Кружок для детей старшего дошкольного возраста «Разноцветное настроение»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дятлова Ольга Владимировна

 Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_2016.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок для детей старшего дошкольного возраста «Разноцветное настроение»


Кружок с детьми раннего возраста

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи

1. Научить детей понимать  свои эмоциональные состояния  и окружающих людей;

2.Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.

3. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).

4.Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).

5.Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

6. Снижение уровня тревожности детей.

7. Обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях, повышение самоуважения детей и самооценки.

Пояснительная записка

Для современного общества формирование коммуникативных навыков и эмоциональное развитие является актуальной проблемой, так как социально-психологическая готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства.  Дошкольники в возрасте 5-7 лет относятся к аффективному возрастному этапу начальных предпосылок формирования личности. Ребята в этом возрасте часто  непосредственно реагируют на внешние события, эмоционально неустойчивы. Отличительной особенностью их внешнего мира является эмоциональная подвижность. За небольшой промежуток времени у ребенка можно наблюдать неоднократную смену чувств. Хотя эти переживания непродолжительны, они захватывают его полностью. Вот почему так горьки детские обиды, ярка ярость. Предлагаемый кружок  помогает детям понять эмоции и чувства свои и окружающих его людей, что является важным моментом в становлении личности растущего человека. В процессе программного курса дети знакомятся с разнообразием эмоций, способами их самовыражения и разными способами регуляции своего эмоционального состояния. Занятия способствуют повышению самооценки детей и снижению уровня тревожности, что благоприятно влияет на психологическое здоровье ребенка.

Время проведения: Занятия кружка проходят 4 раз в месяц во 2 половине дня.

Предполагаемые результаты: Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, снижение тревожности, повышение самооценки.

Перспективный план

Сентябрь: Диагностика.

Октябрь

1 неделя

Тема: «Мы такие разные»

Цель: Снизить  эмоциональное напряжение. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развивать положительные взаимоотношения между детьми, коммуникативные навыки.

2 неделя

Тема: «Я и мое настроение»

Цель: Развивать способности  понимать свое эмоциональное состояние. Дать детям понятие о настроении. Познакомить с понятием пиктограмма. Показать способы выражать свое настроение при помощи цвета.

3 неделя

Тема: «В гостях у героев сказок»

Цель: Развивать способности  понимать эмоциональное состояние героев сказок, выражать это настроение при помощи цвета. Развивать коммуникативные навыки.

 4 неделя

Тема: «Разноцветное настроение»

Цель: Снижение  тревожности, эмоционального напряжения. Выражение своего эмоционального состояния при помощи красок.

Ноябрь

1 неделя

Тема: «Что день, то радость»

Цель: Знакомство детей с эмоцией «радость» . Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Познакомить детей с разнообразием приемов выражения эмоции радости чувства восторга,  счастья, используя различные выразительные средства.

 2 неделя

Тема: «Дарите радость близким!»

Цель: Учить замечать, какое настроение у близких людей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия. Развивать умение передавать эмоциональное состояние радости используя изобразительные средства.

 3 неделя

Тема: «Не грусти, все впереди»

Цель: Знакомство детей с эмоцией «грусть, печаль». Формировать умение понимать эмоции других людей. Развивать способность выражать эмоцию «грусть» вербально и не вербально.

4 неделя

Тема: «Какого цвета печаль»

Цель: Отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения. Развивать умение передавать эмоциональное состояние «грусть», «печаль»  используя элементы арт-терапии.

Декабрь

1 неделя

Тема: «У страха глаза велики»

Цель: Знакомство детей с эмоцией «страх», учить выражать чувство страха при помощи этюдов психогимнастики. Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью приемов арт- терапии ( сказкотерапия, изо-терапия).

2 неделя

Тема: «Я страшилок не боюсь»

Цель: Снижение тревожности, эмоционального напряжения, обучение приемам преодоления негативных эмоциональных переживаний.

3 неделя

Тема:  «Все что неизвестно, ребятам интересно»

Цель: Развивать способности понимать различные эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.

4 неделя

Тема: «Такой удивительный мир»

Цель: Знакомство детей с эмоцией «удивление»,  выражать его при помощи мимики и изобразительных средств.  Учить понимать чувства свои и других людей.  Развивать положительные взаимоотношения между детьми. Укреплять чувство единства.

Январь

2 неделя

Тема: «Какого цвета праздник?»

Цель: Учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям. Снизить эмоциональное напряжение, способствовать единению, сплоченности группы. Выражение своего настроения  при помощи приемов арт-терапии.

3  неделя

Тема: «Учусь справляться со злостью»

Цель: Знакомство детей с эмоцией «злость», его мимическими и пантомимическими проявлениями. Обучение различным приемам саморегуляции своего эмоционального состояния. Снижение эмоционального напряжения через релаксационные упражнения.

