«Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ на основе православных традиций»
консультация на тему
Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ на основе православных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey_v_dou.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ
на основе православных традиций»
В современных условиях, когда обществом потеряны существовавшие ранее принципы и нормы морали, а новые еще размыты, в числе важнейших задач воспитания стоит духовно-нравственное воспитание.
Духовно-нравственное воспитание - сложный процесс, который включает в себя педагогическую, духовную и социальную составляющие. «Духовность» (по В.Далю), - это «все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, вере». Где основным является - жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божьими. Русский философ Иван Александрович Ильин утверждал, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь».
Истинная духовность, по мнению русских философов (И.Ильина, В.Соловьева, Г.Федотова), не может существовать без нравственности, т.е. гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, Родине. В детстве усвоение нравственных норм происходит легче: чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его поведение и чувства. Поэтому дошкольное детство - важнейшее время для того, чтобы у ребенка сформировался внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор в жизни.
Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с самого раннего детства обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Дошкольный возраст – самый эмоциональный и восприимчивый период детства. Именно в это время закладываются представления о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах поведения. В связи с тем, что в системе российского образования все более востребовано духовно-нравственное воспитание, я веду кружок по основам православной культуры. На основе этой работы был обобщен опыт по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к православным традициям».
Цель моей работы – способствовать духовно-нравственному развитию детей через приобщение их к православным традициям.
Для достижения данной цели намечены следующие задачи:
• Расширить представление детей о духовно-нравственном укладе жизни своего народа посредством введения их в круг основных православных праздников;
• Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей (доверия, милосердия, послушания, трудолюбия, любви к ближнему и др.) на основе познания и раскрытия значений православных традиций;
• Воспитывать желание отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, стремление к пониманию их жизненного смысла.
Определим основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников:
• принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей;
• принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей;
• принцип согласованности педагогического влияния: церкви, семьи и дошкольного учреждения;
• принцип христоцентричности: житие и образ Христа ставится в пример детям для духовного подражания;
• принцип культуросообразности: свою работу с детьми строить на основе церковного календаря; знакомить детей с культурой и православными традициями; помогать родителям формировать семейные христианские традиции.
Работу по приобщению детей к православным праздникам начала со среднего дошкольного возраста, когда дети уже способны воспринимать радостную атмосферу православных праздников. Были проведены такие праздники как Рождество Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение, Пасха и Троица. В старшем возрасте помимо этих праздников проводились Сретение Господне, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим.
Народно-православный календарь помогает упорядочить работу по духовно-нравственному воспитанию детей посредством знакомства с православными праздниками. Методическое пособие «Календарь православных праздников» дает детям возможность представить годичный цикл православных праздников наглядно, увидеть, в какое время года проводится праздник. Дети имели возможность отметить, какой праздник наступил, вспомнить прошедший, посмотреть, какой будет. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
Очень важно правильно провести предварительную подготовку к празднику. Подготовка к празднику включает в себя:
• раскрытие содержания, значения и смысла праздника;
• изготовление подарков, сувениров (для близких людей, малышей), поделок (для украшения интерьера группы);
• педагогическое просвещение родителей по подготовке и проведению праздников.
Раскрытие содержания и смысла праздника, обрядов и традиций осуществляла через: чтение Евангельских рассказов о земной жизни Иисуса Христа и Богородицы; обыгрывание темы праздника: инсценирование, проведение игр; рассказ педагога о празднике, обрядах, традициях; чтение произведений, подобранных в соответствие с темой праздника; разучивание стихотворений, песен, театрализованных представлений.
Учитывая возрастные особенности детей, работу по ознакомлению с содержанием и значением праздников строила по принципу постепенного расширения знаний и смещением акцентов в изучении материала с внешних описательных сюжетов в сторону понимания смыслов и ценностей.
Знакомство с событиями земной жизни Иисуса Христа и Богородицы помогли раскрыть и понять маленьким детям не только содержание, но и значение главных православных праздников, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Богородицы. Знакомство с главными православными праздниками помогло развитию восприятия у детей образа Господа Иисуса Христа как воплощения любви Бога на Земле. Для содействия образному восприятию евангельских сюжетов использовала книжные иллюстрации Г.Д. Целищева, репродукции праздничных икон, которые помогли детям ярче почувствовать и понять образы героев. Чтобы раскрыть содержание и смысл праздника, преподносила их детям в яркой образной форме. На пасхальном занятии было дано понятие, что яйцо – символ будущей жизни и воскресения. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы рождается жизнь, так из мертвых воскрес Иисус Христос. Показ появившегося цыпленка из яйца-игрушки очень обрадовал детей. На занятии «Праздник Сретения Господня» дети узнали, почему праведного старца Симеона называют Богоносцем. Для закрепления знаний, организовала игру «Назови правила любящего сердца». Ребята, передавая зажженную свечу по кругу, называли правила: любящее сердце милосердствует, никогда никому не причиняет зла, не превозносится над другими, не гордится и т.д. Детям старшего возраста были даны знания о постах, предшествующих некоторым праздникам (Рождественский пост, Великий пост). Объяснила, что поститься – это не только отказываться от некоторой еды, а еще не делать плохого, быть добрыми и помогать людям, если кого-то обидели – попросить прощения. Знакомство с обычаями, обрядами и традициями, связанными с отмечанием православных праздников, расширяет представление детей об укладе жизни русского народа, раскрывает его духовно-нравственные ценности: трудолюбие, гостеприимство, доброжелательность, милосердие, воспитывает у детей чувство гордости и уважения к своему народу.
