"Роль мини - музея устного творчества "У лукоморья..." в духовно - нравственном воспитании дошкольников".
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 95»
«Роль мини-музея устного народного творчества «У лукоморья…» в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
воспитатель 1КК
Голдина Е.Г.
г. Воронеж
2016г.
«Роль мини-музея устного народного творчества «У лукоморья…» в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95»
воспитатель Голдина Е.Г.
В.Сухомлинский сказал:
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок,
творчества, воображения, фантазии,
а без этого он засушенный цветок».
Актуальность проблемы возникла из интереса детей к истории города, в котором они живут. Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Первейшая задача педагога - донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, что способствовало бы их нравственному становлению в будущем.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения и снятия зажатости ребенка, а также обучение художественному воображению и развитию чувственности – это путь через игру, фантазирование и сочинительство.
Для решения данной проблемы мною разработан проект по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через воспитание любви к родному краю»
Проект включает в себя все виды детской деятельности, носит информационно-познавательный, социальный характер.
Цель проекта: формировать у детей развитие познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, интереса к истории своего родного края.
Задачи:
- Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному краю.
- Активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.
- Знакомство детей с народными обычаями и обрядами, быть знатоком народных игр, песен, сказок своего родного края.
- Реализация познавательной и воспитательной задач через разные виды деятельности: рассматривание картин или предмета старины, предмета декоративно-прикладного искусства, через игру, слушание и обыгрывание сказки, рисование, лепку, театрализованные игры.
Формы и организации по приобщению детей:
Все виды непосредственной образовательной деятельности:
- Коммуникация - умение рассказывать, слушать сказки, умение общаться друг с другом, взрослыми, развивать диалогическую форму речи, развивается и обогащается речь детей.
- Социализация – формируются представления о себе, своей семье, о родном крае, воспитывается любовь к Родине.
- Познание-знать историю родного края, природу родного края , знание народных примет, праздников, отражать впечатления в своих творческих работах.
- Художественное творчество-знание предметов народно-прикладного творчества, умение нарисовать предмет.
- Художественное чтение-умение читать, знать сказки, потешки, загадки, считалки, стихи.
- Физическая культура-знание народных игр, умение играть.
Музыка-знание русских народных песен, умение танцевать.
Для решения всех задач по данной теме, в группе создан мини – музей «У лукоморья», где мы разместили различные виды театра, атрибуты к инсценировкам, дидактические игры, дидактические пособия и литература, художественную литературу, музыкальные инструменты. Для ознакомления детей с народным творчеством были подобраны художественные и литературные произведения, сценарии для постановки спектаклей и инсценировок.
«Введите в мир театра малыша
И он узнает, как сказка хороша.
Проникнется и мудростью
И добротой, и с чувством сказочным
Пойдет он жизненной тропой». Г.Попова
Материал мини-музея включает:
- Большое количество детской художественной литературы: сказки, потешки, загадки, прозу и поэзию.
- Дидактические пособия и игры: «Узнай сказку», «Герои русских народных сказок», материал для настольного театра «Колобок», «Теремок» и т.д.
- Музыкальные игрушки классические и народные, сделанные своими руками.
- Разнообразные виды театров: пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, театр на фланелеграфе, театр народной игрушки, сделанной своими руками.
- Для ознакомления с народным творчеством и искусством в мини-музее имеются Воронежские народные игрушки и глиняные игрушки-говорушки, сделанные своими руками и с помощью родителей.
Все атрибуты мини-музей «У лукоморья…» позволяют у дошкольников развивать художественный вкус, творческие способности и выразительность речи. Игра в театрализованные игры, у детей формируется чувство коллективизма, развивается память, мышление, воображение; сценическое, певческое, танцевальное творчество. Расширяется запас слов, развивается речь.
Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу, в передаче хитрости, доброжелательности, щедрости героев.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у детей формируется интерес к театрализованной деятельности.
Дети желают участвовать в театрализованных играх, представлениях, народных праздниках и посиделках. Они стали самостоятельно выбирать себе роли, использовать различную интонацию, мимику, жесты, участвовать в ролевых диалогах, сопереживать героям произведений, научились слушать, не перебивая друг друга.
В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности:
- общительность
- вежливость
- чуткость и доброта
- умение довести дело и роль до конца.
Ребята стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы и стихи. У них появилось желание придумывать и показывать свои сказки, истории.
Мини-музей «Улукоморья…» помогает нам решать все поставленные задачи и получить хороший результат:
- Дети знают историю города и его достопримечательности.
- Проявляют творческую инициативу и самостоятельность в выражении своих впечатлений (в творческих рассказах, рисунках).
- Проявляют познавательную активность.
- Проявляют желание действенного участия в жизни своего города (ДОУ, группы).
- Проявляют начальные ключевые компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников через ознакомление с музеем.
Проблемма духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики и культуры в целом. В наши дни вопросы правильной организации воспитания подрост...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»
В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Значение мини-музея в группах ДОУ для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Цели:1. привлечение внимания родителей к музеям;2. создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;3. обогащение развивающей среды группы, ДОУ;4. использование новых форм ра...
Консультация для родителей "Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников путем создания мини-музея в группе"
Консультация для родителей "Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников путем создания мини-музея в группе"...