Социально - коммуникативное развитие
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему
Социально - коммуникативное развитие - основа нравственности дошкольника в современном мире. Материал для работников дошкольных образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщённый опыт работы на основе педагогических взглядов. | 43.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для работников дошкольных образовательных учреждений в рамках КПК «Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования на основе деятельностного подхода».
31.03.2015 г.
«Социально – коммуникативное развитие: нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия, становление интереса детей к разным видам труда и творчества, основы безопасного поведения.»
(опыт работы ГБОУ Школа №1381 СПДС №1958)
Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют выстраивания новой системы психолого-педагогического сопровождения педагогов дошкольного образования при осуществлении образовательной деятельности.
Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий яркое выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества».
Осознанное участие ребёнка в жизни общества способствует развитию и формированию жизненного опыта. Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Сегодня детский сад и семья являются важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка дошкольного возраста. Дошкольная образовательная организация оказывает своё воспитательное воздействие на ребёнка в самый сензитивный (чувственный, восприимчивый) период его жизни.
Давайте проследим изменения в образовательных программах дошкольного уровня за последние 5 лет.
Раздел "Социальное развитие" содержал перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривается формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоции и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений.
Каждая тема рассматривалась как предмет.
По ФГТ содержание дошкольного образования разделяется на 10 образовательных областей и социально – личностное направление представляют области «Социализация», «Безопасность», «Труд». При этом остальные образовательные области интегрируются – что коренным образом меняют подход к образовательному процессу.
Вступает в силу ФГОС ДО, который выделяет образовательную область – «социально – коммуникативного развития» ребёнка. В содержание области уже входят понятия: безопасность, труд человека, общение, нравственность, семья и общество. Указывается обязательная интеграции области со всеми другими (развитие детей в 5 взаимодополняющих областях).
И, на мой взгляд, область наиболее соответствует принципу ФГОС ДО – «поддержка разнообразия детства».
Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Это проблема в подходе воспитания детей. Специалисты утверждают, что дети, которые самостоятельно принимают решения, учатся на собственном опыте, наблюдают за поведением взрослых в типичных «ситуациях», развиваются быстрее и менее подвержены депрессии, чувству безысходности и попыткам суицида. Таким образом, участие детей в общественной жизни следует поощрять с раннего возраста, причем соответствующим этому возрасту образом. Начиная с детских лет, степень участия должна постепенно расти, формируя базу для осуществления участия в более широком контексте общества.
Наиболее эффективная модель развития – это та, согласно которой дети «сотрудничают», выступая друг для друга своеобразным источником, принимая различные роли и обязательства в соответствии с их собственным пониманием и опытом.
Несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть.
Содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами;
Произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
Отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
С детьми вырабатывают правила:
- Улыбайтесь. Излучайте положительные эмоции. Весёлый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает.
- Интересуйтесь собеседником, как личностью.
- Называйте собеседника по имени.
- Слушайте и умейте распределять инициативу в разговоре.
- Поддерживайте тему разговора, которые предложил собеседник.
Желание общаться – один из целевых ориентиров образования дошкольного возраста. Ребёнок должен обладать положительной установкой в общении, активно взаимодействовать и при этом учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам.
Умение планировать свои высказывания является также немаловажным фактором общения.
Умение слушать и понимать говорящего.
Знание норм и правил общения – результат большого труда: воспитания и образования ребёнка. При этом осуществляется контроль за речью, корректирование высказываний, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувства веры в себя, стараться разрешать конфликты.
Общение детей – это основной культурный способ деятельности.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности развивать саморегуляцию, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста (в культурологической парадигме образования) рассматривается как процесс и результат необратимых качественных и количественных изменений, происходящих в личности ребенка под влиянием ценностей социальной культуры, обеспечивающих овладение способами поведения, характерными для той или иной культурной традиции, творческое и активное воспроизведение коммуникативного опыта в различных видах детской деятельности.
Социально-коммуникативное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Лев Семёнович Выготский), подлинного культуроосвоения и культуротворчества (Владимир Товиевич Кудрявцев). Ребенок не только присваивает, но и творит культуру.
Естественно-культурные задачи связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности.
В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.
Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Давид Иосифович Фельдштейн писал: «К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками».
Особое внимание педагоги ДОО уделяют развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям.
C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира.
Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности.
Усложняется игровая деятельность, появляются игры сюжетно-ролевые, игры с правилами, дидактические игры и игры-драматизации. Если сюжетно-ролевые и игры с правилами являются базовыми для развития познавательных действий, то игры с правилами и дидактические игры можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных интересов.
Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми.
У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения.
Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности.
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум [2]. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок.
Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.
Потенциал детского развития можно усилить или ослабить в зависимости от характера заботы и внимания, которые дети получают от родителей, друзей, родственников, соседей, учителей и других взрослых.
Формы работы:
- Игровые и проблемные ситуации (а так же моделирование ситуации);
- Сюжетно – ролевые игры;
- Мимические и дыхательные гимнастики;
- Сеансы активизирующего общения;
- Творческие объединения по интересам;
- Досуги, конкурсы и праздники;
- Детско – родительские проекты;
- Наблюдения;
- Экскурсии;
- Развивающие игры;
- Театральные этюды и импровизации;
- Акции.
