Эрготерапия – современная технология личностного развития детей с ОВЗ
консультация (подготовительная группа) на тему

Чернова Любовь Анатольевна

Здоровье человека определяется не только его физическим состоянием – психологический настрой также очень важен. Но когда нас настигает болезнь, страдает не только тело. Тяжелый недуг, который делает нас беспомощными, - это еще и большая психологическая нагрузка. А если болезнь или травма лишает человека способности двигаться, то дело совсем плохо. Именно в таких ситуациях на помощь приходит эрготерапия.                                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эрготерапия  как компонент реабилитации и восстановления способности к независимой жизни ребенка.

  Саяногорский реабилитационный центр – это Центр социально-реабилитационной помощи. Категория детей, с которыми работаем мы – это дети с ограниченными возможностями и особенными потребностями. Эти дети тоже имеют справку об инвалидности  и нуждаются в абилитации.
Это система мероприятий, имеющих целью предупреждение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Для реализации этих мероприятий создана комната
социально – бытовой  ориентации. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях, т.е. – это умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях. Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка
Абилитация получила новое направление называемое – эрготерапия  улучшения качества жизни.
- Основная цель абилитации качество жизни определяющая двумя критериями: самообслуживании и коммуникации  детей  ДЦП, Синдром Дауна, аутизм, ЗПРР, ДВГ.                                                                                                                                                                                                                          Для ребенка с диагнозом ДЦП реабилитация – это массаж, ЛФК, физио лечение и т.д. Для Синдрома Дауна, ЗПР, ЗПРР, РДА главные реабилитологи – это психологи и логопеды. Все перечисленные направления – это лишь отдельные средства реабилитации. И если заниматься ими по отдельности, ни о каком самообслуживании и коммуникации (а это и есть развитие ребёнка) не может быть и речи. Речь – это психический процесс, который возможен только при работе мышления.
Весь этот процесс и есть коммуникация, благодаря которой ребёнок начинает накапливать интеллект. Интеллект – это способность запоминать и накапливать информацию, но интеллект не рождает мысль, мысль рождает мышление.
Следствие этого самообслуживание – это грубая моторика + мелкая моторика + интеллект + мышление.
Если учить  ребёнка с Синдромом Дауна, которому ещё нет и трёх лет буквам и цифрам, а ребёнок не понимает обращённую речь, не понимает как, проситься в туалет, как снять штаны и сесть на горшок, как пользоваться ложкой и пить из чашки. Какую помощь оказывают в данной ситуации буквы и цифры.
Для того чтобы ребёнок с ДЦП взял в руки ложку или чашку, он должен уметь сидеть. Чтобы ребёнок сидел нужно не только пресс качать, а развивать верхний плечевой пояс – руки. Только при хорошей работе рук укрепляется спина.  Надеть обувь, налить себе воду в чашку, одеться, застегнуть пуговицу, вывернуть одежду с изнанки, это очень сложный и многогранный процесс, с включением центральной нервной системы и всех психических процессов.
Если ребёнок держит ложку, попадает себе в рот – это работа руки. Мы знаем, что рука это продолжение мозга. Значит, во время самообслуживания работает и развивается мозг. Значит, во время самообслуживание мы готовим руку к письму, учим усидчивости, концентрации внимания и т.д.
Именно благодаря самообслуживанию и коммуникации мы можем определить уровень развития  ребёнка (психический и физический).                                                                      Изучив имеющийся опыт, решила внедрить методики эрготерапии в свою работу.                                    
Цель эрготерапии – максимально возможное восстановление способности ребенка к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества.   

