Консультация для воспитателей Подготовила воспитатель 1 категории Лукьяненко Любовь Петровна МБДОУ д/с№18 «Колобок» Роль патриот
консультация на тему
Роль патриотического воспитания на современном этапе
За последнее время впоследствии продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и т.п. сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. Поэтому значительная роль в воспитании патриотизма легла на образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как «род», «родство», «Родина». В связи с этим начиная с дошкольного возраста важно формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основы личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота
Патриотическое воспитание подрастающего сегодня поколения - одна из актуальных задач настоящего. Большие изменения произошли в мире за последнее время. Это касается, прежде всего, нравственных ценностей и отношения к истории. У многих детей искажены представления о таких явлениях, как патриотизм, доброта и великодушие. Сегодня, зачастую, материальные блага и ценности преобладают над духовными. Несмотря на это, все трудности переходного периода не должны быть причиной для приостановления патриотического воспитания детей в школе.
Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста довольно многочисленны. Главная из них – привить чувство любви к своей родной природе, семье и дому, а также непосредственно к истории и культуре страны, в которой он живет. Именно поэтому начинать процесс патриотического воспитания детей, необходимо еще в дошкольных учреждениях .
Как известно, чувства патриотического характера, закладываются на протяжении всей жизни и бытия человечества, под влиянием конкретной социокультурной среды. Так люди прямо с рождения инстинктивно, очень естественно и незаметно для себя, привыкают к окружающей их природе, среде, а также и к культуре родной страны, говоря иными словами, - к быту родного народа.
Необходимо учитывать, что каждый ребенок воспринимает действительность, окружающую его, с помощью эмоций. Именно поэтому, патриотическое воспитание любого подрастающего поколения, необходимо начинать с привития чувства любви к родному городу, поселку, стране. Только после этого у него появляются чувства восхищения своим родным селением. Они не возникают спустя нескольких занятий. Как правило, это результат систематического и довольно длительного, а также и целенаправленного влияния на ребенка.
Воспитание детей должно осуществляться постоянно, на ООД, мероприятиях, и даже в игре, и в быту. Педагогическая работа строится так, чтобы она проходила сквозь сердце, буквально каждого воспитанника детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_starshey_gruppy.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей старшей группы «Подвижные игры»
Уважаемые коллеги!
Как мы знаем, подвижные игры играют важную роль в жизни ребёнка. Они укрепляют здоровье детей, способствуют их правильному физическому развитию, содействуют овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями, воспитывают необходимые морально-волевые и физические качества, прививают организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Чтобы детям было интересно, воспитателю надо:
- знать наизусть ход и правила игры,
- помнить, что игра должны быть доступна детям,
- подбирать игру в соответствии с программными требованиями,
- вовлекать детей в игру яркими атрибутами, игрушками, считалками, стихами и т. п.
- начинать обучение подвижным играм организованно (начинать с простых некомандных игр, где главную роль берёт на себя воспитатель) .
- переходить от простых игр к сложным нужно постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм,
- следить за дозировкой физической нагрузки,
- заканчивать игру нужно своевременно, т. к. её затягивание может привести к переутомлению.
- обязательно подвести итог игры.
По степени нагрузки подвижные игры разделяются на:
Игры большой подвижности: одновременно участвует вся группа; ведущие движения – бег и прыжки.
Игры средней подвижности: участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный или движения выполняются подгруппами; ведущие движения – ходьба, передача предметов.
Игры малой подвижности: движения выполняются в медленном темпе; ведущие движения – ходьба, игры на внимание.
Хочу предложить игры разной подвижности для детей старшей группы.
Игры большой подвижности:
«Быстро возьми - быстро положи»
Задачи: упражнять в беге по прямой с ускорением.
