Проект "Синтез трёх искусств"
проект (старшая группа) на тему

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше время люди зачастую «не  умеют, не хотят, не приучены слышать», будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно  переоценить роль музыки,  поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы  нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №176»

                                                      Проект

«Синтез трех искусств»

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Татьяна Витальевна  Кибанова

                                                Содержание

1.

Актуальность темы

3

2.

Цель и задачи проекта

4

3.

Сроки реализации проекта

4

4.

Ресурсное обеспечение

5

5.

Ожидаемые результаты

6

6.

Этапы реализации проекта

6-11

7.

Библиография

12

Актуальность

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше время люди зачастую «не  умеют, не хотят, не приучены слышать», будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно  переоценить роль музыки,  поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы  нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.

В настоящее время благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни человек постоянно окружен музыкой. Избыток всевозможной звуковой информации приучает его слух скользить по поверхности, слушать музыку, не вникая в нее, воспринимать ее как фон. Для того чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для него значимой, приобрела  личный смысл, необходимо  научить  воспринимать и понимать ее образную сущность. Для ребенка восприятие искусства один из путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности. Наиболее благоприятен в этом отношении период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущая в психике ребенка эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе.  Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля. Их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены.  Поэтому проблема ознакомления детей с искусством может быть решена при  тесном взаимодействии всех участников образовательных отношений, в интегрированной деятельности, которая наиболее  высокоэффективна с точки зрения развития у детей образного мышления, речи, воображения, креативности.

Цель проекта: Формирование музыкально-эстетического вкуса посредством синтеза видов искусств: классическая музыка, изобразительная деятельность, литература.

Задачи:

  1. Развивать эстетическое восприятие мира, нравственно-эстетические чувства в процессе общения с музыкой и искусством.
  2. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения классической музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.
  3. Обогащать художественное и общекультурное развитие в интегративных видах деятельности.

Сроки реализации проекта:

 1 октября 2014 по 1 марта 2015 учебный год.  

Участники проекта:

воспитанники ДОУ (возраст 5-6 лет), педагоги,  родители, артисты театра оперы и балета  им.П.И.Чайковского,  артисты Пермского «Театр-театр»,  трио «Ноктюрн».

Механизмы реализации проекта:

  • Посещение концертов классической музыки;
  • Включение классической  музыки в режимные моменты;
  • Интегрированная деятельность;
  • Музыкально-дидактическая игра «Слушаем музыку»;
  • Встречи с музыкантами-исполнителями;
  • Виртуальное путешествие в мир классической музыки и искусства;

Ресурсное обеспечение:

  • Конспекты интегрированных  занятий;
  •  Конспекты музыкальных викторин;
  •  Конспекты встреч в  музыкальной гостиной;
  •  Релаксационные паузы;
  • Картотека по слушанию классической музыки, репродукции художников;
  • Картотека литературных произведений;
  • Музыкальные файлы с различными зарисовками;
  • Презентации «Детский альбом» П.И.Чайковского; «Щелкунчик»; Пермский театр оперы и балета имени П.И.Чайковского;

Материалы и оборудование:

  • DVD-проигрыватель, музыкальный центр, магнитола, компьютер, принтер, видео и фотокамера, телевизор;
  • наглядный дидактический материал;
  • диски и флешноситель  с записями  классической музыки;
  • музыкальные DVD-энциклопедии с музыкальными инструментами;
  • практический курс из серии «Школа развития личности» Кирилла и Мефодия «Учимся понимать музыку», «Симфонический оркестр», «Народный оркестр», «Эстрадный оркестр»;  
  • детские  музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки  и др.).

Ожидаемые результаты: 

- формирование увлеченного  интереса  к  произведениям классической музыки, изобразительного искусства и художественной литературы;

- содействие обогащению содержательных  высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, изобразительного искусства и художественной литературы;

Родители и педагоги:

- повышение общей и музыкальной культуры;

- активное  участие в  интегрированной деятельности;

Этапы проекта:

1 этап – Диагностический (1-2 неделя октября)

Мероприятия

Срок

Участники

Продукт

деятельности

1.

2.

Мониторинг детей по разделу «Художественно-эстетическое развитие ребенка» (слушание, живопись, поэзия, продуктивный вид деятельности, любование)

Самоанализ педагогов «Что я знаю о классической музыке»

1-2 неделя октября

Октябрь

Музыкальный

руководитель,

воспитатели,

методист,

Музыкальный

руководитель

педагоги

Свод аналитических данных

3.

Провести анкетирование родителей «Музыка в вашем доме»

Октябрь

Музыкальный

руководитель, воспитатели,

родители

Аналитическая справка

4.

Проанализировать содержание предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию.

1-2 неделя октября

Музыкальный

руководитель, воспитатели

Свод аналитических данных

5.

Укрепление материально-технической базы:

-наглядно-дидактического  материала;

-плакаты, картинки, портреты композиторов, диски с произведениями классической музыки;

-приобретение интерактивной доски;

-Пошив костюмов  и изготовление декораций к  музыкальной сказке «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

октябрь

Заведующий,

методист,

музыкальный

руководитель, воспитатели, родители

Соответствующая развивающая среда

2 этап - Организационный (октябрь - март 2015г.)