Мы рассмотрели основные формы работы, которые наполняют организацию образовательной деятельности в детском саду.
Теперь давайте составим вместе таблицу по формам организации.
Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы отличаются:
· по количественному составу участников,
· характеру взаимодействия между ними,
· способам деятельности,
· месту проведения.
Организация | Мероприятия | Дела | Игры |
Организованная образовательная деятельность | события, занятия, ситуации в группе, организуемые воспитателем или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. | воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. | |
Самостоятельная образовательная деятельность | общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе |
В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен. Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации.
Реализация цели СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ возможна при условии правильного подбора содержания взаимодействия педагога с детьми, отражающего разные виды социальной культуры, доступные восприятию и усвоению в разные возрастные периоды:
- в младенческом и раннем возрасте – народная, нравственно-этическая и семейно-бытовая культура;
- в младшем дошкольном возрасте содержание социального воспитания обогащается ценностями гендерной и национальной культуры;
- в старшем дошкольном возрасте – ценностями правовой, этнической и конфессиональной культуры.
Правомерность такого распределения видов социальной культуры предопределяется основаниями социальной идентификации в период дошкольного детства:
- видовой (ребенок – человек),
- родовой (ребенок – член семьи),
- половой (ребенок – носитель половой сущности),
- национальной (ребенок – носитель национальных особенностей),
- этнической (ребенок – представитель народа),
- правовой (ребенок – представитель правового государства).
Условия.
- Решающее условие – высокий уровень культуры педагога.
- Деятельностный подход.
- Становление деятельности, сознания и личности происходит параллельно…
В качестве целевых ориентиров социально-коммуникативного развития в ФГОС дошкольного образования представлены:
- — «самостоятельность, целенаправленность, и саморегуляция собственных действий» как личностные качества, раскрывающие возможность ребенка без участия взрослого осуществлять выбор вида деятельности, способов взаимодействия с другими людьми, путей решения прикладных и творческих задач; способность определять цели деятельности и выбор действий по ее осуществлению в соответствии с заранее определяемым результатом; наличие способов регуляции своего поведения в соответствии с нормами социальной культуры;
- — «эмоциональный интеллект» как способность распознавать, осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и чувства других людей и самого себя;
- — «социальный интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать знания основ социальной культуры в объяснении и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей, чувств, намерений других людей в ситуациях межличностного диалога, в прогнозировании последствий общения;
- — «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия), проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, сострадании, «сорадости», содействии сверстникам, литературным персонажам, взрослым людям в ситуациях социальной коммуникации.
Создатели программ для детей уделяют особое внимание условиям, которые могут облегчить формирование и сохранение партнерских отношений. Взрослым часто необходимы особые навыки открытого и взаимно уважительного общения с детьми, и прежде всего, способность как слушать, так и участвовать в открытом, честном, а иногда и «смелом» диалоге.
Парциальная программа социально – эмоционального развития дошкольника «Я, ты, мы», авторы Ольга Львовна Князева , Рина Стёркина. состоящая из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».
«Я — человек» — программа приобщения ребенка к социальному миру. Она включает четыре больших раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель.
«Что я знаю о себе». Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.
«Кто такие взрослые». Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые. Зачем и как люди отдыхают.
«Человек-творец». Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек-художник.
«Земля — наш общий дом». Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ.
Концептуальные положения, на которых построена программа, следующие:
интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве;
творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах.
Технологии.
ЮНЕСКО | Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. |
Любая технология - процесс, поддающийся описанию.
М.В. Кларин выделяет три компонента, которые должны быть представлены в технологии:
- личностный компонент,
- инструментальный
- методологический.
В российском образовательном процессе имеется широкий спектр инновационных технологий. Для системы дошкольного образования и воспитания представляют интерес следующие педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, безконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Гуманно - личностные технологии своей гуманистической сущностью исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует свою позицию, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Слайд 27. Общедидактические технологии:
В технологиях развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин - В. Давыдов), индивидуальный опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов)
К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности - А. Кушнир, саморазвития - М. Монтессори); их основная идея состоит в опоре на заложенные в ребенке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сензитивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят
- технологию развивающего обучения,
- педагогику сотрудничества,
- технологию индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков);
- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов).
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
- Недостаточная методическая подготовленность педагога
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
- Бесплановость, случайность применения ИКТ
- Перегруженность занятия демонстрацией.
Поможет сформировать у дошкольников опыт безопасного поведения в различных ситуациях, знания о правилах безопасного поведения, умение действовать в тех или иных ситуациях, оценивать собственные возможности по преодолению опасности; выработать привычку соблюдать меры предосторожности.
После введения ФГОС. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Содержание образовательной области “Безопасность” в ДОУ направлено на достижение следующих целей:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Это первая программа, нацеливающая педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Программа содержит шесть разделов (блоков):
Ребенок и другие люди.
Ребенок и природа.
Ребенок дома.
Здоровье ребенка.
Эмоциональное благополучие ребенка.
