Консультация для родителей "Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников путем создания мини-музея в группе"
консультация (подготовительная группа)

Панасенко Ксения Геннадьевна

Консультация для родителей "Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников путем создания мини-музея в группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mini-muzey.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно- нравственное воспитание. Наши дети живут в очень сложное время, когда перекраивают ход истории, когда отклонения становятся нормой. Сохранить всё человеческое в детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям – вот главные идеи воспитания духовно-нравственных чувств дошкольников. Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. Актуальность данной темы заключается в том, что воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности.

Музейная педагогика имеет обширные задачи:

воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;

- формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

В нашей группе планируется организовать мини-музей русской народной игрушки. Создаваться он будет совместно с родителями. Для этого мы изучили литературу по этой теме, собрали воспоминания бабушек и прабабушек об игрушках их детства. Планируется оформление красочного альбома с воспоминаниями, проведение консультации и мастер-класса с родителями воспитанников по изготовлению тряпичных кукол. Благодаря такому сотрудничеству мини-музей быстро наполнится экспонатами. Дети с большим удовольствием принимут участие в изготовлении тряпичных кукол. Они изучат и освоят основные приемы изготовления бесшовной народной куклы.

Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

Таким образом, на вопрос «Зачем это необходимо?» можно ответить: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: «Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом». Вот и нам надо стараться зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.

Литература:

1. Морозова, Н. А., Мельникова, О. В. Музейная педагогика. - М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г. – 223 с.

2. Рыжова, Н. А., Логинова, Л. В., Данюкова, И. А. Мини-музей в детском саду» М. : Линка-Пресс, 2008 г. – 193с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»

В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в народных костюмах»

Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей с дошкольного возраста на современном этапе очевидна, поскольку привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность&r...

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через создание мини-музея в ДОУ

В статье говорится о создании мини-музея в ДОУ по патриотическому воспитанию....