Сценарий активизирующего общения на тему: «В гостях у лесных зверей».
методическая разработка (младшая группа) на тему
Цель:
Создать у детей радостное настроение от встречи с лесными зверями.
Задачи:
Учить детей действовать по подражанию и показу взрослого.
Продолжать учить детей различать и называть основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).
Закрепить знания детей о том, где живут дикие животные (лиса, медведь, заяц).
Развивать координацию движений, моторику пальчиков.
Воспитывать у детей чувство сопереживания, взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_v_gostyah_u_lesnyh_zverey.doc | 448.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Ягодка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному развитию детей»
Образовательная область « Коммуникация»
Сценарий
активизирующего общения на тему:
« В гостях у лесных зверей».
для детей раннего возраста
Воспитатель:
Грибанова Любовь Ивановна
первая квалификационная
категория
КИРОВ - 2015
Цель:
Создать у детей радостное настроение от встречи с лесными зверями.
Задачи:
Учить детей действовать по подражанию и показу взрослого.
Продолжать учить детей различать и называть основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).
Закрепить знания детей о том, где живут дикие животные (лиса, медведь, заяц).
Развивать координацию движений, моторику пальчиков.
Воспитывать у детей чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование:
Декорации леса : ёлки, дорожка, выложенная из скотча, дорожка из гимнастических палочек, мягкие игрушки – лиса, медведь, заяц.
Дидактическая игра «Починим мишке зонтик», зонтик.
Ход:
Воспитатель:
В лес, ребята, мы пойдём,
А в лесу зверей найдём.
Как же там у них дела?
Мы посмотрим, детвора.
Дети проходят в группу – декорации леса- ёлки.
Воспитатель: - Чтобы нам в лес попасть, надо пройти по длинной тропинке.
Дети идут за воспитателем по извилистой тропинке, выложенной из цветного скотча. В «лесу» воспитатель обращает внимание детей на красоту ёлочек, дети любуются лесом. Из-за ёлочки выходит лиса ( в руках у воспитателя игрушка).
Лиса: - Я рыжая, я хитрая, живу в лесу. Узнали вы меня? Кто я?
Воспитатель: - Ребята, кто это? Рыжая, хитрая… Лиса. Дети, хотите поиграть с лисой, спеть и станцевать. Повторяйте за мной движения.
Лисонька, топни ножкой,
Рыженькая, топни ножкой.
Вот так, вот так топни ножкой! – 2 раза
Дети топают ногой, руки на поясе.
Лисонька, бей в ладоши,
Рыженькая, бей в ладоши.
Вот так, вот так , бей в ладоши! – 2 раза
Дети хлопают в ладоши.
Лисонька, повернись.
Рыженькая, повернись.
Вот так, вот так повернись! -2 раза
Дети поворачиваются 2 раза, руки на поясе.
Лисонька, попляши,
Рыженькая, попляши.
Вот так, вот так попляши! -2 раза
Дети приседают, руки на поясе.
Лисонька, поклонись,
Рыженькая, поклонись.
Вот так, вот так, поклонись!- 2 раза
Дети наклоняются, руки в стороны.
- Звучит музыка «Калинка, калинка» дети встают парами и топают
поочередно ногами, затем кланяются друг другу.
Воспитатель: - Поиграли, поплясали! Молодцы! Спасибо, ребятки, повеселили лисичку! До свидания, лисичка, а нам пора дальше путь продолжать.
На полу разложены гимнастические палочки.
Воспитатель: - Чтобы дальше пойти, надо высоко поднимать ножки. В лесу много веточек, чтобы не упасть нужно их перешагивать.
Воспитатель и дети идут, высоко поднимая ноги, перешагивая, через гимнастические палочки.
Под ёлочкой дети находят медведя – игрушку ( он украшен бантиком и с колпачком на голове).
Воспитатель:- Дети, посмотрите, кто это? Медведь.
- Здравствуй, мишка, какой ты нарядный, красивый.
Посмотрите, медведь большой,
Весь нарядный и смешной.
День рождения у него,
Он подарка ждёт давно.
Дети про тебя, мишка, много стихов знают. Расскажи, пожалуйста, Лиза С., Никита Д. Саша К., Варя В.. ( дети рассказывают стих. А. Барто «Мишка», стих. « Мишка косолапый по лесу идёт…»)
Мишка: - Детки такие умницы! Столько стихотворений знают про меня! Спасибо, вам!
Мишка что-то шепчет на ухо воспитателю.
Воспитатель: - Дети, мишка мне сказал, что у него сломался зонтик, он просит вас помочь починить ему зонтик. Дети, поможем мишке починить зонтик ? ( Да.)
- Проводится дидактическая игра «Починим мишке зонтик»
(дети по цвету полосок на зонтике подбирают геометрические фигуры – круг, треугольник, закрывают ими окошки.)
Медведь благодарит детей за помощь.
Воспитатель: - Посмотрите, какой зонтик красивый получился! Дети, хотите поиграть с зонтиком? (Да).
- Под музыкальное сопровождение проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».
Воспитатель:
- Мишка, ну какое же день рождения без каравая?
- Садись, мишенька, на стул, а мы будем петь тебе каравай!
- Дети встают в хоровод вокруг медведя, вместе с воспитателем идут друг за другом и поют песенку.
Как на мишки день рождения
Испекли мы каравай,
Вот такой вышины, (руки поднимают вверх),
Вот такой нижины, (приседают, опуская руки вниз),
Вот такой ширины, (расходятся в стороны),
Вот такой ужины. (сходятся к медведю).
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
Мишка: - Я люблю, конечно, всех и спляшу сейчас для всех!
Под музыкальное сопровождение мишка « пляшет», дети хлопают в ладоши.
Воспитатель: - Дети, вам понравилось играть с мишкой? И он был очень рад, что вы пришли его поздравить. Посадим мишку под ёлочку, а нам пора идти дальше, нас ждут другие звери в нашем лесу.
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь какие-то следы . Я знаю - это следы зайчика. Давайте, как зайчики попрыгаем по этим следам и посмотрим, куда они нас приведут.
Дети за воспитателем прыгают по тропинке. Следы приводят к зайке.
Воспитатель: - А вот и зайка - попрыгайка! Он очень ловкий, быстро прыгает и убегает от волка, лисы. А мы про зайку знаем стихи. Расскажи, пожалуйста, Саша М., Лиза С.
- Дети рассказывают стих. Агнии Б. «Зайку бросила хозяйка».
Воспитатель: - Зайка благодарит Сашу, стихотворение ему понравилось. Ребятки, хотите поиграть с зайчиком? (Да.)
Становитесь в кружок!
