Детская инициатива в образовательном процессе
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные принципы дошкольного образования Полноценное проживание ребенком всех этапов детства; Построение образовательной программы на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится СУБЬЕКТОМ ОБРАЗОВАНИЯ; Поддержка инициативы детей в разных видах деятельности .
Развитие инициативы на протяжении всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста)
Проектная деятельность как вид поддержки детской инициативы и самостоятельности : Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний и навыков на практике.
Поддержка инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности Проект «Времена года» Проект «Золотая Хохлома»
Проект «Космос» Проект по русским народным сказкам
Поддержка игровой и самостоятельной деятельности
Предметно-развивающая среда Групповое помещение условно подразделяется на три зоны: Зона умеренной активности: «Центр познания», «Уголок уединения, «Центр книги», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания»; Зона средней активности: «Центр конструирования», «Лаборатория», Центр « ИЗО-деятельности », «Центр безопасности»; Зона повышенной активности : «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр дежурства».
Центр Патриотического воспитания Центр театра
Центр книги Центр уединения
Центр экспериментирования
Организация образовательного пространства Партнерская форма Для детей 3-5 лет. 1.Взрослый партнер, рядом с детьми. 2. Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности. 3.Позиция взрослого динамична ( может пересесть, если видит, что кто-то из детей нуждается в нем); при этом все дети в поле зрения воспитателя.
Школьно-урочная форма Для детей 5-7 лет, на занятиях по грамоте и математике. 1. Взрослый – учитель отделен от детей 2. За детьми жестко закреплены рабочие места 3. Запрещено перемещение детей. 4. Запрещено свободное общение; вводится дисциплинарное требование – тишина! 5. Позиция взрослого стабильна (стоит у доски, сидит за посменным столом).
Режимные моменты в поддержке детской инициативности Культура поведения за столом в обед
Навыки самообслуживания и подготовки ко сну
Сферы инициатив (по Н.А. Коротковой) Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развивается эмпатия , коммуникативная функция речи. Инициатива как целепологание и волевое усилие: включенность в разные виды продуктивной деятельности – конструирование, рисование, лепку, тебующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи. Познавательная инициатива – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения. Творческая инициатива – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление.
Коммуникативная инициатива
Инициатива как целеполагание и волевое усилие
Познавательная инициатива
Творческая инициатива
Эффективные формы поддержки детской инициативности Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. Пректная деятельность. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитательно – образовательной деятельности.
« Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников». Из книги Н.А Коротковой «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста».
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды детской деятельности в образовательном процессе ДОО в соответствии с ФГОС
Детская деятельность – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики....
Семинар «Детское проектирование в образовательном процессе ДОО»
В этой презентации я предлагаю коллегам вариант проведения семинара по проектной деятельности, а именно детские проекты и их особенности....
Статья. Особенности разрешения детских конфликтов в образовательном процессе ДОУ.
В статье описываются детские конфликты и способы из разрешения...
Родительское собрание. Тема: "Реализация приоритетных направлений деятельности детского сада в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста"
Современное родительское собрание - это основная форма совместной работы педагога и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности сообщества воз...
Поддержка детской инициативы дошкольника в процессе детского экспериментирования
ФГОС указывают основные принципы дошкольного образования, в числе которых - обогащение детского развития, формирование познавательных интересов, поддержка детской инициативы в различных видах детской ...
План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»
План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»....
Картотека игр для развития инициативы в образовательном процессе детского сада
Одним из основных принципов дошкольного образования, отмеченным ФГОС ДО, является поддержка детей в различных формах социальной активности, носящих продуктивный характер. Однако, в б...