Влияние сюжетно - ролевой игры на воспитание у старших дошкольников этики межнационального общения
материал (старшая группа) на тему
В статье рассматривается проблема влияния сюжетно - ролевой игры на воспитание у старших дошкольников этики межнационального общения, а также такие педагогические термины как: сюжетно - ролевая игра, этика межнационального общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние сюжетно - ролевой игры на воспитание у старших дошкольников этики межнационального общения
Старший дошкольный возраст – один из значимых и важных отрезков жизни ребенка. Это связано с тем, что ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Из этого противоречия рождается и развивается сюжетно - ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Анализируя различные источники литературы, мы выделили одни из основных по содержанию определений понятия «сюжетно – ролевая игра».
Сюжетно-ролевая игра - это игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. д. [4, стр. 89].
Сюжетно – ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения [5, стр. 98].
Известный психолог, С. Л. Рубинштейн отметил, что сюжетно - ролевая игра это наиболее спонтанное проявление ребенка, которое строиться на взаимодействии его со взрослыми и сверстниками.
Характерной чертой сюжетно – ролевой игры является увлеченность детей, эмоциональность, насыщенность, самостоятельность, активность и творчество.
Таким образом, можно отметить, что сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность старшего дошкольного возраста. Игра - это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка.
Рассмотрим особенности развития сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее значимой особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что здесь углубляется интерес к труду взрослых, их результатам, а также возникновение чувства восхищения поступками людей, желание подражать им.
Сюжетно – ролевые игры детей старшего дошкольного возраста характерны игры с героическим сюжетом [6, стр. 54].
Отметим, что детям старшего дошкольного возраста свойственно играть свою роль с большей выдумкой, изобразительностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения, например, создать необходимую игрушку из конструктора (металлического, пластмассового). В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.
Необходимо также отметить, что продолжительность сюжетно – ролевых игр увеличивается. В длительной игре ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалοʙ.
Длительная сюжетно-ролевая игра влияет на развитие мышления ребенка. Действия ребенка с предметами носят преобразующий характер. В игре он исследует все: узнает свойства и качества предметов, способы действия с ними [6, стр. 67].
Таким образом, мы видим, что сюжетно-ролевые игры могут применяться в качестве ведущего педагогического средства и способствовать эффективности процесса воспитания и развития старших дошкольников.
Каково же влияние сюжетно – ролевой игры на воспитание этики межкультурного общения среди детей?
По ходу становления сюжетно–ролевой игры у детей 5-6 лет развивается мотивация общения. В процессе усложнения игры увеличивается состав ее участников, значительно возрастает и продолжительность существοʙания игровых объединений.
Двойственность игрового взаимодействия между дошкольниками, вытекающая и из сочетания взятой на себя роли, и из особенностей личности ребенка, особенно ярко проявляется в характере взаимоотношений, возникающих между играющими детьми.
А. П. Усова отмечала, что такая группа может быть объединена сначала интересом к содержанию игры, а затем и интересам детей друг к другу. Может быть, и другой мотив объединения: дети, которые взаимно симпатизируют друг другу, объединяются для игры по сюжету, который устраивает большинство детей. Так же возможны случаи, когда ребенок как бы жертвует своими игровыми интересами ради возможности общения с определенными импонирующими ему или влиятельными товарищами по группе. Такие игрοʙые группы, отмечает А.П. Усοʙа, возникающие на оснοʙе личного интереса, может быть, самое интересное явление в детской жизни [11, стр. 54].
В общении детей старшего дошкольного возраста, постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями [42, стр.151].
Таким образом, в сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.
Рассматривая процесс воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевых игр, нам необходимо отметить, что педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как ведущего средства воспитания этики межнационального общения старших дошкольников заключается в особенностях целеполагания, содержания и организации сюжетно-ролевых игр:
-содержание игр в большей степени касается поло-ролевых, этнических отношений, принятых в обществе;
-в процессе сюжетно-ролевой игры происходит обогащение жизненного опыта детей и развитие навыков культуры общения, знания традиций, обычай различных народов;
-сюжетно-ролевые игры формируют у детей такие качества как, общительность, чуткость, толерантность, доброта, взаимопомощь необходимые для жизни в многонациональной стране.
-в игре могут возникнуть конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом взаимодействии переводятся в образовательную задачу, способствующую приобретению навыков разрешения проблемы;
-успешность игровой деятельности зависит от личностных качеств каждого ребенка, в особенности от степени развития коммуникативных умений.
Эффективность воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры обеспечивается:
-целевым конструированием национально - ориентированного содержания сюжетно - ролевых игр, которое способствует развитию межнациональных и духовных связях разных народов, соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
-педагогическим обеспечением межнационального общения дошкольников, стимулирующим мотивацию к позитивному взаимодействию с окружающими;
-созданием среды, способствующей активизации полученного опыта старших дошкольников.
Воспитание у детей культуры межнационального общения - это интегрированный процесс введения детей в мир отношений людей - представителей разных культур и формирования у дошкольников положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, развития национального самосознания, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание на этой основе доброжелательных отношений к людям разных национальностей и способностей к конструктивному диалогу и сотрудничеству [4, стр.58].
Для более успешного воспитания этики межнационального общения в процессе сюжетно – ролевой игре, необходимо сориентировать детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с ролями и сюжетами игры.
Таким образом, развитие коллективных способов межнационального общения благоприятно влияет на эмоциональный климат в коллективе. Формируются приемлемые формы поведения усвоения моральных норм, коллективное взаимодействие, навыки самоорганизации, инициативы, творчества, совершенствуется национальная компетентность, проявляется новое психологической образование – мышление, значительно меняется социальная ситуация развития ребенка, формируется позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, знания о различных национальностях, культуры их быта, традиций и т. д.