- Проводится игра « Игра в зайки»
Вышли дети на лужок
Заглянули под кусток
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком.
Дети стоят кружком, ладошку к глазам, всматриваются
В центре зайчик на корточках
Дети манят его пальчиком.
Зайка, зайка попляши
Твои лапки хороши.
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять. Дети хлопают в ладоши , «зайка пляшет»
Вместе с зайчиком скорей
Мы попляшем веселей!
Дети с зайчиком прыгают на своих местах, зайка в центре.
Воспитатель: Молодцы, дети, повеселили зайчика. Ему понравилось с вами играть. А теперь нам пора продолжать свой путь. До свидания, зайчик!
Дети прощаются с зайкой и прыгают дальше, как зайчики.
Воспитатель: - Вы, ребятки, молодцы! Поиграли, поплясали.
Скажите, кого мы сегодня встретили в лесу?
- Правильно, лисичку, медведя, зайку – попрыгайку.
Все они живут в лесу.
Воспитатель:
Весело мы погуляли!
Со зверями поиграли,
Поплясали, поскакали
И нисколько не устали!
Воспитатель: - Вы такие молодцы у нас! Много стихов знаете, играли, веселили лесных зверей, помогали им. Вот вам, ребятки угощение от лесных зверей
- Спасибо, вам, за угощение! А нам пора идти в группу, нас ждут другие дела.
- До свидания!
Дети прощаются с лесными зверями и уходят в группу.
Приложение 4
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»Ягодка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей
Образовательная область «Коммуникация»
Конспект
непосредственно организованной
образовательной деятельности на тему: «Солнышко – ведрышко, выгляни в окошко»
во 2-й группе детей раннего возраста
Воспитатель:
Грибанова Любовь Ивановна
первая квалификационная
категория
Киров 2015г.
Задачи: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; усилить их познавательную активность.
Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим» и к родному языку, продолжать учить правильно держать карандаш и делать круговые движения; закреплять знание соотношения один и много.
Материал и оборудование: мольберт; картинка с изображение петушка; игрушки: курочка, цыплята; солнце из бумаги; шапочки огуречиков по числу детей, платок для бабушки; султанчик; шапочка мышки; карандаши цветные, трафареты тарелок.
Ход:
Вос-ль: «Золотое яблочко по небу катается,
Всем, всем улыбается.
А улыбка- то, лучи,
Очень, очень горячи.
Что это? (Показывает солнышко.)
Дети: Солнышко.
Вос-ль: Правильно! Солнце теплое, ласковое. Какое солнышко? Дети: Теплое, ласковое. Вос-ль: А на что оно похоже? Дети: Мяч, яблоко, тарелку, колесо и т.д. Вос-ль: Какого оно цвета? Дети: Желтое.
Вос-ль:
Давайте расскажем потешку про то, как мы ждем солнышко, как мы ему рады:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Ждут тебя детки,
Детки-малолетки.
А кто еще хочет рассказать про солнышко? Дети по желанию рассказывают потешки о солнышке:
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Где твои детки?
Сидят на запечке,
Лепешки валяют,
Тебя поджидают.
Вос-ль: Понравились солнцу ваши потешки, и захотело оно с вами поиграть в игру «Огуречик-огуречик». Я буду бабушка, а вы мои огуречики (надевает платок, а детям шапочки огуречиков). Засверкало солнышко, пригрело землю, посадила бабушка огурчики на грядку (дотрагивается до детей-они приседают). Пошел дождик (машет султанчиком над головой детей), стали огурчики расти. (Дети медленно поднимаются, качают руками, поднятыми вверх) Выросли огурчики. А неподалеку мышка (ребенок в шапочке мышки) жила, и очень захотелось ей огурчиков. Бабушка строго наказала:
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик.
Там мышка живет тебе хвостик отгрызет.
Вос-ль: А огуречики не послушные были и решили мышку подразнить.
(Дети тихо подходят к мышке, которая спит, и топают ножками. Мышка просыпается и старается их поймать).
«Скорее, скорее ко мне. Прячьтесь.»(Дети убегают).
Вос-ль: Поиграли, повеселились. Теперь скажите мне: « Кто вместе с солнышком встает, громко песенки поет? Деткам спать не дает?» Правильно, это петушок. Давайте рассмотрим картинку про петушка, (Дети рассматривают картинку, отмечают внешние особенности петушка: хвост, крылышки, гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка и т.д.)
Вос-ль: Как петушок поет? Давайте споем песенку петушка: «Ку-ка-ре-ку!»
Вос-ль читает потешку:
Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет.
Вос-ль: Давайте и мы позовем курочку.
Дети: Курочка, иди к нам! (Воспитатель показывает игрушку и спрашивает детей: «А как мы курочку называем?)
Дети: Рябушечка, тароторочка (рассказывают потешку про курочку).
Вос-ль: А кто ее детки? (Цыплятки) А какие они? (Маленькие, желтенькие). А как она их зовет? (Ко-ко-ко! Та-та-та!) А как цыплята отзываются? ( Пи-пи-пи) А вы хотите быть цыплятами? (Хотим).Тогда я буду мама-курочка.
- Проводится игра
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Съели толстого жука, дождевого червяка,
Выпили водицы полное корытце.
Квохчет курочка: «ко-ко»,
Не ходите далеко, лапками гребите,
Зернышки ищите.
Вос-ль: Давайте поищем зернышки. Нет, нигде не видно. А цыплята есть хотят, на всю улицу пищат: «пи-пи-пи». Давайте поможем цьшлятам и нарисуем зернышки. (Детям предлагается выбрать коричневый карандаш и нарисовать зернышки каждый на своей тарелочке (трафарете) для своего цыпленка. Потом кормят цыплят).
Вос-ль: Ребятки цыпляток сколько? (Много) А курочка? (Одна) Теперь цыплята наелись, и им захотелось спать. Давайте споем им колыбельную: Ходит сон по хате, в сереньком халате.
А сониха под окном, в сарафане голубом.
Ходят вместе они, ты цыпленок усни.
Приложение 3
Муниципальное казенного дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному развитию детей
Конспект
семейного досуга
«Самая любимая бабушка моя»
для детей второй группы раннего возраста
Воспитатель: Грибанова
Любовь Ивановна
первая квалификационная
категория
Киров 2015г.
Цель: объединение усилий детского сада и семьи в воспитании и гармоничном развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
- приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие общения, интеллекта, эмоциональной сферы детей;
- гармонизация личности ребенка и общей сплоченности в группе.
