Контроль за развитием детей раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Контроль за развитием детей раннего возраста – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы в ДОУ
Цель контроля – определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_rannego_vozrasta.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль за развитием детей раннего возраста – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы в ДОУ
Цель контроля – определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательную работу, определить для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.
Система контроля за развитием ребенка разработана в клинике профессора Н.М. Щелованова (30-ые годы), усовершенствована Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и актуальна по настоящее время.
Контроль имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Он носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения.
Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризные сроки).
Помимо нервно-психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а также индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка.
Методы контроля:
- метод опроса матери (при приеме ребенка в ДОУ и в дальнейшем по ходу его развития);
- метод наблюдения в группе за поведением детей;
- метод диагностики психического развития ребёнка.
Контроль (метод диагностики) проводится по единой методике, с помощью определённого материала, в конкретной ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша.
В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы (наблюдение за поведением детей), старший воспитатель или педагог-психолог (диагностика нервно-психического развития), врач (общая оценка развития ребенка – группа здоровья).
Для диагностики подбирается рекомендуемый материал (по каждому возрасту – эпикризным срокам), который не используется в повседневной жизни и хранится в методическом кабинете.
Памятка-вопросник для оценки поведения детей
Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
- Бодрое, жизнерадостное настроение. Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен; реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими.
- Спокойное настроение. Положительно относится к окружающим, спокоен, активен; реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.
- Раздражительное, возбужденное состояние. Неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт; наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.
- Подавленное настроение. Ребенок вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо и долго.
- Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.
Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
- Засыпание. Медленное (более 10-15 минут), быстрое, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
- Характер сна. Глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
3. Длительность сна. Короткий, длительный, соответствующий возрасту.
Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище.
Характер бодрствования: ребенок активный, малоактивный, пассивный.
Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка.
Социальные связи – контактен или застенчив, дружелюбен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен и т.п.
Познавательные способности – любознателен, проявляет ко всему интерес, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво (неустойчиво) и др.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосет палец, раскачивается и др.
Показатели нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет
Разработано Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной
возраст | Линии развития | ||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действие с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие | |
1год Змее. | Запас понимаемых слов быстро увеличивается | Пользуется лепетом, облегченными словами | Ориентируется в двух величинах предметов (2 куба) | Воспроизводит в игре разученные действия | Ходит длительно, меняя положения | Самостоятельно ест густую пищу | Накладывает один кубик на другой, кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых | Оставляет карандашом след на бумаге | Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу |
1 год 6 мес. | Отыскивает по слову взрослого однородные предметы | Пользуется словом в момент сильной заинтересован-ности | Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает отдельные действия | Перешагивает препятствия приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую кашу | Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает забор) | Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге | Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам |
1 год 9 мес. | По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий | Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными | Ориентируется в трех контрастных величинах предметов | Использует в игре предметы- заместители | Умеет ходить по узкой доске (шириной 15—20 см, высокой от пола) | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого | Воспроизводит несложные постройки (скамейка) | Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа | Эмоционально контактирует со сверстниками |
2 года | Понимает короткий рассказ( без показа) о событиях, многократно повторявшихся, .имевших место в собственном опыте | Пользуется предложениями из 3 слов | Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает к образцу парные предметы одного цвета | В игре воспроизводит ряд последовательных действий | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) | Воспроизводит несложные постройки (стол, стул, кровать) | Подражая взрослому, рисует горизонтальные и вертикальные линии | Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит) |
возраст | Линии развития | |||||||||||
Понима-ние речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предме-тами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие | ||||
грамматика | вопросы | цвет | форма | еда | одевание | |||||||
