические особенности)

      Особенностью организации деятельности семейного клуба является совместное участие на всех этапах работы  педагогов ДОУ, воспитанников и членов их семей.

 

Основные этапы технологии семейной клубной деятельности:

  1. Подготовительный этап:

     - написание сценария встречи в соответствии с темой плана работы семейного     клуба;

     - изготовление афиши с анонсом предстоящего мероприятия и пригласительных;

     - подготовка необходимых по сценарию материалов, атрибутов, костюмов, декораций;

     - изготовления подарков, грамот для участников мероприятия.

  1. Практический этап:

     - проведение встречи в семейном клубе по сценарию и выбранной форме организации.

  1. Заключительный этап:

- подведение итогов встречи;

- размещение фотоотчета о мероприятии на страницах сайта МБУ;

- организация работы постоянно действующих групповых информационных выставок, отражающих работу клуба.

     

  1. Учебно – методическое обеспечение

Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  2. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Технология проектирования образовательного процесса дошкольной организации. Методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 144 с.
  3. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Анфисова С.Е., Болотникова О.П., Еник О.А., Козлова А.Ю., Щетинина В.В. Технология клубной деятельности формирования у ребенка направленности на мир семьи./ Учебно – методическое пособие/Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Центр педагогического образования, 2015. – 96 с.
  4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю, Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учебное пособие для студентов пед. Вузов и системы повышения квалификации пед. Кадров/ под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
  5. Селевко Г.К. Социально – воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2002. – 176 с.
  6. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М.: Просвещение, 1984. – С.29-31.
  7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с.  

Трудности,  испытываемые педагогами при использовании технологии организации работы семейного клуба:

- в преподнесении рекламы предстоящего мероприятия с целью мотивации родителей на активное участие в работе клуба;

- для активного участия семей в мероприятиях клуба требуется предварительная подготовка, а для этого необходимы дополнительные встречи, согласование времени.

Результат использования технологии семейного клуба:

- создание микроклимата, в основе которого лежит уважение к личности человека,  доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;

- социально – психологическая адаптированность детей дошкольного возраста в обществе сверстников и взрослых;

- повышение психолого – педагогической культуры родителей;

- повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения;

- активное участие родителей в воспитательно – образовательном процессе;

- самореализация и взаимообогащение каждого участника;

- удовлетворенность и применение полученного опыта в семейном воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начинается Родина? -описание педагогического опыта.

Сегодняшние дошколята -это будущие строители, инженеры ,учителя, врачи , руководители. Какими они вырастут? Будут ли они гордиться своей малой Родиной, станут ли они преумножать её богатства и заботит...

Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....