Кружок для детей старшего дошкольного возраста «Разноцветное настроение»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2016.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок для детей старшего дошкольного возраста «Разноцветное настроение»
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи
1. Научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих людей;
2.Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
3. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
4.Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
5.Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
6. Снижение уровня тревожности детей.
7. Обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях, повышение самоуважения детей и самооценки.
Пояснительная записка
Для современного общества формирование коммуникативных навыков и эмоциональное развитие является актуальной проблемой, так как социально-психологическая готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Дошкольники в возрасте 5-7 лет относятся к аффективному возрастному этапу начальных предпосылок формирования личности. Ребята в этом возрасте часто непосредственно реагируют на внешние события, эмоционально неустойчивы. Отличительной особенностью их внешнего мира является эмоциональная подвижность. За небольшой промежуток времени у ребенка можно наблюдать неоднократную смену чувств. Хотя эти переживания непродолжительны, они захватывают его полностью. Вот почему так горьки детские обиды, ярка ярость. Предлагаемый кружок помогает детям понять эмоции и чувства свои и окружающих его людей, что является важным моментом в становлении личности растущего человека. В процессе программного курса дети знакомятся с разнообразием эмоций, способами их самовыражения и разными способами регуляции своего эмоционального состояния. Занятия способствуют повышению самооценки детей и снижению уровня тревожности, что благоприятно влияет на психологическое здоровье ребенка.
Время проведения: Занятия кружка проходят 4 раз в месяц во 2 половине дня.
Предполагаемые результаты: Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, снижение тревожности, повышение самооценки.
Перспективный план
Сентябрь: Диагностика.
Октябрь
1 неделя
Тема: «Мы такие разные»
Цель: Снизить эмоциональное напряжение. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развивать положительные взаимоотношения между детьми, коммуникативные навыки.
2 неделя
Тема: «Я и мое настроение»
Цель: Развивать способности понимать свое эмоциональное состояние. Дать детям понятие о настроении. Познакомить с понятием пиктограмма. Показать способы выражать свое настроение при помощи цвета.
3 неделя
Тема: «В гостях у героев сказок»
Цель: Развивать способности понимать эмоциональное состояние героев сказок, выражать это настроение при помощи цвета. Развивать коммуникативные навыки.
4 неделя
Тема: «Разноцветное настроение»
Цель: Снижение тревожности, эмоционального напряжения. Выражение своего эмоционального состояния при помощи красок.
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Что день, то радость»
Цель: Знакомство детей с эмоцией «радость» . Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
Познакомить детей с разнообразием приемов выражения эмоции радости чувства восторга, счастья, используя различные выразительные средства.
2 неделя
Тема: «Дарите радость близким!»
Цель: Учить замечать, какое настроение у близких людей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия. Развивать умение передавать эмоциональное состояние радости используя изобразительные средства.
3 неделя
Тема: «Не грусти, все впереди»
Цель: Знакомство детей с эмоцией «грусть, печаль». Формировать умение понимать эмоции других людей. Развивать способность выражать эмоцию «грусть» вербально и не вербально.
4 неделя
Тема: «Какого цвета печаль»
Цель: Отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения. Развивать умение передавать эмоциональное состояние «грусть», «печаль» используя элементы арт-терапии.
Декабрь
1 неделя
Тема: «У страха глаза велики»
Цель: Знакомство детей с эмоцией «страх», учить выражать чувство страха при помощи этюдов психогимнастики. Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью приемов арт- терапии ( сказкотерапия, изо-терапия).
2 неделя
Тема: «Я страшилок не боюсь»
Цель: Снижение тревожности, эмоционального напряжения, обучение приемам преодоления негативных эмоциональных переживаний.
3 неделя
Тема: «Все что неизвестно, ребятам интересно»
Цель: Развивать способности понимать различные эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.
4 неделя
Тема: «Такой удивительный мир»
Цель: Знакомство детей с эмоцией «удивление», выражать его при помощи мимики и изобразительных средств. Учить понимать чувства свои и других людей. Развивать положительные взаимоотношения между детьми. Укреплять чувство единства.
Январь
2 неделя
Тема: «Какого цвета праздник?»
Цель: Учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям. Снизить эмоциональное напряжение, способствовать единению, сплоченности группы. Выражение своего настроения при помощи приемов арт-терапии.
3 неделя
Тема: «Учусь справляться со злостью»
Цель: Знакомство детей с эмоцией «злость», его мимическими и пантомимическими проявлениями. Обучение различным приемам саморегуляции своего эмоционального состояния. Снижение эмоционального напряжения через релаксационные упражнения.
4 неделя
Тема: «Не злись, улыбнись»
Цель: Формировать умение понимать свои эмоции и эмоции других людей. Показать детям непродуктивность использования агрессии при общении. Развивать положительные взаимоотношения между детьми. Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью арт- терапии /изо- терапия/.