2года 6мес. | Понимает рассказ без показа о событиях, опираю-щихся на прошлый опыт в новой ситуации | Пользуется многослов-ными предложе-нииями (более 3 слов) | Где? Куда? | Подбирает к образцу предметы 4-х цветов | Ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов | Сюжетная игра (3 и более действий) элементы воображения | Перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на высоте 28-30см. | Ест довольно аккуратно | Самостоя-тельно одевается (не застегивает пуговицы) | Самостоятель-но делает постройки и называет их (дом, диван) | Рисует горизон-тальные, вертикаль-ные линии | Дети ориентиру-ются на оценку взрослыми их деятель-ности |
3года | Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы знакомы | Пользуется придаточными предложе-нииями | Почему? Когда? | Называет 4 цвета | Использует по назначению геометричес-кие фигуры (путем наложения) | Начало ролевой игры | Перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на высоте 30-35см. | Пользует-ся салфеткой при еде | Самостоя-тельно одевается с небольшой помощью взрослого | Делает сложные постройки (дом, лестница, гараж) называет и обыгрывает их | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их (яблоко, солнышко, домик) | Проявляет самостоя-тельность, независи-мость, часто употребляет «Я сам» |
Карта нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________________________________
Дата рождения __________________________________ Возраст при поступлении________________________________________
Возраст | Уровень нервно-психического развития | Поведение | Заключение (группа разв.по эпикр.ср.) | |||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Движения | Навыки | Конструк-тивная деят-ть | Изобразительная деят-ть | |||
1год Змес. | ||||||||||
1 год 6 мес. | ||||||||||
1 год 9 мес. | ||||||||||
2 года. | ||||||||||
2года 6мес. | ||||||||||
3года |
Назначения
1 г. 3 мес. Дата обследования______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________1 г. 6 мес. Дата обследования______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________1 г. 9 мес. Дата обследования______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________2 года. Дата обследования.________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
1 г. 6 мес. Дата обследования______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
3 года. Дата обследования________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка нервно-психического развития детей от 1года 3 месяцев до 3 лет
Группы развития | ||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
| 1. Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок:
2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок). | 1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока:
2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме). | 1. Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока:
2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответ-ствовать норме). | 1. Дети с отставанием в развитии на 4-5 эпикриз-ных срока:
2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответ-ствовать норме). |
Мониторинг (диагностика) развития детей второго года жизни
Линии развития | Показатели | Методика выявления |
1 год 3 месяца | ||
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба). | Перед ребенком выкладывается маленький куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает. |
Общие движения (О) | Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется). | Взрослый наблюдает за ребенком во время игры – выполняет ли он указанные движения. |
Игра (И) | Умеет воспроизводить в игре различные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.). | Перед ребенком раскладывается кукла, тарелочка (чашка) – предлагается покормить куклу. Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку «дома», «машины» (взрослый может показать). Нанизывает на стержень 4-5 колец (одной величины). Ребенок должен выполнить все три действия. |
Речь активная (РА) | Пользуется лепетом и облегченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав»). | Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, пользуется он лепетом и словами. |
Речь понимаемая (РП) | Значительно увеличивается запас понимаемых слов. | По просьбе взрослого находит 3-4 игрушки (часы, машина, мячик, собака) Находит предметы обуви, одежды. Выполняет действия по слову (покорми куклу, положи спать). По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем ручки и т.д.). Ребенок выполняет задания. |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. | Во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи может съесть с помощью взрослого. |
1 год 6 месяцев | ||
Сенсорное развитие (С) | Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику кубик). | Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом. Ребенок выполняет оба задания. |
Общие движения (О) | Движения более скоординированные, перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу). | Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки, лежащие на полу, приставным шагом. Взрослый может показать. |
Игра (И) | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.). | Взрослый раскладывает перед ребенком предметы: куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: «Кукла не причесана», «У куклы грязный нос». Ребенок причесывает куклу и вытирает нос. |
Речь активная (РА) | В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы. | Из мешочка или коробочки неожиданно показываются предметы (кукла, зайчик, котенок, петушок или машина) и спрашивает: «Кто это?» или «Что это?». Ребенок называет предметы облегченно или правильно («ля-ля», «кукла»). |
Речь понимаемая (РП) | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. | Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, собака (кошка) белая, кукла. Взрослый предлагает найти собачку (кошку) одну или другую. Затем поменять местами и спросить еще раз: «Где собачка (кошка)?». |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. | Во время кормления ребенок съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке). |
1 год 9 месяцев | ||
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает три разных по величине (контрастные, с разницей 3 см) предмета (например, три куба). | Взрослый достает кубы один из другого, ставит их в разнобой, после чего предлагает ребенку собрать. Ребенок собирает кубы соответственно величине (10 см, 7 см, 4 см). |
Общие движения (О) | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см. | Ребенок должен пройти по доске указанного размера без помощи взрослого (войти и сойти может при помощи взрослого). |
