Проект
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Земля - наш общий дом»
в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду
«Теремок» п.Зеленолугский
2016 г.
ПРОЕКТ «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
1.1.Проект «Земля – наш общий дом» проводится в целях повышения уровня развития экологических знаний, формирования активной гражданской позиции, развития интересов в деле сохранения и приумножения природного наследия, согласно годового плана работы на 2016-2017 учебный год.
1.2.В реализации проекта «Земля – наш общий дом» приняли участие педагоги, воспитанники, родители Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Теремок» п. Зеленолугский.
1.3.Решение о проведении Проекта «Земля – наш общий дом» принято на заседании педагогического совета ДОУ (протокол от 25.08.2016 №1).
АКТУАЛЬНОСТЬ
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для развития детей. Продуманная организация образовательной деятельности, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезону и среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Видный биолог, член-корреспондент Российской академии наук, руководитель Высшего экологического совета при президенте А.Яблоков уже 10 лет назад обсуждал в статье «Между нами, землянами…» проблему экологических знаний, их истинное значение на данном этапе научно-технического прогресса, подчеркивал, что необходим «новый уровень экологического сознания людей. На всем пути воспитания и обучения человека – от детского сада до вузов – экологические знания должны иметь высший приоритет. Только так можно воспитать человека, способного обращаться с природой так, чтобы не превратить ее в загнанную лошадь. Осознание серьезных экологических опасностей должно нам помочь верно, мыслить и верно действовать».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Осуществление общественно-значимой деятельности направленной на использование базовых знаний субъектов педагогического процесса по экологическому образованию в практическом природоохранительном проектировании, способствующем развитию интереса в деле сохранения и приумножения природных богатств; духовно-нравственному становлению личности, формированию чувства сопричастности ко всему живому.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
· Развитие познавательного интереса к миру природы.
· Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
· Развитие умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
· Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
· Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
· Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
В реализации проекта «Земля – наш общий дом» приняли участие воспитанники 2 младшей, средней, старшей, подготовительной (логопедической) групп, родители, педагоги Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Теремок» п. Зеленолугский.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ.
Проект «Земля – наш общий дом» был реализован с 10.10.2016 г. по 21.10.2016 г.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1. Концептуальный (с 10.10 по 11.10. 2016г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
2. Формирующий (с 11.10.2016 г. по 20.10.2016 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта.
3. Рефлексионный (21.10. 2016 г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в отчетах педагогов, обсуждение деятельности в детском коллективе.
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
№ п/п | Содержание, формы и виды деятельности | |
Концептуальный этап | ||
1 | Обсуждение плана-положения проекта «Земля – наш общий дом!», внесение корректив | |
2 | Определение роли участников реализации проекта на каждом его этапе | |
3 | Утверждение плана положения-проекта администрацией образовательного учреждения | |
4 | Экологизация развивающей среды ДОУ | |
Формирующий этап | ||
1 | Мини-проект «Земля - наш общий дом» 2 младшая группа воспитатель Королева О.И. | |
2 | Мини-проект «Деревья наши друзья» средняя группа воспитатель Фатеева И.А. | |
3 | Мини-проект «О чем молчат деревья» старшая группа воспитатель Жужель Е.И. | |
4 | Мини-проект «Земля - наш общий дом» средняя (старшая) группы воспитатель Шевчук Н.В. | |
5 | Мини-проект «Земля - наш общий дом» подготовительная (логопедическая) группа воспитатель Хомец М.П., Лобова Т.Ф. | |
6 | Мини-проект « Живи Земля – планета добра и красоты» педагог-психолог Борзистая О.А. | |
Рефлексионный этап | ||
1 | Интеллектуальная игра «Знатоки природы» | |
2 | Творческая гостиная «Земля наш общий дом» |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (специально-организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).
· Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.
· Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.
Аналитическая справка по итогам фронтального, экологического проекта «Земля – наш общий дом».
С целью осуществления общественно-значимой деятельности направленной на использование базовых знаний субъектов педагогического процесса по экологическому образованию в практическом природоохранительном проектировании, способствующем развитию интереса в деле сохранения и приумножения природных богатств; духовно-нравственному становлению личности, формированию чувства сопричастности ко всему живому в МБДОУ прошел проект «Земля – наш общий дом».
Для погружения в проект, старшим воспитателем была проведена консультация «Организация и проведение проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении», на которой рассмотрели особенности работы с детьми на всех этапах экологического проекта. Отметили, что работа должна строиться на основе интегрированного и деятельного подходов.
В рамках реализации проекта «Земля – наш общий дом» в МБДОУ прошли мини-проекты: «Земля - наш общий дом» для ребят 2 младшей группы воспитателя Королева О.И.; «Деревья наши друзья» для детей средней группы воспитателя Фатеева И.А.; «О чем молчат деревья» для детей старшей группы воспитателя Жужель Е.И.; «Земля - наш общий дом» воспитателя Шевчук Н.В.; « Живи Земля – планета добра и красоты» педагога-психолога Борзистой О.А.; «Земля - наш общий дом» педагогов подготовительной (логопедической) группы Хомец М.П., Лобовой Т.Ф.
Планируя образовательную деятельность, воспитатели учитывали что, выполняя задания, детям необходимо наблюдать, экспериментировать, играть, рисовать, лепить, слушать музыку, сочинять сказки и рассказы. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов являлась гибкой, т. е. педагоги в группах ненавязчиво направляли работу детей.
