Социально-педагогический тренинг для педагогов "Работаем с мыслительной картой"
материал на тему
Развитие у воспитателей умений определять общее содержание темы применительно к конкретному возрасту детей, виды деятельности, в которых его можно представить; выстроить логические и ассоциативные цепочки между занятиями; ставить образовательные задачи в каждом виде деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_trening.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
(МАДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Зоренька»)
Социально-педагогический тренинг
для воспитателей
«Работаем с мыслительной картой»
Старший воспитатель
Бабаджанова С.Я
31.08.2016г.
Ход тренинга:
Вводная часть
Цели:
- снятие эмоциональной напряженности;
- создание доверительной атмосферы;
- формирование чувства сплоченности группы.
Психологическое упражнение «Здравствуйте!»
(время проведения 5 минут)
Участники хаотично двигаются по залу. По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней той частью тела, которую укажет ведущий. Выбирать одну и ту же пару несколько раз нельзя. Прикоснувшись, необходимо сказать «Привет!», «Здравствуйте!» или «Добрый день!». Указания ведущего могут быть самыми разнообразными: он может предложить участникам поздороваться ладонями, плечами, локтями, спинами, носами и др.
Игра «Поменяйтесь местами»
(время проведения 5 минут)
Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга («Я не такой»), вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой. Признаки могут быть такими:
- кто пришел в юбке;
- у кого подавленное настроение;
- у кого короткая стрижка;
- кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;
- кто любит золотые украшения;
- кто не знает, как составлять конспекты занятий;
- у кого двое детей;
- кто иногда опаздывает на работу;
- у кого ничего не болит;
- кто не знает, как общаться с родителями;
- кто любит играть роли;
- кто жалеет, что выбрал профессию педагога;
- кто любит отдыхать на море и др.
Основная часть
Цель: развитие у воспитателей умений определять общее содержание темы применительно к конкретному возрасту детей, виды деятельности, в которых его можно представить; выстроить логические и ассоциативные цепочки между занятиями; ставить образовательные задачи в каждом виде деятельности.
Игровое упражнение «Планировать или не планировать свою деятельность?»
(время проведения 15 минут)
Каждый участник получает карточку с вопросом: «Чем является для вас план работы?». Из трех предложенных вариантов ответа педагог выбирает один, опираясь на свой собственный опыт. Варианты ответов следующие:
- план-это формальный документ (имеются другие методические пособия с готовыми конспектами);
- план-это документ, необходимый для контроля и анализа деятельности педагогов;
- план-это важный документ, позволяющий достигнуть результатов ( без него нельзя представить последовательность действий для достижения результата).
Ведущий предлагает каждому педагогу по очереди высказаться относительно выбранного ответа. По ходу объяснений он составляет табличку (3 графы- 3 варианта0 для записи ответов педагогов. Затем подводятся итоги полученных результатов, после чего ведущий резюмирует. Что планирование деятельности является эффективным при условии соблюдения всех основных правил составления плана:
- определение целей (куда необходимо двигаться) - данные цели заданы базовыми госпрограммами;
- определение стратегии (как двигаться) - подбор необходимых методик и технологий;
- выбор тактики (с помощью каких средств) – определение оптимальных методов и приемов, форм работы;
- контроль достижения ожидаемых результатов и коррекция действий (планирование без анализа невозможно).
В настоящее время существуют новые подходы к планированию деятельности педагогов. Ведущий предлагает участникам поговорить, например, о разработке мыслительной карты.
Упражнение «Мыслительная карта»
Каждый педагог получает лист бумаги (А4). Письменные принадлежности (ручку. Карандаши, фломастеры). Затем дает задание: разработать свой вариант мыслительной карты по обобщению представлений детей по теме «Медведь» (поэтапно):
- напишите, что вы знаете о медведе;
- обозначьте цифрами: что и в каком порядке вы можете рассказать детям о медведе (можно определить возраст детей);
- укажите, какие формы работы для этого можно использовать;
- выберите итоговое мероприятие с детьми по этой теме.
Ведущий просит воспитателей придумать и кратко представить систему работы с детьми своей возрастной группы по теме «Медведь». Надо рассмотреть разные занятия и виды деятельности вне занятий в определенной последовательности, определив их образовательные задачи.