Материал и оформление: русские костюмы для воспитателя, детей и их
бабушек, игрушка Белка, корзина с грибами, живые цветы. Музыкальные записи русских народных мелодий и детских песен. Оформление «осенней лесной поляны». Элементы интерьера русской избы и предметы обихода (лавка, печка, рушники, посуда, самовар).
Организация и проведение семейного досуга «Самая любимая бабушка моя»
Во время рассаживания гостей звучит русская народная музыка в записи.
Ведущий:
- Здравствуйте, дорогие дети и любимые наши бабушки! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике! Милости просим (кланяется в пояс).
- Ребята, вам очень повезло. У вас у всех есть бабушки.
- Вы свою бабушку любите? (Да).
- За что? (С бабушкой хорошо, она балует, дарит много подарков, угощает чем – нибудь вкусненьким, рассказывает сказки, гуляет с внуками, забирает из садика и т. д.).
- Вместе с мамой, папой, дедушкой, сестренкой и братишкой, бабушка – самый родной для вас человек!
- Ребята, а за что вас любят бабушки? (Слушаюсь, хорошо кушаю, всем дома помогаю, игрушки убираю и. т. д.)
- Поприветствуйте своих замечательных бабушек! Громко – громко похлопайте! (Дети аплодируют).
- Познакомьтесь, бабушка Маша,( Нина, Вера и т.д.)
- В честь сегодняшнего праздника наши дети приготовили для вас, дорогие бабушки, песни, стихи, потешки. Послушайте!
Потешка «Ладушки, ладушки»
- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Оладушки!
- Что пили?
- Квас.
Раз, раз, еще раз!
Хлопаем в ладоши.
Раз, раз, еще раз!
Этот день хороший!
Ведущий: Праздник наш сегодня весел,
Так давайте поскорей
Ласково споем мы песню
О бабуленьке своей!
Песня «Бабушкины ладони», сл. Н. Голля, муз. Г. Вихаревой:
А у бабушки ладони все в морщинки собраны (показывают руки ладонями вверх).
А у бабушки ладони добрые – предобрые (поглаживают ладонь о ладонь).
Припев: Ладушки – ладушки.
Где были? У бабушки (хлопают в ладоши).
Ладушки, да ладушки.
Где были? У бабушки.
Все работали ладони долгими годочками (постукивают кулачком по ладони).
Пахнут добрые ладони супом с пирожочками (подносят ладони к лицу, «нюхают»).
Припев
По кудрям тебя погладят добрые ладони (гладят себя по голове).
И с любой печалью сладят теплые ладони (обнимают себя за плечи).
Припев
- Ах! Как вы хорошо пели! Молодцы, детишки! (бабушки хвалят детей).
Ведущий: - А теперь пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать.
Мы бабуленьку возьмем
И в лесочке отдохнем.
Ведущий предлагает бабушкам с внуками пойти на прогулку по осеннему лесу. На
поляне все любуются красотой природы, ищут дары осени, шуршат листьями.
Дети и бабушки становятся в хоровод.
Хоровод «Ходит осень по дорожке» В. Авдеенко
Ходит осень по дорожке,
Промочила в луже ножки.
Льют дожди и нет просвета.
Затерялось где – то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто – розовый – кленовый.
Посмотри, какой грибок
В яркой красной шляпке!
Он не хочет в кузовок,
Он играет в прятки.
Притаился возле пня,
Поиграть зовет меня.
(В руке у ведущего большой гриб – боровик).
- Ой!!! Сколько грибов было вокруг! А куда же это они подевались? Перехитрили нас! Ребята, покажите своим бабушкам, какие вы быстрые, да ловкие, помогите бабушкам собрать грибы в корзинки. Кто больше? (Ведущий раздает бабушкам корзинки).
Игра «Собери грибы в бабушкину корзину»
Мы по лесу шли, шли
И грибок нашли,
Раз грибок и два грибок
Положили в кузовок.
Бабушки благодарят детей за полные корзины грибов и предлагают им собрать осенние листочки и поплясать с ними.
Песня – танец «Осень», сл. И. Плакиды, муз. И. Кишко. (Дети выполняют танцевальные движения в соответствии с текстом песни):
Дует, дует ветер, Дует, задувает. Желтые листочки С дерева срывает. | И летят листочки, Кружат по дорожке, Падают листочки Прямо нам под ножки. |
- Дети, посмотрите! (Ведущий показывает наверх)
В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
Белочка – карелочка,
Белочка – егоза,
Словно бусинки глаза.(А. Прокофьев)
Звучит фонограмма. Белка скачет с ветки на ветку, прыгает по рукам бабушек, по головкам детей.
Ведущий: - Порадуйте Белочку – карелочку.
Дети рассказывают стих: Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки,
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
Бабушки хвалят детей и угощают Белочку орешками.
Ведущий: - Ребята, давайте пожелаем Белочке теплой зимы, чтобы ей не было голодно и холодно. До свидания, Белочка, ждем тебя в гости.
- О – о – о – х! Уста – а – а – ли..В избу мы пойдем и на лавке отдохнем. (Бабушки с детьми рассаживаются на лавке).
- Бабушки, а бабушки? Вы у нас загадушки?
Бабушки загадывают детям загадки:
Тучки в небе побежали, Я раскрою зонтик, Дружно капли заплясали, Что это? (Дождик) | Дождь идет, А он растет, Побегу за ним в лесок, Это маленький… (Грибок) | Сварила бабушка из ягод Что – то вкусное на целый год. Ах, какое объеденье Ароматное… (Варенье) |
- Умненькие детки! Отгадали бабушкины загадки.
- Дорогие бабушки, ваши ребятишки - настоящие помощники.
- Теперь не будем веселиться, надо нам и потрудиться!
- Дети, поможем бабушкам, постираем платочки? (Да).
Дети берут в руки цветные платочки. В стороне протянута веревочка, привязанная к спинкам двух стульев. Все становятся в кружок.
Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем,
Крепко, крепко их потрем. Трут платочки кулачками.
Вот так, вот так,
Крепко, крепко их потрем.
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмем. Выжимают платочки.
Вот так, вот так,
Мы платочки отожмем.
А теперь мы все платочки
На веревку отнесем, Идут к веревочке и вешают платочки.
Вот так, вот так,
Мы платочки отнесем.
Пусть просохнут все платочки,
А пока мы отдохнем, Отходят, садятся в сторону,
Вот так, вот так, ручку под щечку – «отдыхают».
А пока мы отдохнем.
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом, Платочек кладут на одну руку,
Вот так, вот так, другой гладят по нему.
Мы погладим утюгом.
А теперь платком помашем
И с ним весело попляшем,
Вот так, вот так,
Мы с ним весело попляшем! (Общая пляска на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде»).
Ведущий: - Молодцы! Настоящие помощники растут у бабушек! Платочки постирали, теперь можно и в игру поиграть.
Игра «Бабушкины прятки». Бабушки закрывают лицо руками – «прячутся».
Бабушка, бабушка, Дети разводят руками.
Где же наша бабушка?
Бабушка, бабушка,
Где же наша бабушка?
А мы бабушку найдем, Дети подбегают к своим бабушкам.
Мы бабулечку найдем.
Бабушек любят наши детки!
А мы бабушек погладим Дети гладят, обнимают бабушек
И обнимем крепко – крепко.
Упражнение «Вспомни ласковые слова»
Дети подбирают ласковые слова для своей бабушки.
Короткие рассказы детей «Самый верный друг – бабушка моя» (по желанию детей).
Обойди весь белый свет –
Лучше бабушки на свете нет!
Дети вручают бабушкам цветы.
Бабушки благодарят детей и приглашают на чаепитие:
Молодцы, детишки!
Порадовали нас!
Принимайте наше угощенье:
Из самовара – чай,
Из корзинки – пирожки,
Из баночки – варенье.
Ведущий с детьми: - Дорогие бабушки! В гости ждем мы вас всегда!
Приложение 4
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Ягодка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному развитию детей»
Образовательные области «Музыка», «Коммуникация»
Конспект досуга
«Приглашаем на пирог»
в группе раннего возраста
Воспитатель: Грибанова
Любовь Ивановна,
музыкальный руководитель: Фрольцова
Марина Владленовна
Киров 2015г.
Тема: «Приглашаем на пирог»
Задачи:
создать положительный, эмоциональный настрой на слушание детских музыкальных произведений;
побуждать детей к подпеванию и пению;
предоставить возможность для реализации потребности в игре на детских музыкальных инструментах;
создать условия для реализации навыка детей к перевоплощению детей в образы сказочных героев.
Музыкально-литературный материал:
песня «Корова» М. Раухвергера; песня «Козочка» музыка Гр. Фрида, сл. А. Бродского; пьеса «Барабанщик» Д. Кабалевского; стихотворение И. Гуриной «Пирог».
Оборудование:
теремок, костюм бабушки, озвученная игрушка корова, мягкая игрушка козочка, мягкая игрушка заяц, барабаны по количеству детей, пироги по количеству детей.
Ход:
В группе стоит теремок, в каждом окне теремка игрушка – домашнее животное. Из- за домика выходит педагог в костюме бабушки и здоровается с детьми говорит, что пришла повеселить детей да позабавить, песенку спеть да сказочку сказать про птиц и зверей. Обращает внимание на домик и говорит:
Стоит в поле теремок,
Из трубы идет дымок.
Чей же это теремок?
Кто же в домике живет?
Из домика выходит корова Буренушка, представляется детям и рассказывает им, что она любит делать (щипать травку), затем спрашивает ребят, а как они думают, что Буренушка еще любит делать (гулять на лужке, пить водичку, прыгать, веселиться ……… петь песенку). Корова предлагает помочь детям спеть про нее песенку
Исполняется песня «Корова» М. Раухвергера.
Бабушка эмоционально исполняет песню, дети по возможности подпевают ей или поют вместе с бабушкой.
Затем из домика появился Зайка, сказал, что пробегал мимо услышал песенку и забежал погреться и поиграть на своем барабане. Зайчик играет на барабане и поет:
Барабанит – барабанит
Веселый заяц по утрам.
Барабанчик отвечает: «Трам-пам-пам!» «Трам-пам-пам!»
Зайчик предлагает из набора музыкальных инструментов выбрать барабаны. Звучит пьеса «Барабанщик» Д. Кабалевского. Дети играют на барабанах.
После игры дети ставят инструменты, а в это время в группу из домика появляется козочка.
Бабушка говорит козочке:
Ты козочка гуляй,
Наших деток не бодай.
Козочка отвечает, что она пришла не бодать деток, а спеть им песенку про козочку.
Козочка поет песенку «Козочка» музыка Гр. Фрида, сл. А. Бродского.
Далее бабушка приглашает детей, Буренушку, Козочку, Зайку посмотреть сказку и читает стихотворение И.Гуриной «Пирог». Дети старшей группы инсценируют стихотворение
На полянке теремок,
Из трубы идет дымок.
Снег ложится на крыльцо,
Катят курицы яйцо.
Колят зайчики дрова,
К печке тащит их сова.
Расписал стекло мороз,
Козлик яблочки принес.
Молочка парного
Принесла корова.
Даже серый волк помог:
Дал муки он на пирог.
Белка ягодки дала
Из елового дупла.
Бабка тесто замесила.
Лошадка воду наносила.
Вышла бабушка на порог
- Все идите есть пирог!
Бабушка угощает детей пирогами.
Приложение 5
Муниципальное казенного дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей
Образовательная область «Коммуникация»
Конспект
непосредственно организованной
образовательной деятельности
на тему: «Чтение потешки «Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки!»
с детьми раннего возраста
ВОСПИТАТЕЛЬ: Грибанова
Любовь Ивановна
первая квалификационная
категория
Киров 2015г.
Цель: Продолжать знакомить детей с потешками, отражающими народный быт, родственные связи; формировать доброе отношение к окружающим людям. Материал и оборудование. Платок и фартук в русском народном стиле (для воспитателя); хохломская посуда: миски, ложки, черпак; фартучки для детей
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на свой красивый наряд, дает им возможность рассмотреть рисунок на ткани (петушки и цветы и т. д.) Когда дети сосредоточатся, воспитатель показывает им миску и черпак. Дети рассматривают их, уделяя особое внимание рисунку (ягоды, листья, ветки и т. д.) Затем предлагает детям поиграть: «Я буду бабушкой, а вы - моими внучата.» Читает потешку: Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детишкам давала.
В процессе чтения выполняет игровые действия черпаком (наклоняет его над миской, поднимает его, как будто льет тесто, мешает и т. д.) Обращается к детям: «Где ваши ладушки-оладушки?» Предлагает детям повторить движения (хлопает в ладоши, делает круговые движения.) Потешка повторяется; во второй раз читается до конца: «Даше два, Тимоше два, Ване два, Полине два» Потом кладет ладони на ладони ребенка, называет его по имени, как будто раскладывает оладьи. Игра заканчивается словами: «Хороши оладушки у нашей бабушке!» Потешка повторяется еще раз. Детям предлагается поиграть самостоятельно. Они надевают фартучки, берут ложки и миски и повторяют за воспитателем разные движения (стучат, мешают и т. д.) Воспитатель предлагает во время игры пропевать потешку, выполнять плясовые движения (наклоны, топотушки, пружинку.) По окончании дети складывают ложки в миску, воспитатель хвалит их: «Вкусные оладушки напекли бабушка и детки».
Приложение 6
План работы с детьми по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2015-2016 гг.
Устное народное творчество | |||||
Потешки | Загадки, речевые игры | Подвижные игры | Театрализация | ||
сентябрь | |||||
Части тела | Разучивание потешки «Водичка -водичка» Цель: учить получать радость от чтения новой потешки | Игра «Шарики, летели комарики» Цель: закрепить названия частей тела человека | П/и «Здравствуйте ручки» Цель: закрепить названия частей тела. | ||
Семья | Разучивание потешки «Это вся моя семья.» Цель : закреплять знания детей о членах семьи | П/и «Каравай» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Настольный театр «Курочка ряба» | ||
октябрь | |||||
Игрушки | Разучивание потешки «Петушок» Цель: учить понимать содержание потешки | Игра «Чики-чики-чикалочки» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом | |||
Овощи, фрукты | Разучивание потешки «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку». | Игра «Огуречик» Цель: учить убегать по сигналу. | Настольный театр «Репка» | ||
ноябрь | |||||
осень | Разучивание потешки «Водичка, водичка» Цель: воспитывать положительное отношение к умыванию | Игра «У медведя во бору» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Театр кукол би-ба-бо «Теремок» | ||
одежда | Разучивание потешки «Вот они сапожки» Цель: воспитывать положительное отношение к одеванию | Игра-имитация «Одевают детишки» | Игра «Зайка беленький сидит» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | ||
декабрь | |||||
Домашние животные | Разучивание потешки «Наши уточки с утра» Цель: закрепить умение звукоподрожания. | Загадки о домашних животных. Цель: учить понимать образный язык загадок | Игра «Идет коза» Цель: учить убегать по сигналу. | Кукольный спектакль «Угадай кто мы» | |
Праздник елки | Разучивание потешки «Пальчик – мальчик» | Загадки о елке, деде Морозе, Снегурочке. | Игра «В лесу родилась елочка» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | ||
январь | |||||
Зима | Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки, Купим сыну валенки» Цель: вызвать у детей положительное отношение к дневному сну | Загадки о зимней природе. | Игра «Как на тоненький ледок» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | ||
Зимняя одежда | Разучивание потешки «Иголка» Цель: воспитывать бережное отношение к одежде | Игра «Лохматый пес» | Кукольный тетр «Заюшкина избушка» | ||
февраль | |||||
Мебель | Разучивание потешки «Пампушки» Цель: развивать речевое внимание. | Игра: «Мыши водят хоровод». Цель: Учить убегать по сигналу | Пальчиковый театр «Колобок» | ||
Дикие животные | Разучивание колыбельной «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю» Цель: вызвать у детей положительное отношение к дневному сну | Загадки о диких животных Цель: учить понимать образный язык загадок | Игра «Гуси-гуси» Цель: формировать предпосылки диалогической речи | ||
март | |||||
Мамочка моя | Разучивание потешки «Свинка Ненила» Цель: воспитывать любовь к матери | Игра «Лиса и зайцы» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Настольный театр «Больная кукла» В.Берестов | ||
транспорт | Разучивание потешки «Сидит белка на тележке» Цель: развивать мелкую моторику рук | Загадки о транспорте. Цель: учить понимать образный язык загадок | Игра «Чики-чики-чикалочки» Цель: доставить радость от знакомой игры | ||
апрель | |||||
весна | Разучиание потешки «Рябина» Цель: обогащать речь словами кудрявая, зори вызрела. | Загадки о весенней природе. | Игра : «Воробей» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | ||
обувь | Разучивание потешки «Сапожок» Цель: закреплять в речи названия предметов одежды | Игра «Скачут по дорожке желтые сапожки» Цель: развивать речевое внимание | Кукольный театр «Топотушки» З. Александрова | ||
май | |||||
посуда | Разучивание потешки: «Курочка-рябушечка» Цель: формировать предпосылки диалогической речи | Загадки о посуде. Цель: учить понимать образный язык загадок | Игра: «Вышла курочка гулять» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Пальчиковый театр «Маша обедает» Т.Капутекян |
Приложение 7
Диагностика развития речи детей гр.№ 1 в 2015-16 гг.
Критерии | Сентябрь % | Май % |
Произносит фразу из двух слов. Отвечает на простые вопросы по картинке | 12 (50%) | 18 (75%) |
Произносит двухсложные слова («тетя», «баба») | 17 (70%) | 20 (80%) |
В предложении использует три слова. Употребляет прилагательные и местоимения. | 13 (55%) | 18 (85%) |
Пытается произносить трех-четырехсложные слова (паровозик). | 18 (75%) | 24 (85%) |
Слушают и понимают речь взрослого | 18 (75%) | 100% |
Знают текст 2-3 потешек | 11(40%) | 16(75%) |
В знакомых словах произносит все слоги. Часто задает вопросы «Почему?», «Когда?», «Где?», «Зачем?» | 20% | 18 (75%) |
Строит предложения из двух слов («Мама, дай») | 18 (75%) | 24 (100%) |
Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов. Повторяет предложения, состоящие из 6 слогов и двух чисел. Строит предложения из 3-4 слов, простые и сложносочиненные. | 9 (35%) | 14 (60%) |
Повторяет за взрослым слова потешки. Строит многословные предложения | 5 (20%) | 18 (75%) |
Результаты: | 56% | 75% |
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов. К концу года 100% детей слушают и понимают речь взрослого, отвечают на вопросы, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми, 75% детей самостоятельно договаривают тексты песенок и потешек.
Результаты диагностики развития речи детей в 2010 году составляли – 69%, в 2011 г.-75%.
Приложение 8
План работы с родителями по теме
«Устное народное творчество в
развитии речи детей»
на 2015-2016гг.
Месяц | Мероприятия |
сентябрь | Анкетирование родителей на тему«Фольклор в семейном воспитании» Оформление папки-передвижки «Потешки для плачущего ребенка» Консультация «Пальчиковые игры в развитии речи детей». Оформление папки-передвижки «Потешки во время еды» |
октябрь | Консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…» (Как укладывать ребенка спать?). Оформление папки-передвижки «Потешки при укладывании спать» Пополнение уголка ряженья Оформление папки-передвижки «Потешки при одевании и раздевании» |
ноябрь | Создание в группе теневого театра Совместное развлечение родителей с детьми «Веснянка». Оформление папки-передвижки «Потешки при умывании» |
Приложение 9
Анкета для родителей.
1. Какие малые формы устного народного творчества вы знаете?
2. Какие потешки используете с детьми при кормлении, умывании?
3. С какой целью?
