Тренинг для воспитателей "Работаем с мыслительной картой"
методическая разработка на тему
Цели:
- снятие эмоциональной напряженности;
- создание доверительной атмосферы;
- формирование чувства сплоченности группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_1.docx | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для воспитателей "Работаем с мыслительной картой"
Цели:
- снятие эмоциональной напряженности;
- создание доверительной атмосферы;
- формирование чувства сплоченности группы.
После каждого упражнения проводятся обсуждение, анализ его выполнения (2-3 мин). Участники отвечают на вопросы психолога.
Психогимнастическое упражнение "Здравствуйте!"
Участники хаотично двигаются по залу. По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней той частью тела, которую укажет ведущий. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись, необходимо сказать: "Привет!", "Здравствуйте!" или "Добрый день!". Указания ведущего могут быть самыми разнообразными: он может предложить участникам поздороваться ладонями, плечами, локтями, спинами и т.д.
Игра "Поменяйтесь местами"
Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга ("Я не один такой!"), вопросы необходимо подбирать по принципу: весёлые, проблемные и чередовать их между собой. Признаки могут быть такими:
- кто пришел в юбке;
- у кого короткая стрижка;
- кто любит золотые украшения;
- у кого двое детей, и т.д.
Игровое упражнение "Планировать или не планировать свою деятельность?"
Каждый участник получает карточку с вопросом: "Чем является для вас план работы?". Из трех предложенных вариантов ответа педагог выбирает один, опираясь на свой собственный опыт. Варианты ответов следующие:
- план - это формальный документ (имеются другие методические пособия с готовыми конспектами);
- план - это документ, необходимый для контроля и анализа деятельности педагогов (заполненные графы воспитателем в реальности выполнить невозможно);
- план - важный документ, позволяющий достигнуть результатов деятельности (без него нельзя представить последовательность действий для достижения результата).
Ведущий предлагает каждому педагогу по очереди высказаться относительно выбранного ответа. По ходу объяснений он составляет табличку для записи ответов педагогов. Затем подводятся итоги полученных результатов, после чего ведущий резюмирует, что планирование деятельности является эффективным при условии соблюдения всех основных правил составления плана:
- определение целей (куда необходимо двигаться) - данные цели заданы базовыми госпрограммами;
- определение стратегии (как двигаться) - подбор необходимых методик и технологий;
- выбор тактики (с помощью каких средств) - определение оптимальных методов и приемов, форм работы;
- контроль достижения ожидаемых результатов и коррекция действий (планирование без анализа невозможно).
В настоящее время существуют новые подходы к планированию деятельности педагогов. Ведущий предлагает участникам поговорить о разработке мыслительной карты.
Упражнение "Мыслительная карта"
Каждый педагог получает чистый лист бумаги (А4), письменные принадлежности (ручку. карандаши, фломастеры). Затем дается задание: разработать свой вариант мыслительной карты по обобщению представлений детей по теме "Медведь" (поэтапно):
- напишите все, что вы знаете о медведе;
- обозначьте цифрами: что и в каком порядке вы можете рассказать детям о медведе (можно определить и возраст детей);
- укажите, какие формы работы для этого можно использовать;
- выберите итоговое мероприятие с детьми по этой теме.
Ведущий просит педагогов придумать и кратко представить систему работы с детьми своей возрастной группы по теме "Медведь". Надо рассмотреть разные занятия и виды деятельности вне занятий в определённой последовательности, определив их образовательные задачи.
После того как педагоги оформили свои мыслительные карты, ведущий предлагает каждому кратко рассказать о своем проекте. Затем проводится обсуждение.
Итоговая часть - игровое упражнение "Шесть шляп"
Перед педагогами разложены на столе шесть шляп (красного, черного, желтого, зелёного, белого и синего цвета). Ведущий объясняет, что метод шести шляп активизирует наше мышление и делает его всесторонним. Простая просьба о чем-то подумать зачастую вызывает у нас растерянность. Но если нас пригласить исследовать предмет, используя метод шести шляп, широта нашего восприятия быстро увеличивается. Каждая шляпа отвечает за свой режим мышления:
Красная шляпа - эмоции, интуиция, чувства человека. Когда человек надевает эту шляпу, он не должен давать объяснений своим эмоциям, он только их обозначает, проговаривает: "Какие у меня по этому поводу возникли чувства?"
Черная шляпа - критика, недоверие, осторожность: "Какие препятствия могут быть на пути? В чем недостатки? Сработает ли это?"
Желтая шляпа - поиск положительных сторон, преимуществ: "Почему это стоит сделать? Что хорошее, положительное я вижу в этой ситуации?"
Зелёная шляпа - различные новые идеи, предложения, творчество: "Какие альтернативы данному решению, данной ситуации? Что ещё можно сделать?"
Белая шляпа - "чистый лист" - поиск информации, ответов на вопросы: "Какой мы обладаем информацией?"
Синяя шляпа - организация мышления: "Чего мы достигли? Что с этим будем дальше делать?"
Ведущий предлагает участникам высказать свое мнение о работе над мыслительной картой, уделяя внимание разным аспектам мышления в зависимости от цвета шляпы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мыслительные картыТони Бьюзена
Умственная карта - это эффективный способ организации мыслительной деятельности, который можно использовать в работе с детьми....
Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"
Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...
Мастер-класс на тему: МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ»(Тони Бьюзен )
Мастер-класс на тему: "Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)...
Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками
Мастер - класс«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических осно...
Социально-педагогический тренинг для педагогов "Работаем с мыслительной картой"
Развитие у воспитателей умений определять общее содержание темы применительно к конкретному возрасту детей, виды деятельности, в которых его можно представить; выстроить логические и ассоциативные цеп...
Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»....
Проектно-исследовательская деятельность с использованием мыслительных карт. Мастер-класс по составлению интеллект-карт Тони Бьюзена
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....