Использование фольклора как сокровищницу русского народа во всех формах работы с детьми дошкольного возраста по физическому развитию
методическая разработка по теме
Обобщенный педагогический опыт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_fizicheskogo_vospitaniya_detey_v_nastoyashchee_vremya_neosporima.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность физического воспитания детей в настоящее время неоспорима. Дошкольное детство - это тот период, когда закладывается фундамент здоровья и физического развития детей, складываются привычки и черты характера.
Укрепление здоровья, повышение устойчивости организма детей дошкольного возраста к заболеваниям имеют большое значение. Но несмотря на отработанную систему, педагоги всё чаще сталкиваются с нежеланием детей заниматься активной двигательной деятельностью. Причиной тому несколько, и одна из них - излишняя заорганизованность процесса воспитания, а как следствие - недостаточный учет возрастных особенностей детей. Поэтому общей задачей педагога, начиная с группы раннего возраста, является создание эмоционального комфорта для детей. В течение занятия я стараюсь проявить своё доброе отношение к каждому ребёнку: подойду к нему, похвалю, назову ласковым именем.
Следующая немаловажная задача, решаемая педагогом, - стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью.
Поощряя активность каждого ребёнка, я развиваю его стремление заниматься еще и еще. В этом мне помогают упражнения основанные на игровых приёмах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребёнка желанными и достижимыми. Играя, ребёнок незаметно осваивает основные движения. И самое главное, каждому ребёнку следует дать почувствовать, что у него не только получается, но каждый раз - всё лучше и лучше.
Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач, и в том числе физического развития.
Творчески используя фольклор, как эмоционально-образное средство влияю на детей, поддерживаю их интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций, что вызывает у дошкольников удовольствие и радость заниматься физической культурой.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс форм развития двигательно-творческой инициативы детей.
Опыт убеждает в возможности использовать фольклор во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию.
I. Учебная работа-фольклорные физкультурные занятия:
а)двигательно-творческие;
б)сюжетные;
в)театральные;
г)музыкально-ритмические;
д)игровые;
е)познавательные;
II. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми:
а)утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором;
б)ритмическая гимнастика в русском народном стиле;
в)физкультминутки на основе фольклора;
г)русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы.
- Активный отдых:
а)физкультурные досуги;
б)спортивные и фольклорные праздники;
в)дни здоровья;
- Работа с семьёй:
а)консультации и семинары-практикумы для родителей;
б)групповые и общие родительские собрания;
в)просмотр родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором;
г)совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников и турпоходов.
Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения определенных условий.
- Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкальноритмические и танцевальные, основные движения, подвижные игры. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.
- Для рациональной организации двигательной активности детей необходимо частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
- Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.
- Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой- калорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала
- Моторная плотность физкультурных занятий и упражнений гимнастики в сочетании с фольклорном материалом может достигать 80 %.
Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дот —нь(х умрйЖй гниях является физкультурные занятия. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием(например, общеразвивающее упражнение «КОЛОБОК»)дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребёнок идёт твёрдым шагом - «волк идёт», с гордой осанкой - «лиса - всему краса».
В работе дошкольных упражнений рекомендуют использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий.
1. Двигательно-творческие занятия, основные на одном из видов устного народного творчества - потешках, загадках, сказках. Так, например, при выполни обрезвивающего упражнения «Совушка -
сова» (и.п. - основная стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками) можно использовать потешки:
Совушка - сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому рекомендуют подбирать несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение, действие.
Для выполнения общеразвивающего упражнения «ЗМЕЙКА»
(и.п. - сед на пятках, кисти в замок: медленно вставать на колени - потянуться) можно использовать загадку.
Вьётся, извивается,
На солнце переливается.
Как зашипит,
Убегать всем велит.
Отгадав, загадка про белку:
Быстрый, маленький зверёк,
По деревьям скок - поскок,
Дети с удовольствием и качественно выполняют прыжки на одной ноге с продвижение вперёд.
При проведении основных движений рекомендуют использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки «КОЛОБОК» . «Колобок покатился по тропинке» - катание мячей двумя руками на расстоянии 3,5 метра. Дети машут рукой вслед «колобку»: «До свидания!» «Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» - ползание на ладонях и ступнях.
На таких занятиях можно использовать 10-15 петешек или загадок «двигательного характера». Также на занятии можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок. Чаще всего это сказки о животных, например «Теремок», «Гуси-лебеди», и волшебные сказки: «Царевна - лягушка» и др. В работе можно использовать и авторские сказки (С.Я. Маршак «Кошкин дом», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»), дополняя их потешками или загадками.
2. Сюжетные физкультурные занятия с «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Так, например, в
заключительной части физкультурного занятия « У бабуси гуси» можно использовать ходьбу по кругу в сочетании с речитативом:
Гусь гуляет по дорожке,
Гусь играет на гармошке,
И гордится гармонист:
Я га-га-га-голосист!
На занятиях могут быть использованы до 5-6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия («Путешествие с Лесовичком», «Праздник Весны», «Ярмарка»).
- Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.
Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок-золотой гребешок».
Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние. Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (рус.нар.ск. «Заюшкина избушка».)
В инсценировках и играх драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Например, занятия «Строим теремок для зверей», «Зайкины слезы», «Инсценировка русской народной сказки «Колобок».
- Музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Например, при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни «Во поле берёзонька стояла». А под мелодию лирического танца дети выполняют общеразвивающее упражнение «Красны девицы». Это занятия на темы: «Русские узоры», «Праздничный концерт» и т. д..
- Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. В работе
можно использовать такие игры и игровые упражнения, как «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу» и т.д.. Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок, например, занятия «Делу время - потехе час», «Богатырская наша сила», «Скоморошьи забавы» и другие.
- Познавательные занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомят их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например, «Здоровому все здорово», «Кто долго жует, тот долго живет», «Грязнулю всегда выручает ... (вода)».
- Интегрирование физкультурные занятия. Эти занятия рекомендуются проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания («Сердце и его работа», «Малыши - крепыши», «Сигналы тревоги» и т.д.)
С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре необходимо повторять занятия не более 2-3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физических упражнений в сочетании с фольклором.
В дошкольных учреждениях также можно проводить и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала. Например, «Потешки для малышей», «На лесной лужайке», «В гостях у бабушки- загадушки» и др.
Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и физкультурно-оздоровительную работу, и в активный отдых детей.
Педагог, творчески используя фольклор как эмоциональнообразное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ «СВЯТКИ»
"Святки", зимние забавы....
Опыт работы: «Современные инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста по физическому развитию».
из опыта работвы инструктора по физической культуре...
«Использование русских народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Данный материал возможно использовать при планировании проведения консультации для родителей детей дошкольного возраста....
«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»
Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продук...
«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»
Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...
Организация проблемных форм работы с детьми дошкольного возраста по физическому развитию посредством реализации проекта
Организация проблемных форм работы с детьми дошкольного возраста по физическому развитию посредством реализации проекта...
Кейс - технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и её использование в экологическом воспитании дошкольников.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры необходимо воспитывать с ранних лет. Стремительная динамика современной жизни требует п...