4 неделя

Тема: «Не злись, улыбнись»

Цель: Формировать умение понимать свои эмоции и эмоции других людей.  Показать детям непродуктивность использования агрессии при общении. Развивать положительные взаимоотношения между детьми. Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью арт- терапии /изо- терапия/.

Февраль

1 неделя

Тема: «Ты обида уходи, в гости к нам, не приходи»

Цель: Закреплять умение определят по картинкам (фотографиям) положительные и отрицательные эмоции людей. Обучение различным приемам саморегуляции своего эмоционального состояния.

2 неделя

Тема: «Волшебные превращения»

Цель: Развивать способности различать эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.

3 неделя

Тема: «Кувшин желаний»

Цель: Снижение тревожности, эмоционального напряжения, обучение приемам преодоления негативных эмоциональных переживаний.

4 неделя

Тема: «Скромность»

Цель: Знакомство детей с пиктограммой «скромность», учить выражать разные эмоции  при помощи мимики и пантомимики. Снижение эмоционального напряжения через релаксационные упражнения.

Март

1 неделя

 Тема: «Мои друзья»

Цель: Учить замечать, какое настроение у друзей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия. Снизить  эмоциональное напряжение. Создать эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развивать коммуникативные навыки.

2 неделя

Тема: «Какого цвета вина?»

Цель: Развивать умение детей  эмоционально выражать свое отношение к разным эпизодам рассказа, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь чужому горю. Учить выражать эмоцию  «вина» при помощи  мимики и изобразительных средств.

3 неделя

Тема: «Наши поступки и наши эмоции»

Цель: Развивать способности  понимать свое эмоциональное состояние. Обучение  приемам саморегуляции своего эмоционального состояния. Создать эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.

4 неделя

Тема: «Гордость»

Цель: Развивать способности различать эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.  Повышение самооценки на основе самоактуализации.

Апрель

1 неделя

Тема: «Мои достижения»

Цель: Раскрытие положительных черт характера. Развитие более позитивной Я- концепции. Формировать умение понимать свои эмоции . Повышение самооценки, снижение тревожности.

2 неделя

Тема: «Волшебные маски-волшебные краски»

Цель: Учить детей делать маски с разным эмоциональным окрасом при помощи бумаги  и изобразительных средств, традиционными и нетрадиционными способами.

3 неделя

Тема: «Театр настроений»

Цель: Учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки через игру и общение с персонажами, воспитывать нравственные чувства у детей. Закреплять умения  передавать эмоциональные настроения героев сказок при помощи мимики, пантомимики.

4 неделя:

Тема: «Разноцветное настроение»

Цель: Закреплять умение отображать разные эмоции при помощи изобразительных средств. Развивать положительные взаимоотношения между детьми. Укреплять чувство единства.

Май: Диагностика.

Критерии оценивания эффективности работы кружка «Разноцветное настроение»

Вопросы диагностики.

1.«Назови эмоцию». Детям предлагается по картинкам героев сказок определить эмоцию: Радость, злость, печаль, удивление, страх, гордость, вина, скромность.

2.«Изобрази эмоцию». Ребенку предлагается поиграть с кубиком,  на гранях  которого изображены 6 основных эмоций. Какая эмоция выпадет на кубике – ребенок должен изобразить.

3.«Нарисуй эмоцию» Детям предлагается заполнить листок «Азбука настроения», нарисовать 4 основные эмоции: радость, печаль, злость, удивление.

4. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен).

5. Тест «Лесенка» (автор С.Г. Якобсон, В.Г. Щур).

Список литературы:

1. Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.

2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.

3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.

4. С.А. Хромова «Психологические игры для детей»

5. М.В.Киселева «Арт- терапия в работе с  детьми»

6. С.В.Крюкова, Н.П. Слободянник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

7. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я».

Авторы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

осенний праздник для детей старшего дошкольного возраста "Осеннее настроение".

Праздник для родителей и детей старшего дошкольного возраста...

кружок для детей старшего дошкольного возраста по квиллингу "Волшебный завиток"

кружок для детей старшего дошкольного возраста по квиллингу "Волшебный завиток"...

Сценарий тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста "Цвет настроения - синий"

Познавательное и занимательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста, в ходе которого ребята с огромным интересом закрепляют знания о синем цвете, как об одном из основных цветов цветово...

Кружок для детей старшего дошкольного возраста "Талантливый читатель"

Кружковая работа направлена на приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы, на знакомство дошкольников с детскими произведениями писателей  и поэтов Пе...

Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста "Управляем настроением"

Краткое содержание: Занятие-путешествие по страницам Лэпбука «Управляем настроением».Актуальность:         Для современного общества эмоциональное р...

Конспект НОД с использование здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Цветок настроения»

Конспект НОД  с использование здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста  «Цветок настроения» Цель: Способствовать снижению агрессивности,...