План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»
методическая разработка (старшая группа)
План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №86
Красносельского района Санкт–Петербурга
План поддержки детской инициативы
посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов»
с использованием «Волшебных кармашков»
Подготовила воспитатель
группы №8 «Теремок»
Фомина Наталья Юрьевна
Санкт-Петербург
2022 г.
Образовательная технология «Модель трех вопросов»
актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования.
Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.
Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
- Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать?
- Как узнаем об этом?
Сам процесс деятельности состоит из четырех этапов:
- Выбор темы.
- Планирование.
- Реализация проекта.
Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.
С чего начинается работа? В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта: план, дело, анализ.
1. План - утренний групповой сбор. (утренний круг)
2. Дело - работа в центрах активности. (игра, НОД и самостоятельная деятельность)
3. Анализ - ежедневный итоговый сбор. (вечерний круг)
Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, педагог начинает работу с детьми с плана, то есть с Утреннего круга.
Утренний круг — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.
Структура Утреннего круга состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов:
1-й этап — выбор темы
Исходя из опыта работы по данной образовательной технологии, выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности.
Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор, ведущий. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
2-й этап — планирование
Воспитатель помогает в решении задачи, используя модель трех вопросов, а также составляет план, в котором отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта в соответствии с возрастом детей. Воспитатель задает вопросы, инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.
По мере того, как дети отвечают на вопрос, задача воспитателя -
проанализировать знания детей, можно привлечь помощника воспитателя или приглашенного родителя. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» Можно заранее подготовить символы сбора информации в картинках. (Подумать самостоятельно, спросить у специалиста, взрослого, посмотреть, прочитать в книге, узнать в интернете, компьютере, понаблюдать, провести эксперимент).
Информация, собранная по модели трех вопросов о первоначальном запасе знаний каждого ребенка, — основа для планирования деятельности, несущая информацию. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.
3-й этап — реализация проекта
Следующим шагом перед реализацией проекта является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду. Воспитатель обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители.
В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Педагог организовывает деятельность детей в центрах активности (Центр книги, Центр сенсорики и дидактических игр, Центр природы, Центр семья, Центр конструирования, Центр ИЗО, Центр театр и т. д., названия, количество и содержание центров активности могут варьироваться), направляет и контролирует осуществление проекта, то есть выступает как организатор, помощник, но не лишает детей самостоятельности.
Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать.
Его можно рассматривать как основу для дальнейших действий, что в ходе реализации проекта узнали полезного, интересного, нового. Анализ ответов детей позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Завершив проект и его рефлексию, педагог проводит подготовку продукта к просмотру. Дети представляют зрителям или экспертам конечный продукт деятельности (итоговую работу).
Работа по основной образовательной программе и использование в ней образовательной технологии «Модель трех вопросов» предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности каждого ребенка.
Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:
- Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.
- Поддерживать интерес к работе в центрах активности.
- Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Образовательная технология «Модель трех вопросов» в условиях внедрения ФГОС актуальна, эффективна, интересна и обладает огромным потенциалом. Данная технология отвечает назначению федерального государственного образовательного стандарта — модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье, продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для модернизированного проекта.
В практике для проведения утреннего сбора в период адаптации детей я использую авторская форму организации совместной деятельности – пособие «Волшебные кармашки».
Созданная модель представляет собой прямоугольник, выполненный из ткани с четырьмя карманами. Приглашая детей младшего возраста на утренний или вечерний круг на ковре, в кармашек кладут фотографию ребенка. Детям предлагается найти и затем занять место возле кармашка с фотографией. Фотография имеет большое значение особенно в первые дни посещения детьми детского сада, в период их адаптации.
Коврик с кармашками легко можно разместить в любом удобном месте группы. В кармашки можно положить различные материалы:
- фотографии детей и их родителей, сестер, братьев, бабушек и дедушек;
- картинки с любимыми домашними животными;
- символы настроения; картинки с эмоциями;
- разноцветные магнитики, плоские разноцветные формы;
- пластмассовые и металлические колечки;
- камешки, мелкие шишки, орешки;
- бусинки, веревочки, ленточки, тесьму, разноцветные нитки-мулине;
- тряпичные, пальчиковые куклы;
- сюрпризы для детей в форме медалей, наклеек, маленьких книжек;
- маленькие подарочки, сделанные руками детей;
- рисованные загадки;
- героев сказок;
- «секретики»;
- картинки по теме.
