Развитие творческих способностей детей в студии "Дошколенок"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Волкова Анна Владимировна

конспект одного занятия в кружке "Дошколенок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент конспекта  организованной образовательной  деятельности  в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологий.

Тема ООД: «Путешествие  по сказкам».

Образовательная область:  Социально-коммуникативное.

Интеграция областей: Художественно-эстетическое  развитие, познавательное, речевое развитие.

Виды детской деятельности : игровая ,коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная.

Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий.

Задачи:

обучающие:

  • Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову;
  • закрепить согласование частей речи в словосочетании;
  • закреплять умение составлять цепочку-рассказ;
  • придумывать слова-рифмы;
  • продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели.

развивающие:

  • развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение;
  • развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные

воспитательные :

  • воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

Форма организации:  подгрупповая.

Материалы и оборудование: Голубые ленты, макеты деревьев, палочка, ложка, сундучок с шариком и предметными картинками (роза, велосипед, мороженое), игрушка-лягушка, фланелеграф, модель для составления загадки,  макет сказочной поляны.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини рассказ»

 

Ход ООД.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I.Вводная часть

Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Здравствуйте.

 - Добрый день!- тебе сказали

- Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете , что такое сказка?

Сказка- это волшебный мир. Сказка – это чудо

Сказка – это занимательный рассказ, приключения

Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?

да

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может всё случиться

Наша сказка впереди

Сказке в дверь мы постучимся

Сказка в гости ты нас жди.

Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну. Путешествовать в страну сказок, я возьму с собой того, кто назовёт мне сказку ,в названии которого есть число.

Три медведя;

Волк и семеро козлят ; Белоснежка и семь гномов ; Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях ;

Три поросёнка ;

Два жадных медвежонка;

Двенадцать месяцев и.др.

Звучит песня «Облака белогривые лошадки»

Делают облака из лент, держат ленты в середине,  берутся за края лент «карусель», идут по кругу.

II.Основная часть

Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете в волшебном лесу какие звери живут?

медведь, заяц, лиса, волк

Загадаю вам загадку:

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.

лиса

- Какой в сказках бывает лиса?

Хитрая, льстивая, зубастая, рыжая,и др.

Назовите сказки , в которых лиса является главным героем?

- Лисичка- сестричка и серый волк; Колобок ;Как лиса шила волку шубу; Кот и лиса;  кот, петух и лиса; Лиса и дрозд; лиса и журавль; Заюшкина избушка и.др.

Мы с вами знаем, что сказочные герои в том числе и лиса, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное.

Давайте поиграем в игру которая называется наоборот. Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.

Д/и « Противоположности»

Добрый –

Трудолюбивый –

Вежливый –

Грустный –

Радостный –  

Сытый –

Трусливый –

Вредный –

Щедрый –

Злой

Ленивый

Грубый

Веселый

Печальный

Голодный

Храбрый

Полезный

скупой

Молодцы ребята, много слов разных знаете - Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами?

Из какой оно сказки?

Гуси – лебеди

Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку- рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте.

- В саду стояла яблонька, на которой  

-Висели вкусные и спелые яблочки - яблочки были спелые и поэтому сами;

- Сами падали на землю

- так, как яблочки падали, бабушка;

Бабушка их собирала - собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка

 Варила вкусное варенье - варенье было вкусное, поэтому Внуки ели его прямо ложками.

-Молодцы ребята хороший рассказ составили. А, что там ещё под яблонькой стоит?

Под яблонькой чудесный сундучок

 Всем ребятам он дружок

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там? (сундучок открывается из него вылетает шарик с комариками)

сундучок

-Из какой сказки этот шарик?

сказка «Тараканище»

-А кто написал эту сказку

Корней Иванович Чуковский

Что-то ещё лежит в нашем сундучке. А тут предметные картинки.

Давайте рассмотрим их. (роза, велосипед, мороженое)

-В какой сказке встречается роза?

Снежная Королева

-В какой сказке встречается велосипед?

Тараканище

-В какой сказке встречается

Я вам предлагаю игру, которая называется «Хорошо-плохо».

 В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.

-В розе хорошо то, что она красивая, а плохо то, что у неё шипы и можно уколоть руку

-Морожено вкусное, а плохо то, что можно заболеть

-В велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то , что можно упасть

 Молодцы, ребята. Подождите, не спешите, наклонитесь, что – то там в траве блестит. Кто это ребята?

царевна-лягушка

Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её.

лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка

-Молодцы ребята. Наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели.

Что делает?

Кто или что делает так же?

Прыгает

мяч

Ныряет

утка

Плавает

лодочка

Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит ей понравилась наша загадка.

Что прыгает так же, как лягушка — мяч. Кто ныряет так же, как лягушка — утка. Что плавает так же, как лягушка - лодочка.

Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка?

III. Заключительная часть.

Но у лягушки еще одна проблема, она хотела на память о вашей встрече подарить вам рисунки, но у нее они не получились, а вышли только кляксы. Ребята, давайте поможем ей, превратим кляксы в рисунки.

дорисовывают кляксы

Какие хорошие получились у вас рисунки, лягушке они очень понравились, лягушка оставляет нам на память о нашей встрече

Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось?

Ответы детей

Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Прощаются со всеми.

 

Используемая литература

1) С.И. Гии. «Занятия по ТРИЗ в д/саду»

2) Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1993г. -32с.

 3) Русские сказки, сборник в обработке О.А. Богдановой, Ленинград, 1991г. 4) Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Изд.2,-Ульяновск,1991г.-92г.

5) Сидорчук Т.А. «воображаем, размышляем, творим»

6) Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/под ред. Б.Б. Финкенштейн-сп6.:Детство- ПРЕСС,2003г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...

Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...