Февраль
1 неделя
Тема: «Ты обида уходи, в гости к нам, не приходи»
Цель: Закреплять умение определят по картинкам (фотографиям) положительные и отрицательные эмоции людей. Обучение различным приемам саморегуляции своего эмоционального состояния.
2 неделя
Тема: «Волшебные превращения»
Цель: Развивать способности различать эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.
3 неделя
Тема: «Кувшин желаний»
Цель: Снижение тревожности, эмоционального напряжения, обучение приемам преодоления негативных эмоциональных переживаний.
4 неделя
Тема: «Скромность»
Цель: Знакомство детей с пиктограммой «скромность», учить выражать разные эмоции при помощи мимики и пантомимики. Снижение эмоционального напряжения через релаксационные упражнения.
Март
1 неделя
Тема: «Мои друзья»
Цель: Учить замечать, какое настроение у друзей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия. Снизить эмоциональное напряжение. Создать эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развивать коммуникативные навыки.
2 неделя
Тема: «Какого цвета вина?»
Цель: Развивать умение детей эмоционально выражать свое отношение к разным эпизодам рассказа, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь чужому горю. Учить выражать эмоцию «вина» при помощи мимики и изобразительных средств.
3 неделя
Тема: «Наши поступки и наши эмоции»
Цель: Развивать способности понимать свое эмоциональное состояние. Обучение приемам саморегуляции своего эмоционального состояния. Создать эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
4 неделя
Тема: «Гордость»
Цель: Развивать способности различать эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств. Повышение самооценки на основе самоактуализации.
Апрель
1 неделя
Тема: «Мои достижения»
Цель: Раскрытие положительных черт характера. Развитие более позитивной Я- концепции. Формировать умение понимать свои эмоции . Повышение самооценки, снижение тревожности.
2 неделя
Тема: «Волшебные маски-волшебные краски»
Цель: Учить детей делать маски с разным эмоциональным окрасом при помощи бумаги и изобразительных средств, традиционными и нетрадиционными способами.
3 неделя
Тема: «Театр настроений»
Цель: Учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки через игру и общение с персонажами, воспитывать нравственные чувства у детей. Закреплять умения передавать эмоциональные настроения героев сказок при помощи мимики, пантомимики.
4 неделя:
Тема: «Разноцветное настроение»
Цель: Закреплять умение отображать разные эмоции при помощи изобразительных средств. Развивать положительные взаимоотношения между детьми. Укреплять чувство единства.
Май: Диагностика.
Критерии оценивания эффективности работы кружка «Разноцветное настроение»
Вопросы диагностики.
1.«Назови эмоцию». Детям предлагается по картинкам героев сказок определить эмоцию: Радость, злость, печаль, удивление, страх, гордость, вина, скромность.
2.«Изобрази эмоцию». Ребенку предлагается поиграть с кубиком, на гранях которого изображены 6 основных эмоций. Какая эмоция выпадет на кубике – ребенок должен изобразить.
3.«Нарисуй эмоцию» Детям предлагается заполнить листок «Азбука настроения», нарисовать 4 основные эмоции: радость, печаль, злость, удивление.
4. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен).
5. Тест «Лесенка» (автор С.Г. Якобсон, В.Г. Щур).
Список литературы:
1. Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.
2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.
4. С.А. Хромова «Психологические игры для детей»
5. М.В.Киселева «Арт- терапия в работе с детьми»
6. С.В.Крюкова, Н.П. Слободянник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
7. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я».
Авторы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
осенний праздник для детей старшего дошкольного возраста "Осеннее настроение".
Праздник для родителей и детей старшего дошкольного возраста...
Конспект физкультурного занятия с использованием профилактически - оздоровительных методов для детей старшего дошкольного возраста «Хорошее настроение»
Занятие предназначено для детей 5-6 лет....
кружок для детей старшего дошкольного возраста по квиллингу "Волшебный завиток"
кружок для детей старшего дошкольного возраста по квиллингу "Волшебный завиток"...
Сценарий тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста "Цвет настроения - синий"
Познавательное и занимательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста, в ходе которого ребята с огромным интересом закрепляют знания о синем цвете, как об одном из основных цветов цветово...
Кружок для детей старшего дошкольного возраста "Талантливый читатель"
Кружковая работа направлена на приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы, на знакомство дошкольников с детскими произведениями писателей и поэтов Пе...
Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста "Управляем настроением"
Краткое содержание: Занятие-путешествие по страницам Лэпбука «Управляем настроением».Актуальность: Для современного общества эмоциональное р...
Конспект НОД с использование здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Цветок настроения»
Конспект НОД с использование здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Цветок настроения» Цель: Способствовать снижению агрессивности,...