Предложенные материалы можно дополнить и использовать для совместного проведения утреннего круга, выбора темы с учетом интеграции задач всех образовательных областей.
«Волшебные кармашки» стали одной из форм работы по мотивации детей к поиску нового, удовлетворения их любознательности и потребности в том, чтобы задать вопросы друг другу и затем вместе со взрослым или самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы в среде, ориентированной на ребенка, в центрах активности. Первый карман называется – «Что мы знаем?». Учитывая, что малыши воспринимают все яркое, необычное, веселое и радостное вносим «Волшебные кармашки» на утренний круг. При этом легко устроить сюрприз, в кармашки положить осенние листочки (тема Осень). Для включения детей в общее обсуждение мы задаем вопросы: Что это? Как вы думаете, что лежит в «Волшебном кармашке»? А как думает Ваня? Второй карман называется – «Что мы хотим узнать»? Обсудив с детьми гипотезы, что-же находится в кармашке, достаем сюрприз. Можно детям задать примерно такие вопросы: Какие у вас листочки? Какого цвета у тебя, Ваня, листочек? Почему они уже не зеленые, как это было летом? Что будет с листочками, если они упадут с деревьев на землю? Третий кармашек содержит подсказку – «Как узнаем об этом»? Давайте подойдем к окну и посмотрим на деревья, какие листочки вы видите? Почему они стали разноцветными? А что вы видите на земле? Дети с удовольствием будут называть цвета листьев, и говорить какие цвета они видят на деревьях и на земле. Помня, что у детей наглядно-действенное мышление, детям предложить взять листочки из кармашков и назвать их цвет. А потом поиграть, попросить поменяться листочками. Когда дети выберут себе новые, спросить их какого цвета теперь их листочек.
Если накануне с детьми прочитать сказку «Лиса и заяц». В кармашки можно положить героев сказки и смайлики-эмоции: радость, испуг, огорчение. Можно обсудить с детьми сказку с эмоциями, а потом, в соответствии с тремя вопросами, попросить показать, как расстроился зайчик, когда лиса его прогнала из дома. Показать, как испугалась лиса, когда увидела петушка, как радовался зайчик, когда вернулся домой?
Дети совместно с воспитателем определяют место в группе, где будет находиться «Волшебный кармашек», затем вместе создаются правила «Играем вместе», «Одни играют, другие ждут», «Договариваюсь с ребятами», «Играю – убираю на место».
Большой интерес у детей в любом возрасте вызывают «Волшебные кармашки». В них можно что-то положить, что-то там найти. Кармашки с «секретиками», становятся мотивом ребенка к деятельности. Дети хотят подойти к ним, расположиться рядом, заглянуть, что-то увидеть в них, о чем – то узнать. Тема в группе планируется, исходя из интересов детей. В кармашки педагог кладет предметные картинки, которые им интересны. Дети рассматривают их, смотрят друг у друга. Педагог спрашивает ребят, какие картинки им понравились больше всего, и представляет их всем детям, говоря примерно это: «Посмотрите, сколько интересных картинок вы выбрали! Ребята, мы с вами будем узнавать, как растет огурец, почему кошки разного цвета, как живет заяц, лиса». Таким образом, из простого выбора детей педагог составляет план проектов. Конечно, дети еще не осознают свою причастность к совместному делу - планированию, но на мой взгляд мы закладываем элементарные основы для инициативы детей, и тем самым осуществляем ее поддержку.
Введение в тему связано с использованием метода «трех вопросов», суть модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: что мы знаем, что мы хотим узнать, как узнаем об этом? Эти вопросы соответствуют трем кармашкам, там будут находиться ответы, а в четвертом кармашке сопутствующие предметы, все что может помочь и направить детей в их деятельности. Педагог инициирует общее обсуждение о предмете, который лежит в нескольких кармашках. Например, перья разной величины и цвета, пух, вызывающий интерес ребенка и дальнейшее обсуждение. Дети обсуждают, что они уже знают о перьях и высказываются, о том, что хотят узнать. Задают вопросы, чьи это перья, кто их потерял и как, почему они разного цвета, почему одни большие, другие маленькие, и почему одни пушистые, а другие гладкие?
Таким образом, в совместной деятельности взрослого и детей, с использованием «Волшебных кармашков», дети приобретают способность слышать и слушать друг друга и взрослого, обсуждать, планировать дальнейшую деятельность, чтобы найти ответы на свои вопросы в деятельности в центрах активности.
Для разрешения ситуации, когда ребенок не хочет говорить, был введён персонаж Эколенок-Елочка. До сбора ребятам сообщалось, что у нас в гостях Эколенок-Елочка, которая знает все секреты, спрятанные в кармашках, и может помочь ответить на вопросы тем детям, кто затрудняется, но только при одном условии, если дети скажут волшебное слово «Помоги мне, пожалуйста». Эколенок-Елочка просит посмотреть на карточки и поднять карточки одного сюжета (это могут быть карточки - рисованные герои сказок, пальчиковые герои, мелкие игрушки по сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок»). По просьбе Елочки, дети поочередно достают карточки и рассказывают, что на них изображено. Если карточки одного сюжета, то просит дополнить рассказ. Если ребенок отказывается говорить, что изображено, то Эколенок-Елочка после волшебных слов ребенка, помоги мне, пожалуйста, предлагает ему свою помощь вместе рассматривают еще раз картинку, находят ее место в сказке. Елочка задает вопросы на уточнение: что ты можешь об этом рассказать, что было дальше, как ты думаешь, что произойдет, если, вопросы, выражающие внимание ребенку, например, Алексей, правильно ли я поняла, что ты сказал, проблемные вопросы, что будет, если колобок не уйдет от бабушки с дедушкой? Ребенок вовлекается в разговор и по мере своих возможностей отвечает на вопросы.
Воспитатель, совместно с детьми с помощью «Волшебного кармашка» может создать различные правила:
- знакомясь с территорией детского сада - «правила на улице»,
- с центрами активности «правила обращения с игрушками»,
- рассматривая книжки «правила обращения с книгами»,
- собираясь на улицу правило-алгоритм одевания и раздевания «Что, за чем?».
Правила, придуманные детьми, можно разложить в кармашки и таким образом на утреннем сборе вспомнить их. Дети, вытаскивая правило, рассказывают о нем, остальные дополняют. Данные правила помогают быть детям более дисциплинированными, аккуратными, прививают навыки самообслуживания, дети сами стараются выполнять созданные правила и следят за тем, как их выполняют другие дети.
С возрастом детей, задания усложняются. Можно использовать карточки с фигурами. На утреннем кругу, дети у кого на стульях будут одинаковые фигуры, объединяются в группы для совместной деятельности.
Проведение утреннего круга с помощью карточек – символов, которые также кладутся в кармашки. Символы означают последовательность событий на утреннем круге. Символы дети придумывают сами, и они различны:
«ладошки» - ребенок проводит приветствие с помощью ладошек,
«микрофон» - рассказывает новости,
«ребенок делает зарядку» - проводит физкультминутку,
«символ центра» - рассказывает, какой центр активности выбрал и почему.
Вопросы дисциплины, всегда волнующие педагога, решаются вместе с детьми. И помогает в этом «Волшебный кармашек». Дети самостоятельно подчиняются созданным правилам, начинают понимать правила, действовать по правилам, что постепенно в детях формирует уверенность в себе, инициативность, самостоятельность, произвольность поведения.
«Волшебный кармашек» является символическим атрибутом, позволяющим педагогу в совместной деятельности с детьми решать внутренние по смыслу детской деятельности, задачи. В совместной деятельности, взрослый учитывает интересы и потребности детей, выбирает вместе с ними темы для обсуждения, используя метод «три вопроса». Корректирует свой план, планируя работу на основе идей детей, предоставляет самостоятельный выбор в контексте своих и детских идей, тем самым поддерживает детскую индивидуальность и инициативу в познании мира, многообразии его связей, а также способствует их позитивной социализации.
