Доклад. Психолого-педагогическое сопровождение области "Познание". Конструирование.
методическая разработка по теме
Виды конструирования и формы работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
departament_obrazovaniya_goroda_moskvy.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого - педагогическое сопровождение образовательной области "Познание". Конструирование.
Детское конструирование и формы его организации.
В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию. - эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Благодаря этой деятельности у ребенка, совершенствуются навыки и умения, происходит умственное и эстетическое развитие. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление. Конструирование – продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала, детали конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Выделяется два вида конструирования - техническое (из строительного материала, деталей конструктора имеющих разные способы строения, крупно-габаритных модулей), и художественное (из бумаги природного и бросового материала) Центральные задачи программного конструирования является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Такие способности сохраняют свое значение на протяжении всей жизни, а в дошкольном детстве важнейшие этапы своего первоначального становления и развития. Другой важной задачей, является расширение знаний и представлений детей о предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материалами и правилами использования их при сооружении построек, а так же формирование у детей навыков практического конструирования и графического изображения предметов и построек в виде схематических рисунков и простых чертежей. В раннем возрасте конструирование слито с игрой, в младшей группе игра уже побуждает к конструированию. К старшему возрасту сформированное полноценное умение конструировать стимулирует развитие сюжетной линии игры, и более того, приобретает сюжетный характер - дети создают несколько конструкций, объединенных одним сюжетом. Есть недостатки в практических действиях детей при конструировании и педагог должен помнить о них:
1. Нечеткость замысла, которая объясняется нечеткостью структуры образа.
2. Неустойчивость замысла, когда создается один объект, а получается совсем иной, которым, к сожалению, его создатель довольствуется.
3. Поспешность исполнительной деятельности.
4.Нечеткость представлений о последовательности действий, неумении их планировать.
5. Неумение предварительно анализировать задачу.
Педагоги предлагают различные формы организации конструктивно деятельности:
1. Конструирование по образцу. Его суть: постройка из деталей, на примере образца и способа изготовления. Это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщенным способом анализа – учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно- образное мышление.
2. Конструирование по модели. Его суть: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами: предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строителя. Обобщенные представлении о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.
3. Конструирование по условиям - носит иной характер дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие ее практическое значение, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт.
4. Конструирование по теме. (Например - транспорт) Эта форма близка по своему характеру конструирование по замыслу, стоило лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определенной темой. Основная цель конструирование по теме - закрепление знаний и умений детей.
5. Конструирование по замыслу: это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.
6. Каркасное конструирование. Когда дети знакомятся с простым построением каркаса и в результате легко усваивают общий принцип конструирования каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса. В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Оно развивает воображение. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. И только недавно появился в нашей стране немецкий конструктор «Квадро».
7. Конструирование по простейшим чертежам и схемам. Эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности. Каждая из рассмотренных форм организация обучения конструирования оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности, составляют основу формирования творчества. Для того чтобы развивалась творческая личность, должна быть создана предметная среда в группе, необходимы материал и умение педагога направить и развивать способности ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...