После того как педагоги оформили свои мыслительные карты, ведущий предлагает каждому кратко рассказать о своем проекте. Затем проводится обсуждение.
Итоговая часть
Цели:
- запустить процесс самораскрытия педагогов;
- развивать умение открыто выражать свои чувства, переживания вербальными и невербальными способами.
Игровое упражнение – технология «Шести шляп»
Перед педагогами разложены на столе шесть шляп (красного, черного, желтого, зеленого, белого и синего цвета). Ведущий объясняет, что метод шести шляп активизирует наше мышление и делает его всесторонним. Простая просьба о чем – то подумать зачастую вызывает у нас растерянность. Но если нас пригласить исследовать предмет, используя метод шести шляп, широта нашего восприятия быстро увеличивается. Каждая шляпа отвечает за свой режим мышления:
Красная шляпа – эмоции, интуиция, чувства человека. Когда человек надевает эту шляпу, он не должен давать объяснений своим эмоциям, он только их обозначает, проговаривает: «Какие у меня по этому поводу возникли чувства?»
Черная шляпа – критика, недоверие, осторожность: «Какие препятствия могут быть на пути? В чем недостатки? Сработает ли это?»
Желтая шляпа – поиск положительных сторон, преимуществ: «Почему это стоит делать? Что хорошее, положительное я вижу в этой затее, ситуации?»
Зеленая шляпа – различные новые идеи, предложения, творчество: «Какие альтернативы данному решению, данной ситуации? Что еще можно сделать?»
Белая шляпа – «чистый лист» - поиск информации, ответов на вопросы: «Какой мы обладаем информацией?»
Синяя шляпа – организация мышления: «Чего мы достигли? Что с этим мы будем делать дальше?»
Ведущий предлагает участникам высказать свое мнение о работе над мыслительной картой, уделяя внимание разным аспектам мышления в зависимости от цвета шляпы.
Начинается работа с красной шляпы (все по очереди надевают ее и обозначают свои эмоции и чувства). Примерные вопросы для эффективного вхождения в роль в той или иной шляпе:
- Сфокусируйте свое мышление на эмоциях, которое вызывает у вас эта работа. Какие чувства вы испытываете сейчас?
- Каковы ваши мысли в желтой шляпе? Какие положительные стороны можно найти в данной работе (в такой ситуации)?
- Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. Какие могут возникнуть неприятности, если поступить таким образом? Что может не получиться, если мы попытаемся воплотить эту идею?
- Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему эта идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы.
- Какие факты нам известны? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы.
- Здесь я хотела бы надеть свою синюю шляпу и спросить, можем ли мы прийти к выводу.
Ведущий по окончании круга с каждой шляпой подводит итог и делает предложение продолжить работу над созданием мыслительной карты, но уже в ином направлении, например по теме «Знакомство детей с книгой». Данный вид работы будет являться совместным проектом каждой возрастной группы, обсуждение которых состоится на следующей встрече.
Игровое упражнение «Подарок»
(время проведения – 5 минут)
Участники группы встают в круг. В этом упражнении каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Ведущий встречи начинает игру словами: «Наталья, я хочу подарить вам…», далее изображает подарок руками, который передает названному участнику. Участник, который получил подарок, принимает его и кладет рядом с собой. Затем этот педагог благодарит за полученный подарок и также делает свой выбор. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получил и не подарил подарок.
Прощание
(время проведения – 7-10 минут)
Проводится ритуал: обратная связь, каждый участник, получив мяч. Рассказывает о своих чувствах, переживаниях и эмоциях, полученных в ходе проведения тренинга. Каждый имеет возможность высказать свое мнение. Обратная связь осуществляется по кругу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мыслительные картыТони Бьюзена
Умственная карта - это эффективный способ организации мыслительной деятельности, который можно использовать в работе с детьми....
Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"
Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...
Мастер-класс на тему: МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ»(Тони Бьюзен )
Мастер-класс на тему: "Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)...
Тренинг для воспитателей "Работаем с мыслительной картой"
Цели: - снятие эмоциональной напряженности;- создание доверительной атмосферы;- формирование чувства сплоченности группы....
Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками
Мастер - класс«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических осно...
Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»....
Проектно-исследовательская деятельность с использованием мыслительных карт. Мастер-класс по составлению интеллект-карт Тони Бьюзена
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....