С воспитанниками ДОУ была проведена следующая ОД:
Экспериментально – исследовательская деятельность
- «Что легче, что тяжелее» - старшая группа Жужель Е.И.
- «Деревянный брусочек» - средняя группа Фатеева И.А.
Познавательно-исследовательская деятельность
- «Красная книга» - подготовительная (логопедическая) группа Хомец М.П.
Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, педагоги придумали, а также подобрали из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная развивающая игровая деятельность:
- «Кого не стало?», «Выбери животного», «Дикие и домашние животные» - 2 младшая группа Королева О.И.
- «С какого дерева листок?», «Что сначала, что потом», «Что лишнее», «Опиши, я отгадаю» - средняя группа Фатеева И.А.
- «Слово на ладошке», «Найди дерево по листочку», «Собери цветок» - старшая группа Жужель Е.И.
- «Экологическое лото», «Живые цепочки», «Кода это бывает?» - подготовительная (логопедическая) группа Хомец М.П., Лобова Т.Ф.
С детьми проводились ситуативные беседы по экологическому воспитанию:
- «Животные и птицы – это наши друзья», «Что растет на земле», «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей» - 2 младшая группа Королева О.И.
- «Как деревья помогают человеку», «Как сберечь деревья», «Как вести себя рядом с животными», «Опасность в природе», «Что нам осень принесла» - средняя группа Фатеева И.А., Шевчук Н.В.
- «Как человек использует деревья», «Что мы знает об осени», «Когда это бывает?» - старшая группа Жужель Е.И.
- «Земля – наш общий дом», «Как правильно вести себя в природе» - подготовительная (логопедическая) группа Хомец М.П., Лобова Т.Ф.
Игры и игровые элементы позволяли развить у ребенка самые разнообразные положительные качества и облегчили восприятие излагаемых проблем и знаний. В свободной деятельности воспитатели играли с детьми в подвижные игры природоведческого содержания такие как: «Гуси – лебеди», «Наседка и цыплята», «Хитрая лиса», в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляли знания, а полученная в ходе игры радость способствовала интересу к природе.
Большое значение для воспитания у детей любви к родной природе, развитию речи, имеет ежедневное общение с книгами о природе. С детьми прочитаны произведения:
- «Кошка Маруся» С. Чарушин, «Птицы» К. Ушинского, «Листопад», «Осинкам холодно» М. Пришвина, «Осень наступила» А. Плещева – 2 младшая группа Королева О.И.
- «Ребята и утята», «Журка» М. Пришвина, «Лисята» Е.Чарушин – средняя группа Шевчук Н.В.
- «Воробей» Е.Чарушин, «Овощи» Ю. Тувим, «Весенняя гостья» И.Белоусов, «Заяц и еж» братья Гримм– старшая группа Жужель Е.И.
- «Весенние воды» Ф.Ф. Тютчев, «Буря» С.Есенин, «Ветер, ветер, ты могуч» А.С. Пушкин, «Разноцветная планета» В.Орлов, «О природе» В. Бианки «История Маленького Лягушонка», «Разве озеро - свалка?» – подготовительная (логопедическая) группа Хомец М.П., Лобова Т.Ф.
На прогулке воспитатели проводили наблюдения за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями. Именно на прогулке дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, воды.
Необходимым условием для успешной реализации проекта является тесная взаимосвязь всех участников образовательного процесса. Поэтому педагоги работали над разъяснением и вовлечением в проектную деятельность не только детей, но и их родителей. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовали традиционные формы (консультации, беседы, размещали стендовую информацию).
Особое внимание уделяли совместной деятельности детей и родителей. Проведены выставки поделок из природного материала, родители привлекались к участию в оформлении уголка природы, (сбор природного материала), изготовлению «Красной книги». Зачастую такой вид деятельности для родителей нов и непонятен, поэтому работали они под руководством педагогов детского сада.
Анкетный опрос родителей показал, что 100% респондентов знают, что такое экология и чем она занимается. 100% опрошенных ощущают по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию и поддерживают проводимую работу.
Итогом проектной деятельности стала интеллектуальная игра «Знатоки природы». В игре принимали участие 3 команды: старшей, подготовительной (логопедической) групп и команда педагогов ДОУ.
Дети и педагоги справлялись со сложными вопросами на экологическую тематику. За каждое выполненное задание детям вручали фишки. В конце игры каждая команда получила карточки на экологическую тему.
Активное участие педагоги (Королева О.И., Головятенко Т.Н., Жужель Е.И., Шевчук Н.В., Фатеева И.А., Хомец М.П., Бурмисова Н.Н.) приняли в творческой гостиной, на которой в интересной форме рассказали о мероприятиях проектной деятельности. Воспитатели Жужель Е.И. и Фатеева И.А. показали презентации отчеты о проделанной работе по мини - проектам.
Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы. В процессе общения с природой, рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство детской личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найди с помощью наблюдений, логического мышления, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.
Рекомендации:
- воспитателям Королевой О.И., Лобовой Т.Ф. активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;
- воспитателям групп привлекать к работе по мини-проектам специалистов ДОУ.
Старший воспитатель: Борзистая О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...