4. Какие потешки Вы знаете?
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?
Какие?
6. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в
жизни ребенка?
Результаты:
- 37% родителей (9 человек) назвали 4-5 разновидностей устного народного творчества.
- 100% родителей назвали «Ладушки», «Водичка-водичка»,»Сорока-Сорока», «Петушок».
- 100% родителей с целью позабавить детей.
- 41% (11 человек) поют колыбельные своим детям.
- О значении устного народного творчества не задумываются 80% родителей.
Приложение 10
Консультация для родителей
«Как укладывать ребенка спать»
Пробуждение и засыпание – очень важные моменты в жизни детей.
Проснуться – это всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!
Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И – день начался.
Укладывание ребенка спать вечером тоже не терпит суеты и спешки.
Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.
Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: "Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут – будем укладываться". Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи "Спокойной ночи, малыши!" сразу умываться - и в постель.
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде "ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает". Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику.
Если выполнять это в течение хотя бы месяца и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.
Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания – ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.
На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку.
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте для души!
Приложение 11
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей»
Консультация для родителей.
Тема:
«Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста»
Воспитатель: Грибанова
Любовь Ивановна
первая квалификационная
категория
Киров 2015г.
Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ – создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Я занимаюсь с детьми самыми прозаическими делами: одеваю, кормлю, умываю, причесываю, укладываю спать, успокаиваю. Во время всех этих действий я стараюсь не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напеваю потешку, прибаутку, считалку, дразнилку. На протяжении всего дня звучат в группе мелодичные строки: прощаясь с мамой, расплакался малыш, как его отвлечь от грустных мыслей? Беру ребенка на руки, говоря ему ласково, спокойно:
- Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Павлуша хороший,
Павлушенька пригожий….
Он по лугу едет – луга зеленеют,
К садам подъезжает – сады расцветают!
Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается …. Усаживаю его на колени, крепко держу и начинаю медленно подбрасывать его, имитируя езду:
“Поехали – поехали по ровненькой дорожке.
По кочкам, по кочкам, по ныркам, ныркам, ныркам.
Все прямо и прямо”.
Темп потешки задает и определенный режим подбрасывания ребенка на коленях,
«А потом вдруг…в яму! Бух!». Ребенок смеется.
Одна игра – забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаю, приговариваю:
- У сороки – боли, у вороны – боли,
А у моего хорошего, да у моего пригожего
Данечки , голубчика, все заживи!
Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел!
Дети любят слушать потешку «про себя». Какую радость доставляет им рифмованная строчка с собственным именем! “И про меня расскажите, и про меня!”
«Даша, Даша маленька
Дашенька удаленька,
Пройди по дорожке,
Топни, Даша, ножкой!»
«Наша Полина маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Полина чернобровая!»
«Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Кирилл в тележке,
Щёлкает орешки».
Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игра с пальчиками:
«Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел».
Или игра «сорока-белобока, кашу варила, деток кормила, этому дала, этому дала…»: загибаю пальчики ребенка один за другим, провожу кончиком пальцев сначала по ладошке, затем запястью, в локтевом сгибе, приговаривая:
-Тут ключ, тут ключ,
Тут ключ (предплечье)
А тут (щекочу под мышкой)
Свежая ключевая водичка.
Во время умывания под звуки напевных слов малыш даст себя умыть:
«Водичка, водичка, умой Маше личико,
Чтобы щечки краснели, чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!»
А не любимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:
«Расти, коса, до пояса.
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, до пят.
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся
Юля, маму слушайся».
Не все дети любят молоко или молочные продукты, вот и приходится их убеждать как это вкусно и полезно, и нужно обязательно поесть, а то “ коза-рогатая, коза-бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молока не пьет”. Во время обеда дети “поправляют” воспитателя, слушая потешку:
«Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капусту, мышки – за корку,
Детки – за молоко.
- Нет, за борщ, а не за молоко!»
Обуваясь на прогулку, дети любят приговаривать: Вот они сапожки: этот с левой ножки, этот – с правой ножки, если дождик пройдет, не намокнут ножки!
Дети любят народные хороводные игры. Эти игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Старшие дети приговаривают слова текста, а малыши с удовольствием выполняют движения.
«Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой!»
Перед сном наши дети просят спеть полюбившиеся им колыбельные. Спокойный, размеренный ритм речи, как бы покачивающийся рисунок мелодии, успокаивает малышей, снимает напряжение.
«Баю-баю, баиньки,
В огороде заиньки.
Баю-баю, баюшки,
Не ложись на краешке!»
Дети просят спеть колыбельную про Буку, которую я помню еще со своего детства.
«Баю-бай, баю-бай
Пойди Бука под сарай
Пойди Бука под сарай
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на Буку глядят».
Пою и поглаживаю детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке, даю этим понять, почувствовать каждому, что пою именно для него. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос:
«Бай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшу не буди.
Мой Ванюшка будет спать,
Да большой вырастать.
Он поспит подольше,
Вырастет побольше.»
Гуляя с детьми, обращаю их внимание на различные «капризы и чудеса» природы. Народом сложено много попевок, закличек, песен о природе, и, чтобы ребенок острее почувствовал красоту цветка, бабочки, пою им об этом или говорю:
«Бабочка-коробочка,
Ветер или дождь,
Полетишь - как ветер,
Упадешь – как дождь!»
Спряталось солнце за тучку, дети зовут-кличут:
«Солнышко-ведрышко,
Взойди поскорей, освети,
Обогрей телят, да ягнят,
Еще маленьких ребят!»
Радуются радуге:
«Радуга-дуга, не давай дождя
Давай солнышка - колоколнышка!»
При помощи потешек учу детей ориентироваться в окружающем мире. Для этого подбираю произведения, в которых лаконично и точно говорится о человеке и его действиях или описываются животные, действующие как человек:
«Сорока на кухне пироги печет
Кот в углу сухари толчет.
Кошка в окошке платье шьет.
Курица в сапожках избу метет».
Ребенок еще не знает о месте и роли животных в жизни человека: Животные действуют в произведениях на равных, как люди: “Кисонька-мурысонька едет на меленку”, “ Котик идет на торжок”, “ Курочка идет за водичкой”, “Сорока варит кашу”. Так, постепенно, дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне:
«Вот и люди спят, вот и звери спят.
Вот и ночь пришла, темноту принесла.
Заснул петушок, запел сверчок».
Дети обязательно уловят отношение человека к животному, его доброту и ласку:
«Уж как я свою коровушку люблю,
Свежей травкой я Буренушку кормлю,
Ты иди, моя коровушка, домой,
Напою тебя водою ключевой».
