Организация коррекционно-развивающей работы воспитателя ДОУ
статья (старшая группа)

Зиновьева Ольга Николаевна

Статья об организации коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении с детьми ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-развивающей работы воспитателя ДОУ

           Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется чёткой организацией жизни детей в период пребывания их в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Успех формирования правильной речи  дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. Специфика работы воспитателя в группе для детей с ОНР включает в себя организацию и проведение коррекционной работы.  Одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда (они проводятся ежедневно во вторую половину дня).

           Цель – развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы.

            Содержание коррекционно – развивающей деятельности строится с учётом ведущих линии речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи, что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно – эстетического развития дошкольника с ОНР. Система коррекционно – развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно – речевой среде.

           Чтобы обеспечить оптимальную эффективность коррекционной работы, воспитатель организует  параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются  графические задания и упражнения. Индивидуально воспитатель занимается 10-15 минут, затем дети меняются местами. В зависимости от того на какой стадии постановки и закрепления звуков находится ребёнок, воспитатель следит за поставленными звуками и грамматической правильностью речи в повседневной жизни.

          Организованная деятельность во вторую половину дня содержит:

  1. Игры и упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики (пальчиковая гимнастика, игры на развитие координации  движения с речью).
  2. Задания для повторения и закрепления материала по изучаемой лексической теме, отработанного с детьми логопедом.  Например, по совершенствованию навыков грамматического строя речи:

- образование существительных с уменьшительно – ласктельными суффиксами (упражнение «Назови ласково»);

- образование формы множественного числа существительных (упражнение «Один – много»);

- согласование числительных с существительными (игра «Посчитай») и т.д.

3. Материал, сложный для усвоения детьми:

-подбор антонимов (упражнение «Скажи наоборот»),

- подбор однокоренных слов (игра «Собери семейку»),

- подбор глаголов (упражнение «Что делает?»),

Образование прилагательных  (упражнение «Какой? Какая? Какие?»);

- составление описательных рассказов по схеме и т.п.

4. Индивидуальная работа с детьми по автоматизации и дифференциации звуков, а также задания по всем разделам программы, с теми детьми, которым наиболее трудно даётся усвоение нового материала. При необходимости, предварительная работа с ними.       Бывает, что в силу каких-либо обстоятельств, не получается выполнить весь объём занятия, в таких случаях, можно некоторые задания перенести на следующий день. Например, пальчиковую и подвижную игру провести на занятии в виде физминутки или на прогулке, как подвижную игру. В утренние часы организовать индивидуальную работу с теми детьми, которые по какой-то причине отсутствовали на вечернем занятии.

           Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОНР строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности. Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОНР. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е, Васильева М.А, Комарова Т.С. Программа «От рождения до школы», - М., «Мозаика – Синтез», 2010
  2. Генинг М.Г., Герман Н.А. обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М., 1981.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников, - М., 1981
  5. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В, Туманова Т.В, Миронова С.А, Лагутина А.В. коррекция нарушений речи. – М., Просвещение 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми,  имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...

Организация коррекционно-развивающей работы

Основные направления работы в моей логопедической практике....

Организация коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта

Направления корекционно-логопедической работы, основные задачи учителя-логопеда на логопункте, комплектование логопункта, организация деятельности, программа коррекционного обучения....

Организация коррекционно-развивающей работы воспитателя ДОУ во второй половине дня.

Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется чёткой организацией жизни детей в период пребывания их в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Успех формирован...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы воспитателя в группе для детей с Дислалией

Презентация на тему : "Презентация на тему:"Особенности организации коррекционно-развивающей работы воспитателя в группе для детей с Дислалией "...