Проект "Синтез трёх искусств"
проект (старшая группа) на тему
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше время люди зачастую «не умеют, не хотят, не приучены слышать», будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки, поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальный проект включающий в себя слушание музыки, живопись и поэзию | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №176»
Проект
«Синтез трех искусств»
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Татьяна Витальевна Кибанова
Содержание
1. | Актуальность темы | 3 |
2. | Цель и задачи проекта | 4 |
3. | Сроки реализации проекта | 4 |
4. | Ресурсное обеспечение | 5 |
5. | Ожидаемые результаты | 6 |
6. | Этапы реализации проекта | 6-11 |
7. | Библиография | 12 |
Актуальность
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше время люди зачастую «не умеют, не хотят, не приучены слышать», будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки, поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.
В настоящее время благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни человек постоянно окружен музыкой. Избыток всевозможной звуковой информации приучает его слух скользить по поверхности, слушать музыку, не вникая в нее, воспринимать ее как фон. Для того чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для него значимой, приобрела личный смысл, необходимо научить воспринимать и понимать ее образную сущность. Для ребенка восприятие искусства один из путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности. Наиболее благоприятен в этом отношении период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущая в психике ребенка эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля. Их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены. Поэтому проблема ознакомления детей с искусством может быть решена при тесном взаимодействии всех участников образовательных отношений, в интегрированной деятельности, которая наиболее высокоэффективна с точки зрения развития у детей образного мышления, речи, воображения, креативности.
Цель проекта: Формирование музыкально-эстетического вкуса посредством синтеза видов искусств: классическая музыка, изобразительная деятельность, литература.
Задачи:
- Развивать эстетическое восприятие мира, нравственно-эстетические чувства в процессе общения с музыкой и искусством.
- Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения классической музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.
- Обогащать художественное и общекультурное развитие в интегративных видах деятельности.
Сроки реализации проекта:
1 октября 2014 по 1 марта 2015 учебный год.
Участники проекта:
воспитанники ДОУ (возраст 5-6 лет), педагоги, родители, артисты театра оперы и балета им.П.И.Чайковского, артисты Пермского «Театр-театр», трио «Ноктюрн».
Механизмы реализации проекта:
- Посещение концертов классической музыки;
- Включение классической музыки в режимные моменты;
- Интегрированная деятельность;
- Музыкально-дидактическая игра «Слушаем музыку»;
- Встречи с музыкантами-исполнителями;
- Виртуальное путешествие в мир классической музыки и искусства;
Ресурсное обеспечение:
- Конспекты интегрированных занятий;
- Конспекты музыкальных викторин;
- Конспекты встреч в музыкальной гостиной;
- Релаксационные паузы;
- Картотека по слушанию классической музыки, репродукции художников;
- Картотека литературных произведений;
- Музыкальные файлы с различными зарисовками;
- Презентации «Детский альбом» П.И.Чайковского; «Щелкунчик»; Пермский театр оперы и балета имени П.И.Чайковского;
Материалы и оборудование:
- DVD-проигрыватель, музыкальный центр, магнитола, компьютер, принтер, видео и фотокамера, телевизор;
- наглядный дидактический материал;
- диски и флешноситель с записями классической музыки;
- музыкальные DVD-энциклопедии с музыкальными инструментами;
- практический курс из серии «Школа развития личности» Кирилла и Мефодия «Учимся понимать музыку», «Симфонический оркестр», «Народный оркестр», «Эстрадный оркестр»;
- детские музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки и др.).
Ожидаемые результаты:
- формирование увлеченного интереса к произведениям классической музыки, изобразительного искусства и художественной литературы;
- содействие обогащению содержательных высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, изобразительного искусства и художественной литературы;
Родители и педагоги:
- повышение общей и музыкальной культуры;
- активное участие в интегрированной деятельности;
Этапы проекта:
1 этап – Диагностический (1-2 неделя октября)
№ | Мероприятия | Срок | Участники | Продукт деятельности |
1. 2. | Мониторинг детей по разделу «Художественно-эстетическое развитие ребенка» (слушание, живопись, поэзия, продуктивный вид деятельности, любование) Самоанализ педагогов «Что я знаю о классической музыке» | 1-2 неделя октября Октябрь | Музыкальный руководитель, воспитатели, методист, Музыкальный руководитель педагоги | Свод аналитических данных |
3. | Провести анкетирование родителей «Музыка в вашем доме» | Октябрь | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители | Аналитическая справка |
4. | Проанализировать содержание предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию. | 1-2 неделя октября | Музыкальный руководитель, воспитатели | Свод аналитических данных |
5. | Укрепление материально-технической базы: -наглядно-дидактического материала; -плакаты, картинки, портреты композиторов, диски с произведениями классической музыки; -приобретение интерактивной доски; -Пошив костюмов и изготовление декораций к музыкальной сказке «Щелкунчик» П.И.Чайковского. | октябрь | Заведующий, методист, музыкальный руководитель, воспитатели, родители | Соответствующая развивающая среда |
2 этап - Организационный (октябрь - март 2015г.)