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопровождениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них; формирует способность ребенка улавливать тонкие звуковые различия, подготавливает к овладению правильным звукопроизношением. Разговором или прибауткой побуждаю ребенка произносить трудное для него звукосочетание, подбирая потешку, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом:
«Водичка, водичка! Умой Тане личико.
Заинька, войди в сад,
Серенький, войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад.
Серый, серый, войди в сад!» (на звукосочетание ди)
Чтобы закрепить в речевых реакциях ребенка звукосочетание ки, читаем потешку:
«Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Кис, кис, кис! Кис, кис, кис!»
Для закрепления умения произносить звукосочетания согласных М, Н, Т, Р с гласным «У», читаю потешку:
«Ранним-рано по утру
Пастушок: “Ту-ру-ру-ру””
А коровки в лад ему: “Му-му-му!»
Эффективен в этой работе метод пения потешек, содержащих в своих текстах набор желаемых звуков, ибо во время пения ребенок не акцентирует свое внимание на данном звуке и свободно произносит его.
Для обогащения словарного запаса детей использую заклички: «Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга», «Дождик-дождик».
Очень важно чтобы дети вслушивались в звучание родной речи, улавливали стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, птица-синица, кисонька-мурысонька, курочка-пеструшечка, курочка-рябушечка, курочка-мохнатка, курочка-хохлатка, - такое множество слов к одному слову курочка.
Ну, где бы еще почерпнули дети красоту звучания этих слов, как не в великих малых фольклорных произведениях!
Приложение 12
Материалы папки передвижки
«Ребенок раннего возраста.
Совместные игры-забавы для детей и родителей»
Воспитатель: Грибанова
Любовь Ивановна
Киров 2015г.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!».
Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Ниже приводятся стихи, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные. Ну а для начала
ЗАЙКА
Заинька-зайка,
(Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)
Маленький зайка,
(Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.)
Длинные ушки,
(Дети приставляют ладошки к голове — «ушки».)
Быстрые ножки.
(Побежали.)
Заинька-зайка,
Маленький зайка,
(Движения повторяются.)
Деток боишься,
Зайка-трусишка.
(Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».)
МИШКА
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
(Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.)
Мишка хочет сладких ягод, (Погладить себя по животу, облизнуться.)
Да никак их не найдет. (Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)
Вдруг увидел много ягод
И тихонько зарычал.
(Показать указательным пальцем, на лице — восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.)
Подошли к мишутке детки, (Маршируют)
Мишка громко зарыдал. (Кулачками потереть глаза, изобразить плач.)
(Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строчка будет звучать так: «Мишка ягодки им дал».)
Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумывайте вместе с детьми!
КОЗЛИК
Козлик по полю гулял, на гармонике играл:
Чики-брыки, чики-брык, на гармонике играл.
Вышел из лесу медведь, стал на козлика реветь:
Чики-брыки, чики-брык, стал на козлика реветь.
Козлик наш не убежал, веселее заиграл:
Чики-брыки, чики-брык, веселее заиграл.
Как пустился мишка в пляс, так и пляшет он сейчас:
Чики-брыки, чики-брык, так и пляшет он сейчас!
Приложение 13
Художественный материал
папки – передвижки для родителей
«Фольклор для самых маленьких»
Воспитатель: Грибанова Любовь Ивановна
Киров 2015г.
Неоценима роль малых фольклорных форм. Они оказывают врачующее действие на детскую душу, что так важно в период адаптации ребенка к новым для него условиям.
- "Ладушки". С ребенком играют в ладушки, приговаривая эти слова.
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!
2. «Гули-гули»
Ох, полетели рученьки,
На головку сели,
Полетушки полетели,
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
Кашка масленькая,
Бабушка добренькая.
Спи-ко, Таненька,
Спи-ко, крошечка.
3. «Ой, люли»
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.
4. «Кукушка – рябушка»
Курочка - потатурочка,
Кукушка - рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.
5. «Пекла бабушка ватрушки»
Трататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла -
Вода по полу текла.
Попили-поели, .
Шу - полетели!
На головку к Леночке сели!
7."Идет коза рогатая".
Складывают пальцы руки в "козу" и, помахивая ею в такт, произносят:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.
Играют с маленькими детьми, показывая в конце, как бодается коза.
8. "Сорока-ворона". Загибают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.
9. «Сорока- сорока». Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:
- Сорока- сорока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на четвертый палец),
А этому не дала (указывает на мизинец)
Ты дров не носил, ты печку не топил!
10. «Ворона, ворона»
- Ворона, ворона,
Куда летала?
- Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется.
Приложение 14
Родительское собрание
на тему: «Развиваем речь малыша»
Воспитатель: Грибанова Любовь Ивановна
Киров 2015г.
Детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока».
Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»
Солнышко – вёдрышко, (растопырить пальцы обеих рук)
Выгляни в окошко, (изобразить «Окошко»)
Твои детки пляшут, (шевелить пальчиками)
По камушкам скачут. (стучать пальчиками по столу)
Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями. Ведь движение – это жизнь.
- Давайте и мы с вами поиграем:
- Движение самомассажа:
- потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;
- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.
- Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).
- Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки. Например, игровое упражнение «Этот пальчик »:
Этот пальчик хочет спать, (Загибание пальцев, начиная с мизинца)
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик – давно спит. (Большой палец уже загнут)
Тише, тише не шумите,
Наши пальчики не будите.
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора! (Растопырить пальцы и пошевелить ими)
Хлопки:
- обычные;
- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая;
- хлопки ладонями, сложенными чашечками;
Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.
Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, я учу детей на материале детского фольклора разнообразным выразительным движением (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыкант играет на балалайке и так далее).
Воспитатель: - А теперь дети старшей группы покажут вам, все, чему они научились.
(Входят дети)
Начинаем сказки,
Катятся с гор салазки.
Бабушка Федора на передке
Едет с мешком в руке.
Завязан мешок завязками,
Ведь мешок со сказками.
- Показ русской народной сказки «Теремок»
Воспитатель:- А теперь встречайте, маленьких девчушек – веселушек. (выходят девочки в русских народных костюмах).
Вот у Катиных ворот
Уж собрался хоровод:
Что-то затевают?
Песенки запевают!
Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.
- Исполняются фольклорные песенки под музыкальное сопровождение.
- Сегодня вы могли увидеть, чему научились ваши дети и, как они выросли. Спасибо всем за внимание!
Приложение 15
Методическое объединение для воспитателей группы детей раннего возраста.
Тема: «Русский фольклор в жизни детей раннего возраста».
Воспитатель: Грибанова
Любовь Ивановна
Киров 2015г.
Прежде всего, занятия с использованием русского фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных занятий.