Срок реализации | Тема | Формы работы | Подготовка материалов | Итоговое мероприятие |
Февраль | Транспорт | Предварительный показ картинок с видами различного транспорта. Ситуативный разговор о пользе транспорта для человека. | Картотека «Транспорт», модели машин, конструктор, кубики, лото-машинки, вкладыши, конструктор-дорога. | Лепим машины из пластилина |
Март | Здоровье | Показ мультфильма «Айболит». Обсуждение. Ситуативный разговор о здоровья. Продукты полезные и вредные. Одежда в холодную погоду. | Картотека КГН, Кукла Доктор и чемодан с докторскими инструментами, муляжи полезных овощей и фруктов. | Делаем коллаж «Мойдодыр» из мыла и зубной пасты. |
Апрель | Животные | Предварительный показ картинок с изображением различных животных. Ситуативный разговор о пользе животных для человека. | Картотека «Животные дикие и домашние», фигурки животных, конструктор, кубики, лото-звери, вкладыши. | Дорисуй хвостики животным. Лепим угощение для мишки. |
Май | Дом | Показ театра «Три поросенка». Обсуждение. Ситуативный разговор о домиках. Какие дома стоят вокруг нашего сада. Прослушивание песни «Аист на крыше». | Наборы «Город», «Домики», «Машины», «Фантазия», коробки, игрушки и материалы для обыгрывания. | Нарисовать дома домик. В саду составить коллаж «Город». |
Приложение 1
Тема «Транспорт»
Кого же не привлекают в детстве машины, возможность забраться к папе на мягкое сиденье и ехать с ветерком далеко-далеко? Машины, механизмы, дают хорошую возможность освоения элементарных законов физики - движение, скорость, направление, являются наглядным предметом для рассуждения о назначении, целесообразности.
Мальчиков, как правило, привлекает техника, многие знают о видах, моделях автомобилей не меньше воспитателей, но знания разрозненные, не систематизированные. Личная заинтересованность, обилие демонстрационного материала, ажиотаж вокруг новых моделей, дает хорошую возможность для развития познавательных интересов и способностей без насилия над волей детей.
Модель трех вопросов. Утренний круг. Мотивация выбора темы
Я загадала слово, попробуйте, угадайте его. Выслушать несколько версий, предложить наводящие вопросы: это слово обозначает то, что фырчит, шумит, дребезжит, грохочет, сигналит. Картинки, иллюстрации находятся в «Волшебных кармашках». Что новенькое появилось? Что это? Как все это можно назвать одним словом?
Планирование.
ЦЕНТР ИЗО | ЦЕНТР СЕНСОРИКИ И Д/И Деревянные вкладыши-машинки; лото-транспорт, сложить картинку-машинку из кубиков. Работа с карточками – парные картинки. | ЦЕНТР ПРИРОДЫ |
ЦЕНТР СПОРТ | Тема ТРАНСПОРТ | ЦЕНТР КУХНЯ |
ЦЕНТР ИГРЫ | ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ | ЦЕНТР КНИГИ |
Развивающие вопросы, которые можно задавать в разное время: Ты видел машины? Катался на машине? Куда ты ездил на машине? Что делал водитель? Что тебе понравилось? Куда ты смотрел? Где у машины кузов, кабина, фары, колеса? Какого цвета машина? Что у машины круглое?
Используя карточки обсудить, машины какого цвета лучше видно летом, зимой. Почему пожарные машины красного цвета?
Работа с карточками: Нужно перевезти людей, жирафа, арбузы, кирпичи. Покажи, на чем это можно сделать.
ИЗО: Дорисовывание. Нарисовать колеса грузовой Машине. Слепить машину из пластилина.
Книга: Большая книга «Про машины» - рассматривание.
Объявление для родителей:
Пап, все мальчишки в нашем детском саду интересуются машинами. Мы уже знаем, что машины бывают большие и маленькие, грузовые и легковые. Больше всего нам нравятся спортивные машины, вот только картинок про них у нас нет. Давай посмотрим старые журналы, принесем их в детский сад. Все мальчишки будут рады, а я - больше всех.
Твой сын.
Приложение 2
Тема «Здоровье»
Воспитание у детей осознанного отношения к себе, к своему здоровью - важная миссия взрослых. Как правило, в обычной практике мы обходимся указаниями вроде: «Нельзя есть снег, а то простудишься», «Не бросай песок, а то в глаза попадешь», «Надо мыть руки, иначе в животе червяки заведутся». Или отдельными разъяснениями по поводу того, что полезно, а что вредно, что может представлять опасность. Очень хотелось бы, чтобы дети вместе с нами, взрослыми, разобрались в этой теме. Возможно, они сочтут интересными, нужными совсем не те вопросы, которые предложили бы им мы. Для этого начните тему, как всегда, с модели трех вопросов.
Модель трех вопросов
Утренний круг. Мотивация выбора
С сочувствием рассказать о заболевшем ребенке из детского сада. Спросить у детей, смотрел ли кто-нибудь из них телевизионную программу «Здоровье с Еленой Малышевой». О чем эта программа? Для кого эта программа? Чему можно научиться, если будешь смотреть программу «Здоровье»?
Планирование
ЦЕНТР КГН | ЦЕНТР СЕНСОРИКИ И Д/И | ЦЕНТР ИЗО |
ЦЕНТР БОЛЬНИЦА | Тема ЗДОРОВЬЕ | ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ |
ЦЕНТР КНИГИ | ЦЕНТР СПОРТ | ЦЕНТР ТЕАТР Инсценировка сказки «Айболит». |
Развивающие вопросы, которые можно задавать в разное время:
Что значит «быть здоровым»? «Больной человек», это какой? Ты когда-нибудь болел? Что ты помнишь о своей болезни? Как ты думаешь, почему ты заболел? Что с тобой происходило во время болезни? Как к тебе относились взрослые? О чем ты думал, когда болел? Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы не болеть? Что бы ты посоветовал друзьям? Как ты можешь им помочь, чтобы они не заболели? Как ты можешь помочь бабушке, когда ей нездоровится? Если есть много сладкого, что произойдет? Как ты считаешь, что полезнее: есть морковку или шоколадки? Для чего люди чистят зубы? Для чего нужно мыло?
Объявление для родителей
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы начинаем новую тему.
Пожалуйста, помогите нам, расскажите нам о том, как быть здоровыми и не болеть.
Ваши дочки, сыночки, внуки и внучки.
Приложение 3
Тема «Животные»
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из детей имеют возможность счастливых контактов с домашними животными - кошками, собаками. Они становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Забавные или достаточно болезненные ситуации общения с домашними животными формируют большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любопытство, формируют навыки взаимодействия.
Модель трех вопросов. Утренний круг. Мотивация выбора темы.
Положить в «Волшебные кармашки», где проходит утренний круг, картинки, изображающие разных животных. Начать игру «Животные» - называть разных животных не предлагая никакой конкретной логики. Например, воспитатель может сказать: «Кошка», а в ответ услышать: «Мяукает», или «Собака», или «Рыжая». Не важно, в какой логике пойдет игра, ее могут установить сами дети. Прочитать стихотворение «Звери».
ЦЕНТР ИЗО | ЦЕНТР СЕНСОРИКИ И Д/И | ЦЕНТР КНИГИ | |
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ | Тема ЖИВОТНЫЕ | ЦЕНТР ИГРЫ | |
ЦЕНТР РЯЖЕНИЯ | ЦЕНТР КУХНЯ | ЦЕНТР СПОРТ |
Развивающие вопросы, которые можно задавать в разное время:
Кто, что это? Какие у кошки глазки? Для чего кошке глаза (хвост, лапки)? Что любит кошка (собака, корова, курица)? Кто любит сидеть на руках у людей? Кого нельзя положить с собой спать? Какого цвета бывает шерстка у кошки (собаки, козочки)? У кого бывает грива (рога, хвост метелкой)? У кого когти на лапах (копыта)? Кто живет в воде? Кто живет на деревьях? Учат ли звери и птицы своих детей? Что может рассердить льва? Что может понравиться льву?
Центр книги: Кого и где живет? (лиса, заяц, рыбка, лягушка, корова, волк, лошадь, собака). Порассуждайте с детьми: можно ли назвать домашними животными муху, мышь, козу.
ИЗО: Дорисуй хвостики животным.
Театр: Подготовка к драматизации. Изготовить кукол - «животных» на палочках.
Игра с карточками: Перед детьми на столе лежат карточки с изображением различных животных. Открывая по очереди, по одной карточке, дети называют признаки изображенного животного, остальные играющие должны догадаться, какое животное изображено.
Игра «Кто такой кролик?»: Мы с вами прибыли на остров, где живут люди, которые не понимают русского языка. Как им объяснить, кто такой кролик?
Объявление для родителей:
Дорогие мамы и папы, помогите, пожалуйста, нам вспомнить интересные истории, которые происходили у нас с животными. Мы бы хотели рассказать эти истории своим друзьям. А еще мы планируем сделать выставку о животных - игрушки, статуэтки, вышивки и т.п. предметы.
Ваши детки.
Приложение 4
Тема «Дом».
Дом - это то, с чем связаны первые впечатления, представления ребенка об окружающем мире, дом - его защита, его тепло, его радость. Дом - его родные и близкие, все, что связано с ними, что составляет мир самого ребенка. Кажущаяся простота и привычность окружения (дома, деревья), дает возможность показать ребенку, как много интересного, примечательного и полезного можно узнать, стоит лишь приглядеться к тому, что рядом.
У многих (если не у всех) детей есть опыт поездки в дом к бабушке. Для каждой конкретной ситуации, местности понятие «дом бабушки» будет своим, но, как правило, «дом бабушки» очень привлекателен для познания. Эта тема несет большой эмоциональный заряд, так как с понятием «дом бабушки» у детей связано множество разных впечатлений.
Планирование.
ЦЕНТР ИЗО Разрисовать дома; слепить домики, украсить их; сделать коллаж «Город»; рассмотреть альбом «Мой город»; | ЦЕНТР СЕНСОРИКИ И Д/И Найти на картинке высокие дома и низкие. Разложить на модели домика окна, двери, крышу. | ЦЕНТР ПРИРОДЫ Рассмотреть картинки выбрать в каких домиках живут разные животные и птицы. |
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ Сделать домик из Лего, кубиков. | Тема ДОМ | НА УЧАСТКЕ Строить из песка дома, замки, дороги, мосты, города, украшать их, играть в них. |
ЦЕНТР ИГРЫ Сюжетные игры «Мы -строители», «Кошкин дом». | ЦЕНТР КНИГИ Послушать сказку «Кошкин дом», «Три поросенка». Поговорить о домах. | ЦЕНТР СПОРТ Поиграть в подвижную игру, например, «Раз, два, три - к домику беги», «Кто скорее соберет башню»? |
Модель трех вопросов. Утренний круг. Мотивация выбора темы
Прочитать отрывок из книги «Почемучка» - «Разные дома» и завязать ситуативный разговор. Можно «оттолкнуться» от наблюдения строящегося дома: что строится, кто строит, какой дом будет, для чего нужны дома, чем похож новый дом на другие и чем отличается. Можно прикрепить в группе иллюстрации, изображающие разные дома. Где мы с вами сейчас находимся? (в комнате, группе). А комната, группа где? (в доме, здании, детском садике). А детский сад где? (на улице, в городе). Где живет бабушка? Куда мы хотим поехать отдыхать летом? Можно использовать игрушку (мышку) для продолжения разговора: Я знаю, что есть у любого дома - угол! У Наташи дома я живу в углу, там моя кроватка (норка). У дома есть угол? Сколько углов? Разве у дома есть только углы? Что еще?
Развивающие вопросы, которые можно задавать в разное время:
Детский сад можно назвать домом? Что есть у любого дома? Для чего нужны окна? Окно для того, чтобы вешать занавески? Для чего в домах пол? Стены? Что вверху белого цвета? А если бы потолок был синим? Чего больше: окон или дверей? Для чего нужны стены, крыша? Стена нужна для того, чтобы вешать ковер? С кем ты живешь дома? Как зовут твою бабушку, кошку? Где у мышки дом? Где живет собака, корова? А если бы окон не было совсем? Для чего нужны окна в домах? Объясните малышам, для чего нужны дома. Что мы делаем дома? Детский сад можно назвать домом? Сколько комнат в твоем доме? Где ты хранишь свои игрушки? В какой комнате чаще всего бывает твоя кошка? В какой комнате ты любишь находиться больше всего? Что больше: комната или дом? В домах только живут? Что еще может находиться в домах? Как ты думаешь, зачем рядом с домом сажают деревья, цветы? Как можно узнать, что доме есть магазин, аптека, библиотека? Что есть на домах? (вывески, реклама).