На одной стороне площадки стоят 3 стула, на каждом по 3 погремушки или небольших кубика. На другой стороне на расстоянии 5 м стоят 3 корзины. Играют 3 команды по 4 ребёнка. Детям предлагают взять по одному предмету, бегом перенести их и положить в корзину. Детей подбирать примерно одинаковых по силам. Выигрывает команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
«Зайцы и волк»
Задачи: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед; учить действовать по сигналу.
На игровой площадке обозначается дом зайцев — линией, чертой, шнуром. Дети встают за линию на некотором расстоянии друг от друга. В стороне на расстоянии 3—3, 5 м от зайцев находится волк. Звучат слова педагога:
Зайки скачут: скок, скок, скок
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идет ли волк?
Зайцы выбегают на полянку, прыгают, «щиплют» травку, резвятся. Через 30—45 секунд педагог говорит:
Торопитесь, зайки! Убегайте вы с лужайки!
Волк идет сюда, беда, Разбегайтесь кто куда!
После последних слов педагога зайки убегают от волка в свой дом, волк пытается зайцев поймать.
«Мыши в кладовой»
Задачи: упражнять в подлезании под веревку; упражнять в умении действовать по сигналу.
На площадке для игры обозначается линия (длина 3, 5—4 м). Дети встают за черту на некотором расстоянии друг от друга. Это — мыши, находящиеся в своем домике-норке. На противоположной стороне площадки между двумя деревьями педагог протягивает веревку на высоте 50—60 см от земли — это кладовая. Сбоку от играющих, примерно на равном расстоянии от домика мышей и от кладовой, находится кошка (выбрать считалкой). Кошка говорит: Напилась я молока,
Спать прилягу я пока.
Мышей в кладовке не видать,
Могу я сладко-сладко спать.
Кошка «засыпает», дети-мыши бегут в кладовую. Подбегая к кладовой, дети нагибаются, чтобы не задеть веревку и не упасть. В кладовой дети присаживаются на корточки и делают вид, что грызут продукты (сыр, печенье, сухари). Кошка просыпается, потягивается, произносит:
Как я сладко поспала. Кладовая-то цела?
Ох, мышей полна кладовка, Убегайте-ка, плутовки!
После этих слов мыши убегают в свой дом-норку, а кошка ловит мышей (дотрагивается до ребёнка). После игры надо посчитать пойманных «мышат». Игра продолжается с другой кошкой. В конце игры отмечают самую быструю кошку.
САМОЛЕТЫ
Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.
Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься! » дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите! » - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку! » - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.
НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Играющие стоят в шеренгу. Воспитатель дает каждому по ленте разного цвета. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По сигналу: «Найди себе пару! », дети, имеющие ленты одинакового цвета, находят себе пару. Каждая пара, используя ленты, делает ту или иную фигуру. Дети меняют цвета лент и игра продолжается.
Анализ подобранных игр. Подвижные игры подобраны с учётом возраста детей, их физиологических особенностей, двигательного опыта. Данные подвижные игры, с высокой подвижностью, развивают у детей умение выполнять движения по сигналу, упражняют их в беге, быстроте, выносливости, развивают ориентировку в пространстве.
ИГРЫ СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ.
ЛОХМАТЫЙ ПЕС
Задачи: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.
Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, говоря:
«Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо- смирно он лежит – не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет? ».
Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.
Варианты: Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути детей.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения.
На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Считалкой выбирают медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять! ». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит. Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит! » медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Кого поймал- отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь. Для усложнения игры можно выбрать двух медведей.
ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК.
Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли! » 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.
Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.
КОШКА И МЫШКА
Задачи: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.
Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Они могут вбегать в круг, подлезая под руки стоящих в кругу. Дети идут по кругу и говорят: Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет.
После слов кошка начинает ловить мышку.
Анализ подобранных игр.
Подвижные игры подобраны с учётом возраста детей, их физиологических особенностей, двигательного опыта.
Игры со средней подвижностью развивают у детей умение выполнять движения по сигналу, развивают ориентировку в пространстве, упражняют их в умении быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга, развивают у детей выдержку, навык коллективного движения, внимание, ловкость.
ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ.
ПОПАДИ МЕШОЧКОМ В КРУГ.
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.
Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай! », все по очереди бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки! » - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель вместе с детьми отмечают, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.
КТО БРОСИТ ДАЛЬШЕ МЕШОЧЕК
Задачи: Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой.
Дети (3-4 ребёнка) становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай! » дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит: «Поднимите мешочки! ». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и дают другим детям, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки. Можно поставить ориентиры, чтобы было лучше видно, кто дальше бросил.
ПОПАДИ В ВОРОТЦА
Задачи: Развивать у детей ловкость, меткость.
Дети с мячами в руках строятся в 3 колонны и встают перед чертой, в 3 метрах от которой находятся дуги «воротца». Друг за другом дети катят мяч, пытаясь попасть в воротца. Когда все дети выполнят упражнение, подсчитываем количество мячей, попавших в воротца.
УГАДАЙ, КТО ПОЗВАЛ
Задачи: Развивать у детей слуховое внимание.
Дети стоят по кругу. В центре – водящий (выбирают считалкой). Дети идут по кругу и говорят:
Маша, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: «Ау»,
Ну-ка глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!
Воспитатель предлагает водящему закрыть глаза, затем дотрагивается рукой до одного из играющих, который называет имя водящего. Если водящий отгадал, кто его позвал, то они меняются местами. Если нет - игра продолжается.
Анализ подобранных игр.
Подвижные игры подобраны с учётом возраста детей, их физиологических особенностей, двигательного опыта.
Игры малой подвижности развивают у детей умение выполнять движения по сигналу, развивают ориентировку в пространстве, развивают у детей выдержку, внимание, ловкость, меткость, слух.
Надеюсь, данный материал поможет Вам в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм? Воспитатель Лукьяненко Любовь Петровна МБДОУ д/с №18 «Колобок» г.Брянск
Родительское собрание на темуНужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?Воспитатель Лукьяненко Любовь ПетровнаМБДОУ д/с №18 «Колобок» г.БрянскЦель: привлечь родителей к обсуждению во...
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств». Лукьяненко Любовь Петровна старшая группа «Незабудка» МБДОУд/с№18 «Колобок»
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств».Лукьяненко Любовь Петровна старшая группа «Незабудка» МБДОУд/с№18 «Колобок»Цель: Дать детям представления об органах чув...
Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы" Старшая группа Составила воспитатель Лукьяненко Любовь Петровна
Прогулка-экскурсия в осенний лес"Удивительный мир природы"Старшая группаСоставила воспитатель Лукьяненко Любовь ПетровнаЦель: 1. развивать умения видеть и чувствовать кра...
Занятие по познавательному развитию (ФЦКМ) Старшая группа Составила воспитатель Лукьяненко Любовь Петровна Беседа . «Десна - красавица».
Занятие по познавательному развитию (ФЦКМ)Старшая группаСоставила воспитатель Лукьяненко Любовь ПетровнаБеседа . «Десна - красавица».Цель: Расширить знания детей о реке Десне, о ее истории. Вызвать чу...
Беседа Родной город Старшая группа «История возникновения родного города». Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь Петровна
Беседа Родной городСтаршая группа«История возникновения родного города».Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь ПетровнаЦель. Закрепить знания детей о родном городе, название города, осн...
Беседа Мемориальный комплекс «Партизанская поляна». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь Петровна
Беседа Мемориальный комплекс«Партизанская поляна».Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок»Лукьяненко Любовь ПетровнаЦель.. Дать знания детям о мемориальном комплексе «Партизанская п...
Проект «Семья. Семейные традиции» подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории - Андреева Любовь Владимировна
Подготовила: Андреева Любовь ВладимировнаПроект "Семья. Семейные традиции"Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребенка сильные эмоции, откладывает впе...