Задачи: 1. Выявить имеющиеся нарушения, восстановить либо развить функциональные возможности ребенка, которые необходимы в повседневной жизни.                                                                                                         2. Помочь ребенку с ограниченными возможностями стать максимально независимым в повседневной жизни путем восстановления (развития) утраченных функций, использования специальных приспособлений, а также адаптации окружающей среды.                                                                                              3. Создать оптимальные условия для развития и самореализации ребенка с ограниченными возможностями через его «занятость» в различных сферах жизнедеятельности и, в конечном счете, улучшить его качество жизни.                                                                                                                                                                            Используя игровые элементы, дидактические  игры и упражнения, стенды сенсорной тренировки, достигаю выполнения главной задачи тренировок – обучить  самостоятельно, передвигаться, выполнять посильные поручения, участвовать в жизни группы.                                                                                                                              В своей работе с детьми считаю главным: полное восприятие ребенка таким, каков он есть, пошаговое развитие  во всех сферах деятельности, тесное сотрудничество с семьей.                                                               При составлении комплексов занятий из дидактического материала, опираюсь на материалы М.Монтессори, что дает мне возможность менять, дополнять словом, делать его более доступным. Также использую рекомендации по сенсорному развитию Л.А.Венгер; для определения уровня мелкой моторики рук  использую методики Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич; для определения ведущей руки - методика М.Озьяс; для определения уровня развития пространственных представлений материалы Т.А.Павловой.                                                                                         Обследование моторно–двигательных функций провожу в игровой форме с использованием богатейшего материала устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.                                                                                                                                  Для всеобщего развития разработала цикл занятия,  наблюдений, используя  проектную деятельность. Данная система занятий, совокупность методик и технологий позволяет решать несколько задач: оздоровительную, воспитательную, социальную, психологическую.                                                                                                                    Коррекционная работа построена на сотрудничестве с группой специалистов и родителей, что дает положительный результат. Выбранная совокупность средств и методов профилактики и медицинской реабилитации, основанная на использовании стендов сенсорной тренировки, специально разработанных упражнений, циклов практических занятий и методических рекомендациях для родителей.  Способствует восстановлению способности ребенка к независимой жизни, его социализации в общество, а также созданию оптимальных условий для развития и самореализации ребенка через его «занятость» в различных сферах жизнедеятельности.                                                                   При развитии навыков социально - бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними. Открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики;  открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление  ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, мы должны оказывать  лишь необходимую помощь.  В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность и непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается.  При этом  учитываем возможность ребенка и четко знаем, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия проводим в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное  выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.               Для формирования знаний, умений по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, наблюдение, сюжетно-ролевые и дидактические игры, рассматривание наглядности (муляжи). Программа по социально-бытовой ориентировке способствует формированию у дошкольников реальных представлений об окружающем мире и жизни человека.                                              Содержание занятий включает в себя следующие темы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь, «Питание», «Семья», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Торговля».     Занятия по теме «Личная гигиена» с использованием пособия «Гигиена тела» позволят детям овладеть умениями и навыками гигиены, охраны зрения, ухода за кожей. Используя тактильные ощущения, дети смогут описать объемные иллюстрации, рассказать, как часто они пользуются мылом, мочалкой.  Беседую с ними о необходимости соблюдения личной гигиены, напоминаю детям о том, что предметы личного пользования должны быть сугубо индивидуальными и почему. Рассматривая ванную  комнату с зеркалом, раковиной, тюбиком зубной пасты и зубной щеткой, дети хорошо воспримут  беседу о правильном уходе за зубами и полостью рта, о регулярном посещении стоматолога. Обсуждаем рекламируемые фирмы - производители. Беседовать о том, как правильно выбрать зубную пасту и щетку.                                                                                             Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола, простыми рецептами блюд. Для проведения занятия мы используем иллюстрации: «Готовлю сам», «Бутерброды», «Набор для завтрака» и др.                                                 Играя с пособиями «Игрушка-застежка», пособием-раскладушкой «Одевай-ка»,  «Кармашки», «Веселые кармашки»,  ребенок научится самостоятельно одеваться по сезону.                                                                                                                                                  Дети могут несколько раз завязать и развязать шнурки, расстегнуть и застегнуть пальто, расстегнуть и застегнуть кнопки. Под костюмом у мальчика ситцевая рубашка на красной молнии. Потренировавшись расстегивать и застегивать молнию на рубашке, дети снова оденут куклу.                                                                                                                                                           Пособие М.Монтессори знакомит детей с различными видами застежек: пуговицы, липучка, кнопки, молния, шнурки, а также с различными материалами.                  Тактильные «Кармашки», «Веселые кармашки» знакомят детей с разными вариантами карманов и застежек.                                                                                                                                                        Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище», «Поможем маме – уберем сами»,  «Книжка про стирку». Все это включают в себя повседневный уход за одеждой, жилищем.                                                             Учим последовательности действий, которыми дети должны овладевать при уборке своей комнаты. Для развития тактильного восприятия предлагаем предметы обихода, предназначенные для этих процедур.                                                                                     Чтобы убрать мусор в доме, нужнен веник и совок, а  чтобы вымыть пол, необходимы тряпка и ведро.                                                                                                                                         Уход за одеждой предполагает ее стирку, утюжку, чистку.                                                                                             Кроме выработки сознательного поведения, упражнения в практической жизни развивают двигательную активность ребенка, способствуют воспитанию  его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства, формируют навыки социального поведения. Работу свою с детьми ОВЗ провожу с конкретными задачами на каждый год.                                                                                                                            Важно подчеркнуть, что даже в самых тяжелых случаях упорная коррекционная работа всегда дает положительную динамику: ребенок может стать более адаптированным, общительным и самостоятельным в кругу близких ему людей. Но все-таки основной формой организации обучения СБО дошкольников является сюжетно-ролевая игра.                                                                                                                                                                          Достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком возможно только в тесном сотрудничестве с семьей, значение влияния которой на развитие и становление бытовой и социальной адаптации и на формирование личности ребенка в целом огромно. Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.

                                                                                                                                                   

Основа нашей работы это совместная деятельность с детьми в течение дня.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий социального развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Качественным инструментом модернизации дошкольного образования являются социальные технологии, которые по ряду параметров (обратимости во времени, цикличности, информационности и др.) выгодно отличают...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

Современные технологии музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

    С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель простые, но яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Сейчас эти игрушки называют погремушк...

педсовет "Использование современных технологий в развитии детей дошкольного возраста"

форма проведения педсовета в режиме «дискуссии» для  стимулирования активности и повышения компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования современных педагогических технологий ...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Представлены методы технологии ТРИЗ (метод составления загадок и работа с пособием круги Луллия)....

Мастер класс «Развитие креативного мышления, как одна из современных технологий в развитии детей дошкольного возраста»

С приходом обновленной системы дошкольного  образования, перед педагогом стоит задача воспитать дошкольника «нового поколения» с творческим или креативным мышлением.Безусловно, врожде...