Мероприятия

Срок

Участники

Продукт деятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Составление перспективного плана взаимодействия (артисты театра, музыканты музыкальной школы, родители, педагоги)

Консультации для родителей:

Выход на родительское собрание:

Презентация проекта «Синтез трех искусств»

Информационные стенды:

-«Музыка осени»

-«Музыка зимы»

-«Музыка весны»

Изготовление брошюр:

-«Музыка и ее влияние на человека»;

-«Классическая музыка весны»;

-«Лечебная сила музыки»;

-«Какую музыку слушать дома?»;

-Балет «Щелкунчик»;

-«Музыкотерапия";

-«Учим ребенка слушать музыку;

Консультации для педагогов:

  • Изготовление музыкально-дидактических игр по разделу «Слушание музыки»
  • «Использование фоновой музыки в режимных моментах»
  • Новогодний праздник по сказке А.Гофмана  «Щелкунчик на музыку П.И.Чайковского

Интегрированные занятия:

«У природы нет плохой    погоды»

«Три чуда» по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова

«Краски весны»

Релаксационные паузы:

«Паганини Кантабиле»

«Материнское сердце»

«Новогодняя песня»

«Зимний вечер»

«Белые снежинки»

«С  мамой всегда хорошо»

«Солнышко зернышко»

«Поделись улыбкою

своей»

Октябрь (3-4 неделя)

Октябрь

В течение года

В течение года

октябрь

февраль

март

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май  

Музыкальный

руководитель,

воспитатель,

методист

Музыкальный

руководитель,

воспитатель,

родители

Музыкальный

руководитель

Музыкальный

руководитель,

воспитатель,

родители

Музыкальный

руководитель,

воспитатель,

родители

Перспективный план

Конспекты консультаций

Презентация проекта

Информация для родителей

Брошюры

Конспекты консультаций

Фонотека, USB накопители

Конспект праздника

Конспекты занятий

Конспекты занятий

Видео презентации

8.

Презентация опыта работы по проекту «Синтез трех искусств» на педагогических чтениях

Май

Музыкальный

руководитель

Опыт работы

9.

10.

Музыкальная гостиная

  • «Музыка осени»
  • «Зимушка-хрустальная»
  •  «Весенняя песнь»

Виртуальные экскурсии в Пермский театр оперы и балета

октябрь

январь

март

в течение года

Музыкальный

руководитель,

родители,

дети

Конспекты музыкальных встреч

Медиа-

презентации

3 этап - Обобщающий (март 2015г.)

Мероприятия

Срок

Участники

Продукт деятельности

1.

Мониторинг с использованием методики Крыловой Н.М., Тимошенко Л.В. по разделу «Художественно-эстетическое развитие ребенка» (слушание, живопись, поэзия, продуктивный вид деятельности, любование) - дети, родители, педагоги.

Март

Музыкальный руководитель;

дети;

родители;

педагоги

Свод аналитических данных

2.

«Музыкальная викторина»

Март

Музыкальный руководитель;

дети;

родители;

педагоги

Конспект музыкальной викторины

3.

Концерт «Синтез трех искусств»

Март

Музыкальный руководитель;

дети;

родители;

педагоги

Конспект мерприятия

Библиография:

  1. Асафьев Б.М. Избранные работы о советской музыке. М.: Издательство Академии наук СССР, 1957.  
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка  М: Просвещение, 1967.
  3. Виноградова А.М. Воспитание сочувствия.  М: Просвещение, 1989.  
  4. Выготский Л.С. Психология искусства.  М: Лабиринт, 1998.
  5. Гогоберидзе А.Г. Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста/ Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  6.  Гризик Т.И., Доронова Т.Н.,  Соловьёва Е.В.,  Якобсон  С.Г.  «Радуга».    Программа   воспитания,   образования   и  развития  детей  в условиях  дет.   сада от  2  до   7  лет»  -   М, Издательство «Просвещение»,2011г
  7. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов  Л: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 1989.  
  8. Назайкинский Е.В. «Музыкальное восприятие как проблема музыкознания». М., 1980.
  9. Радынова О.А., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста /Учебник для студентов высших учебных заведений /
  10.  Радынова О.П., «Музыкальное развитие детей», М., «Владос», 1997
  11. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  12.  Словарь   современного    русского литературного языка. Т.  XI. М.  – Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.
  13. Словарь русского языка: в 4-х т. /под ред. А.П. Евгеньевой;  АН СССР, Ин-т рус.  языка. – 2-е изд., испр. и доп. –  М., 1983. – Т.3.
  14. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947.
  15.  Иванов А.А. Развивающие пособие «Мы рисуем музыку», Сб.-П. 2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.

Актуальность  В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...

Педагогическое значение регионального искусства (на примере искусства Камчатского края)

В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение...

«Настроение природы в искусстве». Конспект в старшей группе «Синтез искусств»

Цель: Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи, музыки....

Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»

Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов  о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...

Статья для родителей на тему: «Кризис трёх лет. Как помочь ребёнку справиться с кризисом трёх лет?»

Практически у всех маленьких детей в возрасте 2,5-3 лет бывает кризис. Личность маленького ребёнка быстро развивается. Именно в 3 года происходит переломный момент в его развитии. Ребёнок начинает про...

консультация для родителей "Кризис трёх лет. Как взаимодействовать с ребёнком в период кризиса трёх лет".

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это – движущая сила развит...