Неотъемлемой частью занятий является художественно-продуктивная деятельность. Изготовление подарков, украшений к празднику способствует воспитанию у детей уважения к труду и бережного отношения к результатам труда, формированию творческой личности ребенка, развитию у детей трудолюбия, терпения и послушания. Работы, выполняемые детьми в ходе подготовки к праздникам, носили индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что он может сделать что-то красивое своими руками; коллективные же работы объединяют детей и взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле и сделать вместе нужную и красивую поделку. К празднику «Рождество Христово» изготовили стадо овечек с пастушком, которые первыми узнали о рождении Спасителя. Объемные поделки из бумаги вызвали большой восторг не только у самих детей, но и у родителей. Совместная работа – украшение Рождественской елочки приемом аппликации сблизила детей, способствовала созданию радостного, праздничного настроения. При выполнении работы дети проявили фантазию, творчество. Игрушки получились яркими, разнообразными, интересными. На занятии по ручному труду дошкольники смастерили объемные игрушки для украшения елочки. На Сретение дети приготовили подарки для малышей – праздничных голубков, украшенных блестками. На Пасхальной неделе учились расписывать праздничные яйца. В младшем дошкольном возрасте это были контурные изображения, а в старшем дети изготовили объемные поделки из папье-маше, а затем их раскрасили. Для малышей сделали поделки – цыпленок в Пасхальном яйце, а для родителей поздравительные открытки.
В работе с детьми использовала различные дидактические игры, которые способствовали не только закреплению знаний, но и приобщению детей к нравственному поведению. Например, игра «Правила добрых дел» была проведена на занятии «Введение в храм Пресвятой Богородицы». Поднимаясь на ступеньку лестницы, ребенок называл правила. В игре «Скажи вежливое слово» дети передавали сердечко из рук в руки, произнося доброе слово. Игра «Радостный и грустный ангел» учит различать хорошие и плохие поступки, а «Выложи мостик добра» – называть добрые дела, выкладывая мостик.
В момент подготовки праздников тщательно продумывала праздничное оформление группы для создания торжественной атмосферы. Так как все праздники соотносятся с определенным временем года, то групповое помещение оформлялось в соответствии с сезоном и темой праздника. Для украшения группы использовались работы детей, родителей, оформлялись выставки. К празднику «Рождество Христово» был изготовлен «Рождественский вертеп». Он занял достойное место в украшении группы при составлении композиции со стадом овечек, с ангелами, которых дети с родителями выполнили к празднику Архистратига Михаила. Были организованы выставки рисунков и поделок к праздникам: «Рождественская звезда», «Пасхальные радости». На Святочной неделе был проведен праздник, посвященный Рождеству. Для малышей старшие дети показали небольшой спектакль «Рождество в лесу». Разнообразие ролей позволило каждому участнику праздника стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями. Одни дети показали замечательные актерские способности, приняв участие в театрализованной сценке, другие исполняли песни, танцы, читали стихи. В игре «Чего на елке не бывает?» дети проявили смекалку, сообразительность. Ловкие дети отличились в соревновательной игре. Надолго сохранилась в памяти детей радость от праздничных событий Светлого Христова Воскресения. Дети вспоминали, как поздравляли друг друга с праздником, обменивались яичками, участвовали в народных играх «Катание яиц», «Чье яйцо дольше крутится». А потом за праздничным столом вместе с родителями угощались куличом.
Православные праздники, проводимые в детском саду, положительно влияют на всех детей. Праздничные события и связанные с ними впечатления оставляют глубокий след в детской душе и укрепляют в ней добрые чувства.
Богаче всех богатых и славнее всех славных тот, кто живет в вере Христовой и творит дела, угодные Господу (Аввакум).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций. ,,Сотвори благо".
Программа «Сотвори благо» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организ...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...
Роль семьи и родителей в воспитании духовно-нравственных качеств у детей с ОВЗ через православные праздники.
Роль семьи и родителей в воспитании духовно-нравственных качеств у детей с ОВЗ через православные праздники....