Проект кружка в ясельной группе «Мир сенсорики»
проект (младшая группа) на тему
Цель:
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи обучения:
1.Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
2.Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
3.Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
4.Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
5.Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
6.Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
7.Дать представления о чередовании предметов по форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_sensorike_v_yaslyah.docx | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект кружка в ясельной группе «Мир сенсорики»
Цель:
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи обучения:
1.Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
2.Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
3.Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
4.Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
5.Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
6.Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
7.Дать представления о чередовании предметов по форме.
Предполагаемый результат
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Перспективное планирование.
Работа с коллегами
- С воспитателями первых младших групп запланирован круглый стол на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада» (заседание творческой группы); опыт работы по изготовлению мягко-набивных кукол-Тильд.
Запланированы консультации с воспитателями по следующим темам:
- «Зарождение игровой деятельности» (история развития, возникновение ролевой игры),
- «Ведущий вид деятельности в раннем детстве».
Работа с родителями
В зону сенсорного развития запланировано совместно с родителями изготовить дидактические игры:
- «Разложи орешки по цветам»
- «Разноцветная коробочка»
- «Украсим бабочек»
- «Застегни пуговицы»
- «Веселые карандаши»
- « Собери хвост петушку»
- Связаные русские народные сказки.
Совместно с родителями оформить :
- «Центр активности »,
- «Центр спокойных игр»,
Провести консультации и встречи с родителями на темы:
- «Использование игрового оборудования для занятий с детьми первой младшей группы по развитию мелкой моторики»,
- «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,
- «Я учусь действовать с предметами»,
- «Массаж рук»,
- «Игра – спутник детства».
Список литературы:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Интернет ресурсы.
- Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
- Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
- Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
- Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
- Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
Анкета
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
первой младшей группы «В»
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к родительскому собранию нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в вашей группе условия для сенсорного воспитания ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: цвет, форма, величина.
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ___________________________________________________________________________________________________________Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Чистюли» в ясельной группе
Авторы проекта: Воспитатель: Припачкина Е. П.,...
Проект в 1 ясельной группе «В гостях у сказки»
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей и развития речи детей в процессе реализации проекта....
Экологический мини- проект во второй ясельной группе
Срок реализации: краткосрочныйВид проекта: информационно-творческий.Тип проекта: игровой.Состав участников: фронтальный.Взаимодействие: воспитатели, дети 2–3-х лет.Проблема. Дети имеют недостаточные п...
Конспект занятия в ясельной группе по сенсорике «Игра «найди место грибку».
Цель: закреплять умение группировать однородные объекты по цвету.Программные задачи:Обучающие:- умение детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы;Развивающи...
Рабочая программа кружка в младшей группе "Занимательная сенсорика".
Рабочая программа кружка в младшей группе "Занимательная сенсорика".Задачи: 1. Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливат...
НОД В ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Дидактическая игра «Чудесный мешочек» в ясельной группе по сенсорике
Цель: Определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребёнка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятия ребёнка....
Социально-значимый проект в 1 младшей группе "Занимательная сенсорика"
ВИД ПРОЕКТА: познавательно - игровой.СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ : ( 8 месяцев ) сентябрь - апрельУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатель, дети первой младшей группы, родители.В рамках проекта было запланировано тес...