Ребенок на улицах города.
В основу выделения блоков авторами положено группирование опасных ситуаций по возможности их возникновения, связанной с местом пребывания ребенка (2,3,4); впервые выделен блок социальных опасностей (1); а также знания о здоровом образе жизни (4) и психическом здоровье (5).
Составители программы отмечают, что ее содержание должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает, то дети оказываются незащищенными от представленных в нем опасностей окружающего мира. Кроме того, авторы указывают, что важно не просто передать детям сумму знаний о правилах безопасности, а больше внимания уделять приобретению дошкольниками опыта безопасного поведения.
В методическом комплекте Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой имеется парциальная программа «Детская безопасность», автор В.А. Шипунова.
Содержание работы:
Ознакомление детей с трудом взрослых: знакомство с профессиями, оценка значимости труда для жизни общества, проявление уважения к людям труда и результатам труда.
Обучение навыкам труда: ребёнок в роли помощника, самообслуживание, ручной труд, труд в природе, умственный труд, организация и планирование деятельности.
Организация труда детей: поручения: индивидуальные, общие, дежурства: по столовой, подготовке к занятиям, в уголке природы, коллективный труд.
Труд в семье: самостоятельный труд в семье, взаимодополняющий труд, совместная деятельность детей и взрослых.
Формы организации трудовой деятельности.
- Ранний возраст
- Самообслуживание
- Трудовые действия
- Вовлечение в труд взрослых
- Младший возраст
- Хозяйственно – бытовой труд
- Общие поручения
- Средний возраст
- Ручной труд
- Дежурство
- Старший возраст
- Коллективный труд
- Труд в игре
В пособие Людмилы Викторовны Куцаковой представлена технология работы по формированию представлений о труде взрослых через разные формы организации детской деятельности; дана методика формирования у детей навыков самообслуживания, участия в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, оказания помощи младшим детям и взрослым.
Ознакомление с социальной действительностью является информационной основой социального воспитания. Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. В процессе повседневного общения со сверстниками дети в детском саду учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Основные характеристики организации процесса описаны в пособии Н.А.Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
А.А.Майер «Введение детей в проблемы социальной действительности. Родиноведческий характер».
Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения
Игра и дошкольник.// Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой
Переживания, эмоции и чувства других людей и самого субъекта познания, все это относится к эмоциональной сфере.
Социальный интеллект – взаимоотношения людей, понимание причин управления своим социально ориентированным поведением.
Сегодня психологами признана ценность эмоционального интеллекта (способность управления эмоциями) и социального интеллекта (часть социального познания, обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в сфере человеческих взаимоотношений.)
Эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека. Под успехом понимается не только профессиональная карьера, но и успех в отношениях с окружающими, в семье и повседневном общении.
Изучая проблемы понимания эмоций детьми дошкольного возраста психологи приходят к таким выводам:
- Формирование представлений об эмоциях опережает становление эмоций. Это определяет принцип С.Л.Рубинштейна «внешнее через внутреннее». Механизм социализации в раннем возрасте ребёнка опирается прежде всего на внешний опыт, возможность понять себя лежит в основе понимания другого.
- Дети младшего дошкольного возраста легко понимают эмоции по ситуациям.
- До 5-летнего возраста у детей нет чёткого различия между реальными и видимыми эмоциями. В старшем возрасте начинает формироваться это интегрированное понятие.
Методический комплект программы «От рождения до школы». Пособие Розы Буре раскрываются теоретические основы социального становления личности дошкольника; описываются средства и методы формирования у детей осознанного отношения к социальному окружению и нормам морали, воспитания гуманных чувств и отношений, а также нравственно-волевых качеств; раскрываются педагогические условия, способствующие решению задач социально-нравственного воспитания дошкольников, приводятся примеры из опыта работы педагогов ДОУ.
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.
Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности о относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самопринятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучается быть более свободным, учится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Усвоение ценностей общества
Представления ребенка об окружающем мире:
- о культуре народа, его традициях, творчестве;
- о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;
- об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
- о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).
Пособие Алёшиной
Созданы парциальные программы, отражающие региональный компонент. Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой — именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов.
Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по разделу «Социальный мир» по теме «Большая и малая Родина».
Цель: расширить представление детей о понятии «большая и малая Родина».Задачи: - познакомить детей с историческим прошлым и настоящим города Армавира...
Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие
общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе Раздел «Коммуникативное развитие» Тема: «Книга Загадок»
Цель – Закрепление навыков в загадывания загадок с помощью признаков и сравнений объектов между собой.Задачи:Образовательные:- Закрепить модель при составлении загадок;-Учить детей в...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми второй младшей группы Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Танечка и Ванечка учатся играть»
Цель: развитие гендерных представлений у детей, закрепление знаний детей о своей принадлежности к полу....
Выступление на ММО для воспитателей средних групп на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок» на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально – коммуникативн
Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...
Тема «Зачем нужна чистая вода. Свойства воды» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Деятельность детей: игровая, коммуникативная, двигательная. Цель: по
Тема «Делении множества на части и объединении его частей. Дни недели»Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция областей: социально-коммуникативное развитие, ...