консультация для воспитателей «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка (младшая группа) на тему
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 410»
(МБДОУ «Детский сад № 410»)
Консультация для воспитателей
«Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста».
Разработал воспитатель
Говоркова Н.В.
г. Нижний Новгород
2016 г.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Обеспечит освоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предметов.
Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Форма, цвет, величина имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие величины, цвета, формы необходимы для успешного усвоения многих предметов в школе. От него зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором-третьем году жизни необходимо обеспечить первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать. Эти действия состоят в сравнении по цвету предметов однородных (карандаши) и разнородных (грибочки и столики), в подборе предметов одинакового цвета, в изображении отдельных предметов при помощи окрашенных элементов или цветовых пятен. Дети выполняют действия с предметами восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный). Важно, чтобы дети научились понимать слова: "цвет", "такой же", "разный". Названия отдельных цветов употребляются педагогом, но от детей не требуется их обязательное запоминание и самостоятельное употребление.
Все виды заданий даются подгруппам в 5-8 человек. Они выполняют следующие действия: раскладывают карандаши, втыкают грибочки в отверстия, собирают цветные пирамидки и т. д. (Это предметная деятельность). Выкладывают мозаику, рисуют красками (это элементарная продуктивная деятельность). В процессе выполнения этих заданий дети учатся использовать внешние приемы сравнения цветовых объектов (прикладывают вплотную друг к другу для определения сходства или различия), с тем, чтобы в дальнейшем перейти к определению цвета на глаз.
Форма и величина предмета дают возможность выполнять те или иные действия (шарики можно катать, а кубики накладывать друг на друга, большую куклу можно усадить на большой стульчик и нельзя на маленький и т.д.)
Ознакомление детей 3-4 летнего возраста с формой начинается с того, что они усваивают представления о геометрических фигурах (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат, а за тем и о многоугольнике) и запоминают их названия. Одновременно они учатся подбирать к геометрическим фигурам предметы и изображения предметов соответствующей формы. При этом очень важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец, сравнивая с которым предмет можно определить его форму.
У детей 4-5 лет углубляется знакомство с геометрическими фигурами, которые они учатся узнавать не только зрительно, но и путем осязания. От сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному определению формы предметов, их обобщению по признакам формы. В течение пятого года жизни у детей должно быть выработано умение зрительно расчленять форму предмета на заданные части.
Дети 3-х летнего возраста начинают устанавливать отношения по величине сначала между 3-мя, потом 5-ю однородными предметами. В результате таких упражнений у детей развивается глазомер.
Упражнения и игры могут проводиться со всей группой или с подгруппой (5-6 детей), продолжительностью от 10 до 15 минут. В процессе ознакомления с формой существенную роль играет обучение приемам обведения контура геометрических фигур и предметов, ощупывая контуры кончиками пальцев.
В ряде случаев можно использовать прикладывание сравниваемых предметов друг к другу и постепенный переход к зрительному сравнению. Поэтому, обучая детей выполнять простейшие продуктивные действия, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых разных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка - передвижка "Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста".
Папка - передвижка для родителей в которой раскрывается значение развития сенсорных эталонов у детей. Описаны развивающие игры....

Статья "Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста"
В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окруж...

Роль блоков Дьенеша в развитии сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Презентация...

«Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»
Актуальность проекта•Цветовосприятие - это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и явлениям. Именно с их восприятия начинает...
Конспект занятия по развитию сенсорных эталонов для детей младшего дошкольного возраста "Гости из сказки"
Занятие по развитию сенсорных эталонов для детей младшего дошкольного возраста...

Игры для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Игры для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста...