Знакомство детей раннего возраста с сенсорными эталонами как средство развития познавательных способностей в условиях введения ФГОС в ДОО
методическая разработка на тему

Козлова Татьяна Егоровна

В сообщении из опыта описана работа педагога с детьми 2- 3 лет по развитию сенсорных способностей воспитанникови влияние их на всестороннее развитие малыша. Приложены игры на формирование сенсорных эталонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znak._detey_ran_vozr_soobshch.docx64.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «СВЕТЛЯЧОК»

Сообщение из опыта работы

«Знакомство детей раннего возраста с сенсорными эталонами как средство развития познавательных способностей в условиях введения ФГОС в ДОО»

C:\Users\alexandr\Desktop\IMAG1109.jpg

 Воспитатель  МБДОУ детский сад № 6

Козлова Татьяна Егоровна

Заполярный

     

 Развитие познавательных способностей дошкольников является одной из актуальных вопросов  дошкольного образования.

Ранний возраст – совершенно особый период – период созревания всех органов и систем. Многие учёные мира считают что половину пути умственного развития ребёнок проходит в первые 3 года. Это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных её функций, начального формирования  личности ребёнка.

  Ребёнок приходит в мир с большим потенциалом сенсорных способностей.     Задача взрослых выявить их и своевременно способствовать их дальнейшему развитию. 

         Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий («чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения»). И прежде всего, оно  направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий - формирование полноценного восприятия окружающей действительности и служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

     Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков дает возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т. д.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. 

Задачи сенсорного воспитания

-  Формирование у детей систем перцептивных действий;

-  Формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-  Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных   действий и системы эталонов в познавательной деятельности.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение, речь - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Значит сенсорная культура ребенкауровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой  для успешной познавательной деятельности.

Работая с детьми раннего возраста,  знакомила их с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве.

     Знакомство с цветом начинаю с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего. Только после того, как дети без труда научаться узнавать и различать эти цвета, и называть их, знакомлю с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами. В уголок по сенсорике постоянно  вношу дидактические игры: «Цветные пирамидки» «Подбери забор к домику»,  «Нарисуй ниточки для шариков», «Нарисуй пёрышки петушку».

Знакомство с формой начинается в этом возрасте с простых фигур: круга, прямоугольника и квадрата. Помогаю обвести контуры плоскостных фигур пальцем. Когда малыши усвоят эти формы, знакомлю с треугольником и овалом. Параллельно даю представление об объемных геометрических телах – шаре, кубе, кирпичике. В работе с детьми использую дидактические игры. «Матрёшки, «Бусы», «Большие и маленькие мячи»,  Пирамидки», «Закрой окошечко», «Составь коврик», «Найди половинку», «Найди такую же фигуру» и др. одновременно в организованной образовательной деятельности и во взаимодействии взрослого с детьми

Сенсорное воспитание осуществляла в процессе разных видов деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим. Знания о цвете величине и форме закреплялись, расширялись, во время  подвижных игр: «Разложи мячи в корзины», «Найди свой домик»,»Карусели», «Ой кружок, кружок, кружок» – игры с флажками.

Всю работу по совершенствованию органов чувств совмещала  с развитием речи детей,  с ознакомлением их с окружающим предметным миром на красочном наглядном, дидактическом материале.  Проводила её в игровой деятельности, что способствовало лучшему усвоению знаний и представлений.

Сенсорные функции детей малышей определяется предметной деятельностью. Внешние свойства предмета с одной стороны, дают возможность ребёнку узнать предмет, а с другой - должны быть учтены воспитателем при выполнении предметного действия.

Основой сенсорного развития детей является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов по средствам целостной системы сенсорного воспитания детей.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов.

 Знакомила детей с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.

При этом ставила задачу повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которые проявляется в различении признаков и свойств.

 Развивала у детей слуховую чувствительность - умение вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, и тактильную чувствительность - умение различать на ощупь качества предметов и правильно называть их: гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, теплый, мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый. Использовала в работе дидактические игры (см. приложение).

 Проводила работу по развитию обонятельных и вкусовых ощущений.

 В течении года дети усваивали пространственные представления «вперед - назад», «вверху - внизу», «далеко - близко», «слева - справа» и другие,  руководствуются ими в жизненных ситуациях.

 Включила в сенсорную работу ориентировку во времени, развитие речевого (фонематического) и музыкального слуха.

Фонематический слух помогал детям воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, овладевать нормами звукопроизношения.

Обучала детей приемам обследования по вопросам воспитателя. Ставила перед ними цель: надо рассмотреть, из каких частей состоит предмет;  а затем соорудить постройку по образцу.

        Затем он знакомила малышей с основными этапами обследования.

Процесс обследования состоит из следующих этапов:

-  восприятие целостного облика предмета;

-  вычленение отдельных его частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа);

- вычленение более мелких частей предмета и установление их расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предметов.

       Малыши, обследуя предметы, развивали свои ощущения  и восприятия, происходило успешное усвоение сенсорных эталонов  в условиях целенаправленной содержательной деятельности. 

  В сенсорной работе одной из ведущих деятельностей считаю продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование) она создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками.

             Обучение обследованию предметов я  проводила с учетом возрастных возможностей детей. По принципу: «от простого - к сложному». Давала малышам  предметы простые по форме (мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без излишних деталей;  впоследствии,  мы рассматривали и анализировали все окружающие их предметы, выделять большее количество качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала и др.).

Дети называют большое количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность детей, которая позволит им в будущем глубже вглядываться в предметы и явления, замечать в них существенные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении.

Проводила работу по формированию у детей представлений о сенсорных эталонах.

Сенсорные эталоны - это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.

Создавала условия, чтобы дошкольники могли применять полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Предлагала игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обогащения опыта детей использовала дидактические игры, связанные с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В играх дети учились группировать предметы по тому или иному качеству (собирали на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.).

Дети сравнивали предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяли существенные из них. В результате работы появилась возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепили в речи. Таким образом, подвела детей к овладению сенсорными эталонами.

        Сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.

В жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок и других качеств предметов.

Определённые знания по сенсорике дети 3-го года жизни получают и при проведении подвижных игр, во время которых одновременно решаются сразу несколько задач сенсорного развития.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание окружающего мира осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.  Предлагала рассмотреть красивые репродукции, послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев.

Чем больше органов чувств задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления.

На основе таких представлений ребёнок познаёт мир, возникают все продуктивные мыслительные процессы и  воображение, формируются эстетические чувства. То есть формируются предпосылки познавательных способностей.

Приложение

Цель данных игр: развитие сенсорных способностей детей (представлений о цвете, форме, величине).

Дидактические игры на различение цвета

Игра «Катание цветных шариков»

Цель: различать и называть основные цвета, развивать координацию движений рук.

Материал: воротца 4 цветов (красные, синие, желтые, зелёные) и шарики тех же цветов (по 3 шарика каждого цвета) .

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом, воспитатель за детским столом перед ними. Воспитатель приносит 4 цветных воротца, показывает детям, спрашивает, какого они цвета, и ставит в ряд перед детьми. Вызывая детей по очереди, предлагает взять из ящика шарик по своему выбору. Спрашивает: «Наташа, скажи, пожалуйста, какого цвета твой шарик? » - Красный! "- "Правильно, прокати его через красные ворота. Возьми зелёный шарик. Нет, это не зелёный шарик, это синий. Возьми зеленый. Прокати его через зелёные ворота. Теперь возьми синий шарик, правильно, прокати его через синие ворота. Таким образом, воспитатель вызывает ещё несколько человек.

Игра «Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета»

Цель: закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.

Материал: 8-10 двухцветных столиков с грибочками (используются резко различающиеся цветовые сочетания: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Ход игры: воспитатель демонстрирует столик, выкрашенный красным и синим цветом. Показывает и поясняет, что часть столика одного цвета, а другая часть другого цвета.Затем показывает грибки красного и синего цвета и объясняет, что часть столика и некоторые грибки одинакового цвета. Так, «посадив" красный грибок, воспитатель подчеркивает, что грибок «спрятался", его не видно. Далее размещает синий грибок на часть столика, окрашенного в синий цвет (этот грибок тоже "спрятался", его не видно.) Педагог приглашает по очереди к столу детей и предлагает каждому разместить два грибочка разного цвета на части столика такого же цвета. После объяснения и показа воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания.

Игра: Выкладывание из мозаики «Домики и флажки»

 (попарное размещение цветовых элементов)

Цель: обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал: коробки с мозаикой из шестиугольных элементов. В каждую коробку отобраны по 4 элементов жёлтой и по 4 элементов красной мозаики.

Ход игры: воспитатель, показывая детям, элемент жёлтой мозаики, говорит, что такого будут домики; показывая элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки. Затем произвольно размещает на панели домик, а флажок - над домиком. Приглашает кого-либо из детей подойти к своему столу, найти сначала домик и поместить его на панели, а затем флажок. Воспитатель предлагает другим детям проконтролировать, правильно ли найден тот или иной элемент мозаики.

Затем поочередно приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им это же задание. Таким образом, воспитатель выясняет, как каждый из детей понял задачу

Педагог раздает индивидуальный материал и следит за правильностью выполнения малышами задания. В ходе работы обращает внимание детей на правильный подбор элементов мозаики по цвету.

Индивидуальное руководство заключается в наводящих вопросах, обращённых к детям: "У тебя все домики с флажками? » Отдельные, самые младшие или неподготовленные дети нуждаются в обучении координации движений мелких мышц руки. В этом случае воспитатель берёт своей рукой руку ребёнка и помогает ему разместить элементы мозаики в отверстиях панели

Игра: «Воздушные шары»

Цель: способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов.

Материал: Полоска картона (30/12см, на которой нарисованы нитки основных цветов и 4 разноцветных картонных кружка - «воздушные шары"- их цвет соответствует окраске ниток.

Ход игры: воспитатель показывает детям картонную полоску, на которой нарисованы разноцветные нитки. Предлагает детям посмотреть на шарики: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит картонная полоска. Посмотрите на неё и скажите, что вы на ней видите. Правильно, разноцветные ниточки. Теперь посмотрите на шарики, они тоже разноцветные, как и ниточки. Для каждого шарика на полоске картона есть своя ниточка. К каждой ниточке нужно подобрать воздушный шарик такого же цвета и» привязать шарик к ниточке»: к красной нитке "привязать" красный шарик, к жёлтой - желтый, к синей - синий и так подобрать и привязать все шарики. Посмотрите, как я это сделаю. Воспитатель прикладывает к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняет детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно» привязывать "к ниткам. Затем показывает неправильно подобранные по цвету шары - к зелёной нитке прикладывает, например жёлтый шар и т. д. Объясняет детям, что привязывать эти воздушные шарики нельзя, так как они неправильно подобраны по цвету.

Затем это задание дети выполняют самостоятельно. Если дети затрудняются правильно его выполнить, воспитатель вначале сам подбирает и "привязывает" по два шарика на их полоске, а остальные шарики предлагает найти и "привязать" самостоятельно.

Дидактические игры на различение величины предметов

Игра: «Нанизывание больших и маленьких бус»

Цель: учить детей чередовать предметы по величине.

Материал: для каждого ребёнка по восемь деревянных бусин двух величин одинакового цвета и формы (диаметр большой бусины 2см, маленькой 1см, тонкие шнуры или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами.

Ход игры: воспитатель показывает детям красивую куклу и поясняет, что она пришла к ним в гости и что- то принесла в корзиночке. Кукла здоровается с детьми, воспитатель предлагает детям тоже здороваться с куклой. Куклу сажает на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает детям, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Кукла просит сделать для нее красивые бусы. Взрослый берёт вначале большую, затем маленькую бусинку и нанизывает их на нитку одну за другой. Переходя от одного ребёнка к другому, воспитатель обучает каждого малыша нанизыванию бус. Затем воспитатель говорит детям, что кукла принесла ещё много бус и раздает каждому из детей материал для самостоятельного выполнения задания. Педагог внимательно следит за деятельностью воспитанников. Одним детям помогает продевать нитку в отверстие бусинок, другим напоминает о чередовании бусинок: сначала большая, затем маленькая, вот так.

Игра "Большая и маленькая куклы"

Цель: различать и называть предметы по величине.

Материал: куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом, воспитатель - напротив, за детским столом. Воспитатель ставит на стол справа кукольный стол и стул больших размеров и сажает большую куклу, а слева - маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а это - маленькая. Большая кукла сидит на большом стуле около большого стола. Большую куклу зовут Маша, а маленькую куколку Катя. «Зачем они сели за стол, Саша? Наверное, им пора позавтракать.

Спросите у Маши и Кати, мыли они руки? Они говорят, что они ручки помыли. Завяжем им салфетки и будем их кормить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки - большую и маленькую.) Из какой тарелки мы будем кормить Машу? А Катю? Правильно, Маша большая, ее мы будем кормить из большой тарелки, поставь перед ней большую тарелку, а Катя маленькая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Затем воспитатель раздаёт детям ложки (большие и маленькие) и просит дать большой кукле большую ложку, а маленькой кукле маленькую ложку.

Игра» Соберём башенку"

Цель: учить детей собирать башню, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.

Материал: башенка - образец и башенки на каждого ребёнка (башенка состоит из 5 колец) .

Ход игры: воспитатель раздаёт детям башенки и говорит: «Давайте вместе рассмотрим башенку: «На стержне много колец, снимем их. Вот самое маленькое колечко, это побольше, это ещё больше, еще больше и самое большое кольцо». Затем воспитатель собирает башенку: «Сначала на стержень надо надеть самое большое кольцо, затем поменьше, еще меньше. " После этого дети сами разбирают и собирают свои башенки. Дети постепенно находят следующее по величине колечко. Воспитатель следит, как дети собирают башенку, напоминает, что надо выбирать всё время самое большое колечко из оставшихся, и нанизывать на стержень. В случае затруднений или ошибок детям предлагается прикладывать выбранное колечко к образцу, чтобы сопоставить кольца башенки по величине.

Игра: «Сбор фруктов»

Цель: развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины

     Материал: яблоки - образцы (вырезанные из картона трёх величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины)

Ход игры: воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние - в среднюю корзинку, а большие - в большую корзинку. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку - образцу и предлагает им «сорвать" по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки "сорваны" правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети проявляет интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается.

Дидактические игры на различение формы предметов

Игра: «Потрогайте и угадайте, что я вам дала»

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

         Материал: используются мелкие предметы, знакомые детям (количество предметов соответствует количеству детей - шарик, кубик, кирпичик, катушка, карандаш и другие) .

         Ход игры: 5-6 детей сидят полукругом на стульях, воспитатель предлагает детям положить руки за спину, показывает мешочек с мелкими игрушками и говорить: «Сейчас я каждому из мешочка что-то положу в руку. Вы не смотрите, а потрогайте и узнайте, что это я вам положила. Обращается по очереди к детям: «Наташа, что у тебя в руках? Не смотри, а скажи". Наташа называет. «Теперь покажи. Правильно, у тебя шарик, положи его в мешочек". Так по очереди опрашивает каждого ребенка.

Игра «Что лежит в мешочке»

Цель игры: закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

         Материал: набор геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, мешочек с предметами разной формы: ягоды фрукты, овощи (круглой и овальной формы, пуговицы квадратной и треугольной формы, деревянные шарики, яички, баночки, мячики, жёлуди, шишки; маленькие флажки (четырёхугольной и треугольной формы.)

Ход игры: на краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом, мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это - яйцо, оно овальной формы". Кладёт яйцо рядом с геометрической фигурой - овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определённой фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество предметов.

Игра. «Нанизывание бус разной формы"

      Цель: учить детей чередовать предметы по форме

     Материал: по шесть деревянных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребёнка; диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см, толстые нитки для нанизывания.

      Ход игры: пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных приветствий, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения: бусы. Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме: круглые и квадратные. Подготовив пару бусин для нанизывания, педагог определяет порядок нанизывания бусин: вначале круглую, затем квадратную. Далее приглашает к своему столу кого- либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки (круглую и квадратную) и нанизывать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты бусины поочередно: круглая, квадратная, круглая. Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каждому ребенку, предлагает отобрать пару бусин разной формы и в определённом порядке нанизывать их: круглая бусина, квадратная. Педагог предлагает детям потрогать рукой каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Круглая, квадратная, круглая».

После индивидуального обучения и выяснения возможностей каждого из малышей воспитатель вместе с куклой раздаёт детям материал для самостоятельного выполнения задания.

Во время самостоятельной работы педагог периодически даёт словесные указания одним, оказывает непосредственную помощь другим детям в подборе бусинок и выполнении действий. Воспитатель, разложив нитку с бусами, вместе с каждым малышом проверяют ход его действий: «Круглая бусинка, квадратная, снова круглая и снова квадратная". Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание правильно.

В конце игры педагог собирает у всех детей бусы и вместе с малышами показывает кукле, как много красивых бус сделано ребятами. Дети надевают украшения на кукол. Куклы благодарят детей.

Игра: «Геометрическое лото.

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

 Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, по 5 карточек с изображением предметов разной формы.

Ход игры: воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.

Игра «Укрась бабочку»

Цели:

 Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг,          о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

 Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек  и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

Игра «Почини одежду зайчатам»

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материал:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались.  (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа. Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

Игра « Спрячь мышку».

Цели:

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат( 8-8 ), на которых нарисована мышка ( мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы        ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее.  Дети по очереди гладят мышку.  

- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

 Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её  исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».  

 «Пойду,  поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку.  Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» ( сидящим рядом даю листочки разных цветов)  и по шесть квадратов всех цветов.     « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

 Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята  ошиблись ( указываю, какие именно ошибки были допущены ). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игры с бельевыми прищепками

Цели:

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

 Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).                            Ой!  Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую  принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку.  Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Игра «Полянка»

Цели:

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

«Игра-шнуровка»

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

Дидактические игры по методике М.Монтессори

«Светофор» «Мишка.

                                                 

Цель:

Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.  

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.  

Игра «Подбери чашки к блюдцам»

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материал:

 Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца        ( показывает)

Какие? ( Ответы детей ).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей ). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней?   ( Ответы детей ).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол  картонные плоские чашки.  Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

 Одобряет действия  ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Игра «Бусы»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной  координации; различение предметов по форме, цвету и материалу;  развитие усидчивости

Материал: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус.  После этого ребёнок приступает к созданию бус. 

Игра «Разложи фигуры по местам!»

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материал: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход:

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними:             «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

Игра «Найди окошко для фигурки»

Цель: Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход:Игра проводится с  участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Перечень игр:

1.Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета

 2.Выкладывание из мозаики

 3.Домики и флажки  

 4.Воздушные шары

 5.Нанизывание больших и маленьких бус

 6.Большая и маленькая куклы

 7.Соберём башенку

  8.Сбор фруктов  

  9.Потрогайте и угадайте, что я вам дала

  10.Что лежит в мешочке  

  11.Нанизывание бус разной формы

  12.Геометрическое лото  

  13.Укрась бабочку

  14.Почини одежду зайчатам

  15.Спрячь мышку

  16.Игры с бельевыми прищепками.

  17.Полянка

  18.Игра-шнуровка

  19.Мишка

  20.Светофор

  21.Подбери чашки к блюдцам.

  22.Бусы

  23.Разложи фигуры по местам

  24.Найди окошко для фигурки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система работыпо приобщению детей раннего возраста к истокам отечественной народной культуры через использование фольклора в условиях реализации ФГОС ДО

Приобщение детей к истокам отечественной народной культуры, через использования фольклора. Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить к народной поэзиии. Песенк...

Знакомство детей раннего возраста с сенсорными эталонами.

В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомлю с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также провожу работу по обучению ...

"Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Выступление на окружном мастер-классе "Музейная педагогика на новом уровне (ИКТ-технологии)"...

Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...