№ | Мероприятия | Срок | Участники | Продукт деятельности |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Составление перспективного плана взаимодействия (артисты театра, музыканты музыкальной школы, родители, педагоги) Консультации для родителей: Выход на родительское собрание: Презентация проекта «Синтез трех искусств» Информационные стенды: -«Музыка осени» -«Музыка зимы» -«Музыка весны» Изготовление брошюр: -«Музыка и ее влияние на человека»; -«Классическая музыка весны»; -«Лечебная сила музыки»; -«Какую музыку слушать дома?»; -Балет «Щелкунчик»; -«Музыкотерапия"; -«Учим ребенка слушать музыку; Консультации для педагогов:
Интегрированные занятия: «У природы нет плохой погоды» «Три чуда» по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова «Краски весны» Релаксационные паузы: «Паганини Кантабиле» «Материнское сердце» «Новогодняя песня» «Зимний вечер» «Белые снежинки» «С мамой всегда хорошо» «Солнышко зернышко» «Поделись улыбкою своей» | Октябрь (3-4 неделя) Октябрь В течение года В течение года октябрь февраль март Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Музыкальный руководитель, воспитатель, методист Музыкальный руководитель, воспитатель, родители Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель, воспитатель, родители Музыкальный руководитель, воспитатель, родители | Перспективный план Конспекты консультаций Презентация проекта Информация для родителей Брошюры Конспекты консультаций Фонотека, USB накопители Конспект праздника Конспекты занятий Конспекты занятий Видео презентации |
8. | Презентация опыта работы по проекту «Синтез трех искусств» на педагогических чтениях | Май | Музыкальный руководитель | Опыт работы |
9. 10. | Музыкальная гостиная
Виртуальные экскурсии в Пермский театр оперы и балета | октябрь январь март в течение года | Музыкальный руководитель, родители, дети | Конспекты музыкальных встреч Медиа- презентации |
3 этап - Обобщающий (март 2015г.)
№ | Мероприятия | Срок | Участники | Продукт деятельности |
1. | Мониторинг с использованием методики Крыловой Н.М., Тимошенко Л.В. по разделу «Художественно-эстетическое развитие ребенка» (слушание, живопись, поэзия, продуктивный вид деятельности, любование) - дети, родители, педагоги. | Март | Музыкальный руководитель; дети; родители; педагоги | Свод аналитических данных |
2. | «Музыкальная викторина» | Март | Музыкальный руководитель; дети; родители; педагоги | Конспект музыкальной викторины |
3. | Концерт «Синтез трех искусств» | Март | Музыкальный руководитель; дети; родители; педагоги | Конспект мерприятия |
Библиография:
- Асафьев Б.М. Избранные работы о советской музыке. М.: Издательство Академии наук СССР, 1957.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка М: Просвещение, 1967.
- Виноградова А.М. Воспитание сочувствия. М: Просвещение, 1989.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М: Лабиринт, 1998.
- Гогоберидзе А.Г. Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста/ Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Якобсон С.Г. «Радуга». Программа воспитания, образования и развития детей в условиях дет. сада от 2 до 7 лет» - М, Издательство «Просвещение»,2011г
- Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов Л: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 1989.
- Назайкинский Е.В. «Музыкальное восприятие как проблема музыкознания». М., 1980.
- Радынова О.А., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста /Учебник для студентов высших учебных заведений /
- Радынова О.П., «Музыкальное развитие детей», М., «Владос», 1997
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
- Словарь современного русского литературного языка. Т. XI. М. – Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.
- Словарь русского языка: в 4-х т. /под ред. А.П. Евгеньевой; АН СССР, Ин-т рус. языка. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1983. – Т.3.
- Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947.
- Иванов А.А. Развивающие пособие «Мы рисуем музыку», Сб.-П. 2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.
Актуальность В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...
Педагогическое значение регионального искусства (на примере искусства Камчатского края)
В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение...
«Настроение природы в искусстве». Конспект в старшей группе «Синтез искусств»
Цель: Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи, музыки....
Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
Статья для родителей на тему: «Кризис трёх лет. Как помочь ребёнку справиться с кризисом трёх лет?»
Практически у всех маленьких детей в возрасте 2,5-3 лет бывает кризис. Личность маленького ребёнка быстро развивается. Именно в 3 года происходит переломный момент в его развитии. Ребёнок начинает про...
консультация для родителей "Кризис трёх лет. Как взаимодействовать с ребёнком в период кризиса трёх лет".
Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это – движущая сила развит...