Особой задачей перед педагогом является не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, сформировать у детей доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, приобщение к культурным ценностям разных народов [7,стр.70].
Педагог, в процессе своей деятельности, должен соблюдать основные принципы при воспитании этики межнационального общения [1, стр.65].
1. Принцип "этнической индифферентности", то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.
2. Такт в общении с людьми другой национальности.
3. Уважительное отношение к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть призвано естественным и единственно нормальным.
4. Вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу.
5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек.
6. Один из важнейших аспектов этики межнационального общения – языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек - это важнейший элемент культуры межнационального общения.
Необходимо отметить, что закрепление и уточнение представлений детей дошкольного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды должно происходить в их собственной деятельности: игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной, а также в процессе общей социализации, когда ребенок приобретает все новые знания о межэтническом сходстве и различиях [3, стр. 58].
Необходимо отметить, что при воспитании этики межнационального общения у старших дошкольников, педагог должен включать и другие средства воспитания:
- традиции;
- общение;
- художественная литература;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- подвижные игры, с использование национальных атрибутов;
- произведения искусства и другие [12, стр. 64].
В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. Выготский Л.С, указывал, что в дошкольном возрасте происходит "интеллектуализация", т. е. переход от неосознанных элементарных эмоций, к осознанным и обобщенным [36, стр. 91].
Нельзя не согласиться с утверждениями Д.Б. Эльконина, он считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой "реальных социальных отношений" [8, стр. 230].
По данным исследования Н.В. Мельниковой, высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок, решении речевых логических задач) используются ситуации, где действующими лицами являются сами дети [9,стр. 16].
В целях ознакомления детей с культурой разных народов, населяющих нашу страну, педагоги дошкольных учреждений в процессе организации сюжетно – ролевой игры в основном используют иллюстрации, чтение рассказов, просмотр диафильмов, пляски в национальных костюмах, но этого не достаточно, не хватает соответствующей игрушке, в первую очередь национальной куклы. Таковым является утверждение М.И. Богомоловой, которая считает, что воспитанию этики межнационального общения способствует национальная кукла [3, стр. 80].
Изготавливая национальную куклу, педагог должен учитывать следующие требования.
1. Облик должен представлять черты, свойственные представителям определенной национальности.
2. Выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию. Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Национальная кукла становится средством национального, а значит и воспитания этики межнационального общения лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера [3, стр. 83].
3. Очень важно, чтобы каждая национальная кукла, отличалась какими – либо особенными чертами.
В дошкольном образовательном учреждении должен быть продуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать их следующим образом:
1. Куклы, передающие характерные черты национальности.
2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев.
3. Куклы, которые своими костюмами и элементами атрибутов напоминают о труде, характере той или иной национальности [3, стр. 91].
Рассматривая перечень сюжетно – ролевых игр, влияющих на воспитание у детей старшего дошкольного возраста этики межнационального общения, мы можем предложить следующую картотеку: «Магазин», «У врача», «Доктор», «Моряки», «Кругосветное путешествие», «Мы жители планеты Земля», «Школа», «Детский сад», «Семья».
Подводя итог к выше изложенному, отметим, что сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, которой присущи оснοʙные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно – ролевая игра является одним из главных средств воспитания этики межнационального общения у старших дошкольников. Также эффективными средствами воспитания этики межнационального общения у старших дошкольников являются: традиции, общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы.
Список литературы
- Акулова, А. А. Толерантность и культура межнационального общения [Текст]: учебно-методическое пособие/ А. А. Акулова. - Краснодар: «Просвещение-Юг», 2009. – 305 с.
- Андреева, В.А. Краткий педагогический словарь [Текст] / В. А. Андреева. – М.: «Дидактика», 2007. - 217 с.
- Захарова, Л. М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало ХХ вв. [Текст] / Л. М. Захарова. – М.: «Просвещение», 2000. - 164 с.
- Короткова, Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников [Текст]/ Н. А. Короткова. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 – 89.
- Новикова, И. А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей [Текст] / И. А. Новикова. - М.: «Проспект», 2006. – 254 с.
- Омарова, М. К. Культура межнационального общения. [Текст]/ М. К. Омарова// Научный журнал. – 2013. - №11. - С. 27-29.
- Подивилова, О. Н.. Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Подивилова // Педагогика. – 2005. - №2. - С. 181 – 185.
- Сиротюк, А.С. Критерии толерантности [Текст] / А. С. Сиротюк //Вестник Тверского государственного университета. - 2012. - №2. - С. 165 – 171.
- Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учеб. Заведений / В. А. Сластенин. - М.: «Академия», 2002. - 576 с.
- Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г. А. Широкова. – Ростов – на - Дону: «Феникс», 2007. – 267 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/ Д. Б. Эльконин. - М.: «ВЛАДОС», 1999.- 360с.
- Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания [Текст]/ Н. Юрина.// Воспитание дошкольников. – 2005. - №2. – С.16 - 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание детей.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (и...
Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»
Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жиз...
Влияние сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольника.
Формирование нравственных качеств личности дошкольника является одной из сложнейших задач современного дошкольного образования. Педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциона...
Круглый стол для родителей "Влияние сюжетно- ролевой игры в воспитании дошкольника"
Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собст...
Родительское собрание «Влияние сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольника"
Повышать практический уровень родителей по организации сюжетно-ролевой игры. Способствовать творческому поиску. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллек...
«Влияние сюжетно - ролевых игр на процесс социализации старших дошкольников»
Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников.Социализация –это приобщение детей к социокультурным норма...
«Влияние сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольника»
На современном этапе развития российского общества, с присущим ему многообразием нравственных норм и жизненных ценностей, проблема нравственного воспитания подрастающих поколений приобретает осо...