Игра (И) | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | Взрослый предлагает ребенку построить «ворота», при этом один раз показать (ставить два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально). |
Речь активная (РА) | Пользуется 2-х словными предложениями. | Взрослый наблюдает как ребенок во время игры и различных режимных моментов сопровождает свои действия 2-х словным предложением. Например: «Кукла спать». |
Речь понимаемая (РП) | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. | Ребенку предлагается рассмотреть одну за другой четыре картинки с изображением знакомых сюжетов. Например «Мальчик поит лошадку», «Дети умываются», «Мальчик кормит собаку», «Мама купает малыша», «Дети обедают» и спросить: «Кто на картинке?», «Что делает?». Ребенок может ответить одним словом. |
Навыки (Н) | Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого. | Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные), туфли (расстегнутые), чулки. Взрослый может помочь немного. |
2 года | ||
Сенсорное развитие (С) | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | Перед ребенком раскладываются 3 пары варежек (носок) трех цветов в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета. |
Общие движения (О) | Перешагивание препятствия, чередуя шаг. | На расстоянии 20 см на полу раскладывается 2-4 брусочка, через которые ребенок перешагивает чередующим шагом. Взрослый может показать. |
Игра (И) | В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Например: куклу купает и вытирает. | Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. Ребенку говорят: «Кукла грязная». Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый ничего не показывает. |
Речь активная (РА) | Пользуется 2-3-х словными предложениями при общении со взрослыми. | Во время игры, режимных процессов, ребенок должен обращаться ко взрослому с речью (3-х словным предложениями). |
Речь понимаемая (РП) | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье). | Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После чего задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким предложением. |
Навыки (Н) | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого. | Во время одевания взрослый смотрит – может ли малыш сам надевать шапку, ботинки, носки. При этом можно немножко помочь. |
Мониторинг (диагностика) развития детей третьего года жизни
Линии развития | Показатели | Методика выявления |
2 года 6 месяцев | ||
Сенсорное развитие (С) | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Ориентируется в шести контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус. | Материал: 4-х цветные карты (12 х 9), 8 одноцветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые). Например, красный карандаш и красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы. Спрашивает, на какую карту положить предмет. Ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета. Подбор к образцу. |
Общие движения (О) | Переставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики на расстоянии между ними 20 см). | Материал: 3 кубика. Взрослый раскладывает на полу 3 кубика на расстоянии 20 см и предлагает ребенку перешагивать. Ребенок приставным шагом должен перешагивать через 3 кубика. |
Игра (И) | В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) 2-3 действия. | Материал: разные сюжетные игрушки для игры в доктора, парикмахера, продавца. Взрослый предлагает ребенку разнообразные игрушки в неподсказывающей ситуации. Ребенок выполняет 2-3 связанных между собой действий. |
Речь активная (РА) | Строит предложения из 3 и более слов. Вопросы: «Где?», «Куда?» | Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую для него тему. В речи ребенок употребляет хотя бы один раз предложение более 3-х слов. |
Навыки (Н) | Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. | Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно надевает шапку, рубашку, штаны, пальто. |
3 года | ||
Сенсорное развитие (С) | Называет 4 основных цвета. Использует геометрические фигуры в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу) | Материал: 8 цветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы. Например: красный мяч, красный флаг и т.п. (знакомые). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает какого цвета. Ребенок называет один предмет хотя бы один раз. |
Общие движения (О) | Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующим шагом. | Материал: кубики или другие предметы (высотой 10-15 см). взрослый расставляет предметы и предлагает ребенку перешагнуть через препятствия. |
Игра (И) | В играх исполняет роль. Например, играя с куклой, говорит «мама», «доктор». | Материал: разнообразные сюжетные игрушки. Взрослый наблюдает за игрой ребенка. Ребенок отобрал какой-либо сюжет и выполняет роль, которую сопровождает словом. |
Речь активная (РА) | Употребляет сложные предложения. | Взрослый наблюдает за ребенком во время деятельности или беседы с ребенком. Ребенок хотя бы раз в своей речи употребляет сложное предложение. |
Навыки (Н) | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. | Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевается и с помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки. |
Список использованной литературы
- Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002 года. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002
- Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М. ВЛАДОС, 2004
- Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005
Мониторинг (диагностика) развития раннего и младшего возраста
Система оценок мониторинга по возрастным показателям.
1 – й уровень: норма (выполняет) +
2 – й уровень: ниже нормы (не выполняет) -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста представляют собой систему мониторинговых, диагностических исследований физических, интеллектуальных и ...
Тематический контроль "Социальное развитие детей дошкольного возраста"
Подбор инструментария по анализу социальных навыков детей и компетентности педагогов по данному вопросу....
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Контроль за развитием детей раннего возраста – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы в ДОУ
Цель контроля – определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитат...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....