Следует подчеркнуть: на фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.
Принцип активности и посильной самостоятельности.
Его суть – во-первых, в активном соучастии и сотворчестве и педагога и ребёнка. Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.
Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребёнка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии создаются все условия, чтобы у малышей полутора лет возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п.), но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников.
В-третьих, педагог должен вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением.
В-четвёртых, необходимо активное, действенное соучастие ребёнка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т.
Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ориентировочное подкрепление выступает как метод, реализуемый приёмами в течение занятия.
Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот приём, очень сильный по своему воздействию, нецелесообразно слишком часто использовать в процессе занятия, т. к. дети привыкают взаимодействовать со взрослым только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности поведения. И тем не менее ориентировочные подкрепления необходимы, поэтому разумнее их строить с частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у неё появился бант другого цвета; котик ушёл, затем пришёл и лакает молоко, спит, т. е проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде; а вот он уже в другом виде: "Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок, нарядился, воротился:" и т. п. Воспитатель пользуется ориентировочным подкреплением на основе слуховых ориентировочных реакций его голос звучит то тихо, то громко; то медленно, то быстро: иногда он говорит нараспев, растягивая гласные, пользуется речитативом, употребляя соразмерные паузы.
Вместе с тем дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информативную роль.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, чёткие, сжатые подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ - основной метод принципа наглядности - может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием наглядных средств. Использовать можно плоскостные и объёмные.
Какими же приёмами можно пользоваться, осуществляя принцип наглядности? Один из главных - приём инсценирования произведения с помощью вышеперечисленных и специально отобранных средств (картинки, ширмы, игрушки). С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста.
Приём инсценирования сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.
Приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.
Ещё один приём - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке - "масляна головушка", желательно привести в движение именно часть игрушки; при чтении строки "Что ты рано в стаёшь, голосисто поёшь?" следует привести игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и "подать голос" (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки. Не случайно при прочтении потешки "Вот и люди спят" вначале действенно разыгрывается первая строчка (воспитатель предлагает выполнить игровое действие имитационного характера, дети кладут под щёчку сложенные ладошки и на секунду закрывают глаза - спят"). От понимания первой строки зависит постижение последующего текста. Поэтому так важно добиваться двусторонней связи в понимании.
Приём усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или её местоположения), исчезновением или внезапным появлением в несколько изменённом виде. Например, чтобы привлечь внимание малыша к петушку, педагог показывает игрушку вначале близко, затем петушок взлетает на спицу. Дети видят игрушку под другим углом зрения, с дальнего расстояния. Спица вращается - петушок кружится.
Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и др. весьма динамичны: каждая строка несёт определённое смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом.. в этом и заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми.
Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка. Воспитатель задерживается на каждой части столько, сколько это необходимо для активного освоения смыслового содержания текста. При этом часть текста читается синхронно инсценировке.
Отработав какую-то содержательную часть текста, педагог переходит ко второй, третьей частям занятия. От чего зависит этот переход? От степени усвоения. Если дети не отреагировали на какую-то часть текста, воспитатель прокручивает её ещё раз, прибегая к выше перечисленным приёмам.
Неоднократное повторение какой-либо части занятия обеспечивается принципом цикличности, т. е. поэтапностью обучения и необходимостью прокручивания (неоднократным повторением, т. е. циклом) какой-либо части занятия в зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей.
Эксперименты показали, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Возникает так называемое доминантное торможение. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем, сороки-воровки, яркого петушка, красивой куклы. Что же должен предпринять воспитатель в этой ситуации? Несколько отыграть назад: спрятать куклу ("ляля ушла"), увести петушка ("петушок спрятался). Если это ширма, то в ней предусматривается одна пустая сторона, которая и поворачивается к малышам, скрывая на некоторое время красочное изображение.
Доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках. Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. На третьем году постепенно формируется способность сразу включаться в "рабочую" ситуацию, осваивая новую информацию на высоком уровне ориентировочной активности с первых моментов.
Таким образом, принципы поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий позволяют педагогу осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия, и индивидуального реагирования. При этом, рекомендуется при повторном и последующих повторениях не ставить задачу копировать фразы и действия. Сохраняя их общую направленность, а также точность фольклорного изложения, педагог эмоционально изменяет ситуацию, применяя разные приёмы наглядности, привлекая внимание детей и вводя в русло планируемой деятельности.
Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определённое время. Принцип вариативности поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности - повторение занятий в несколько изменённом варианте). Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свёртывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.
Принцип художественного фольклорного исполнения произведения, соблюдаемый в методике, позволит педагогу создать у детей целостное восприятие. Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий - это вершина педагогического мастерства.
Приложение 16
Диаграмма адаптации детей в группе раннего возраста
в 2014-2015 уч.г.
Диаграмма адаптации детей в группе раннего возраста
в 2015-2016 уч.г.
Приложение 17
Результаты диагностики развития речи детей гр.№ 1 в 2014 году составляли – 69%, в 2016 г.-75%.
2014-15гг 2015-16гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное познавательно-речевое занятие по театрализованной деятельности на тему "В гостях у лесных зверей"
Целью данного занятия является воспитание у детей любви к родному языку, развитие интереса к театральной деятельности, знакомство с фольклорными произведениями....
НОД Познание (математика) средняя группа. Тема: «В гостях у лесных зверят» (продолжение знакомства детей с цифрой «5»).
Цель: продолжить знакомство детей с цифрой «5», учить детей ориентироваться в пространстве. Закрепить у детей умение сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте. Закрепить предс...
Конспект интегрированного занятия по РЭМП и конструированию. Тема: «В гости к лесным зверям».
Конспект занятия относится к младшему дошкольному возрасту (ко второй младшей и к средней группе детского сада). В целом НОД по этой теме направлена на то, чтобы учить...
Конспект-занятия по математике Во 2 младшей группе на тему: «В гостях у лесных зверят»
Конспект НОД по математике...
КОНСПЕКТ подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «В гостях у лесных зверей» (автоматизация звука «Л»)
Коррекционные задачи:1.1.Автоматизировать звук «Л» в словах, слогах, предложения посредством использования педагогической технологии «Семантическое поле».1.2.Развивать фонематический слух и восп...
Сценарий развлечения для младшей группы «В гости к лесным зверям»
Ход развлечения:Ведущий: Здравствуйте, ребятки, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (лето). А вы любите лето? (да). А что можно делать летом? (купаться, загорать, собирать ягоды и грибы...
Сценарий активизирующего общения по теме «Мебель» для детей старшей логопедической группы.
Развитие детской инициативы и самостоятельности на коррекционных занятиях осуществляю с помощью создания условий:свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;принятия деть...