ИЗО: Разрисовать дома; Слепить домики, украсить их.
Коллективная работа «Волшебный город». Нарисовать дома домик и составить в саду Коллаж «Город».
Конструирование: Подготовить достаточное количество коробок из-под печенья, обуви и т.д., так чтобы у каждого ребенка была возможность выбора величины его будущего «дома». Ты выбрал коробку? Какой у тебя будет дом? Сколько будет стен, углов, окон, дверей, комнат? Какая будет крыша? Какие материалы тебе еще понадобятся? С чего ты начнешь работу? Воспитатель работает одновременно с детьми. Не «за» детей, а именно одновременно над своим домиком. Помогает детям по мере их обращения. Сделать для домиков ковры, кукольную мебель из коробков и коробок.
Сенсорика: Найти одинаковые домики (по цвету). Выбрать все желтые дома. Распутать путаницу «Как пройти к домику».
Опыты, эксперименты:
Постучать кулачком, ладошкой по стене, убедиться, какая она плотная, крепкая, твердая. Больно ладошке? Почему? «Постучать» кулачком по воздуху. Больно? Почему сквозь воздух ладошка проходит, а сквозь стену нет? Из чего могут быть сделаны стены? В сказке «Три поросенка» какие были домики у поросят?
Сделать вместе с детьми несколько разных «крыш» из плотной бумаги, но не из картона - уголком и плоскую. Понемногу сыпать на них песок - «снег», «дождик». Что заметили? Когда на плоскую крышу сыпали песок, он на ней накапливался и, в конце концов, крыша провалилась. С крыши «уголком» песок скатывался и сыпался вниз «под дом». Почему так происходит? Что произойдет, если на крыше накопится слишком много снега? Что нужно сделать, чтобы вода не лилась с крыши прямо под дом?
Постройка необычного дома:
Я сегодня покажу вам необычные дома. Кто их построил, вы догадаетесь сами. Кто построил этот дом? (гнездо, норку). Из чего они построены? При помощи чего? Как птицы и звери строят свои дома? Можно ли назвать гнездо, норку домом? Что есть у этого дома (гнезда)? Чего не хватает? Мышке нужны двери и окна? Почему? Все дома одинаково дороги жильцам. Они много трудились. Каждый бережет и охраняет свой дом. Мышка не может жить в гнезде, а человек в норке. Чужой труд, дом надо уважать и беречь.
Книги: Прочитать сказку «Кошкин дом».
Объявление для родителей:
Дорогие мамы и папы,
Помогите, пожалуйста, нам вспомнить о наших поездках на дачу, за город - на чем мы добирались, что видели, какие бывают дома. Не забудьте расспросить нас о том, что мы узнали.
Ваши детки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов».
Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.1.Что мы знаем про это?2. Что хотим уз...
Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов» (использование ТРИЗ технологии).
Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности....
План поддержки детской инициативы посредством социоигровой технологии, «Сказки-Шумелки».
План поддержки детской инициативыпосредством социоигровой технологии,«Сказки-Шумелки». Социоигровая технология – это разви...
План поддержки детской инициативы посредством технологии «Скрапбукинг»
Термин «Скрапбукинг» состоит из двух английских слов: scrap (вырезка) + book (книга), в дословном переводе — «книга из вырезок». Появился он в XIX веке, когда люди делали...
Доклад на тему Образовательная технология «Модель трех вопросов» в детском планировании- 2022г
Утренний круг по программе "Вдохновение"...
Вовлечение детей дошкольного возраста в проектную деятельность посредством образовательной деятельности «Модель трех вопросов»
Данная статья содержит опыт работы по применению технологии « Модель трех вопросов» в детском саду для вовлечения дошкольников в проектную деятельность....
образовательная технология "Модель трех вопросов"
консультация для педагогов, в которой рассказывается об образовательной технологии "Модель трех вопросов"...