Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе с детьми 4-5 лет в группе общеразвивающей направленности по теме: «Невидимка-воздух»
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Задачи:
Образовательные:
-Дать детям представление о том, что воздух есть повсюду и внутри нас;
-Подвести к пониманию того, что он занимает все пустое пространство, принимая форму предмета и обладает свойствами: невидим, неслышен, не имеет запаха;
-Дать представление о том, что ветер-это движение воздуха, которое может изменять направление и скорость;
-Способность овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
-Способность формированию у детей познавательного интереса;
-Учить формулировать выводы об итоге проведенного эксперимента.
Развивающие;
-Развивать любознательность, мыслительную деятельность;
-Развивать интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные:
-Воспитывать умение внимательно выслушать воспитателя и сверстников;
-Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevidimka-vozduh.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по опытно-экспериментальной работе с детьми 4-5 лет
в группе общеразвивающей направленности
Тема: «Невидимка-воздух»
Задачи:
Образовательные:
-Дать детям представление о том, что воздух есть повсюду и внутри нас;
-Подвести к пониманию того, что он занимает все пустое пространство, принимая форму предмета и обладает свойствами: невидим, неслышен, не имеет запаха;
-Дать представление о том, что ветер-это движение воздуха, которое может изменять направление и скорость;
-Способность овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
-Способность формированию у детей познавательного интереса;
-Учить формулировать выводы об итоге проведенного эксперимента.
Развивающие;
-Развивать любознательность, мыслительную деятельность;
-Развивать интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные:
-Воспитывать умение внимательно выслушать воспитателя и сверстников;
-Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа:
Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыт, эксперимент.
Предшествующая работа:
-Наблюдение за ветром;
-Проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;
-Эксперименты с водой и с предметами из металла, с камнем, стеклом, песком;
-Изготовление корабликов с парусами.
-Беседа о назначении воздуха для всего живого на Земле.
Оборудование:
Карточки-модели «Свойства-воздуха» , баночки с водой. Кораблики, салфетки, полиэтиленовые пакеты (на каждого ребенка), чеснок, коробка-посылка, слайды «Кому нужен воздух» и «Будем беречь природу».
Ход НОД:
Воспитатель- Ребята, сегодня в д/с почтальон принес посылку для вас. А откуда она, мы сейчас посмотрим(читает): -Из страны «Почемучек».
А чтобы ей открыть надо, отгадать загадку:
-Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
-Что это, ребята?
Дети- Что бы дышать, нам нужен воздух. Шарик надувать, тоже нужен воздух.
Воспитатель- Да, верно, молодцы! Давайте откроем посылку и посмотрим ,что же нам прислали? (удивительно)- Ничего не понимаю, в посылке ничего нет, забыли положить, или все же что-то прислали?
Дети- Воздух, наверно, прислали.
Воспитатель-Действительно, воздух в посылке точно есть. А кому Почемучки могли прислать воздух? Кто не может жить без воздуха?
Дети- Люди, животные, птицы, растения..(показ слайдов)
Воспитатель-Это что же за диво такое- ВОЗДУХ? Никто его не видит, не слышит, не чувствует, а жизненно важен для всех. Я предлагаю отправиться с вами в лабораторию для исследования свойств воздуха.(воспитатель и младший воспитатель одевают детям фартуки).
- В лаборатории работают научные сотрудники, которым необходимо соблюдать определенные правила. Давайте с вами вспомним их:
*соблюдать тишину;
*не перебивать друг друга ,говорить по очереди;
*работать аккуратно с предметами и материалами эксперимента;
*быть внимательным.
Воспитатель- Давайте подойдем к «Чудо-двери» (играет музыка)
-Через чудо-дверь пройдем,
В лабораторию попадем.
Будем все на свете знать,
На все вопросы отвечать.
(Заходит «лабораторию»)
Воспитатель- куда пришла?
Дети- В лабораторию
Воспитатель-Для чего пришли в лабораторию?
Дети- экспериментировать, проводить опыты.
Воспитатель- С чем будем экспериментировать?
Дети- С воздухом.
Воспитатель- Теперь вы не просто дети, а ученые. Подойдем к столу под №1.
Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос будем искать ответ?(на карточке нарисован глаз)
Дети- Видим или не видим воздух?
Воспитатель- Как бы вы ответили на этот вопрос? Посмотрите вокруг, видим ли мы воздух?
Дети-нет.
Воспитатель- Правильно, воздух невидим, но все же он есть. Давайте попробуем его поймать. Возьмите полиэтиленовый пакетик. Посмотрите, что в нем?
(заглядывают в пакет)
Дети- ничего нет.
Воспитатель- попробуйте его на ощупь, какой он?
Дети- он тонкий, прозрачный, легкий.
Воспитатель- развернем пакет и попытаемся поймать им воздух(ловит воздух). А что бы воздух не вышел из пакета, мы его закрутим.
-Посмотрите, что стало с пакетом?
Дети-пакет надулся.
Воспитатель-а от чего он раздулся?
Дети-воздух занял все место в пакете.
Воспитатель-а мы видим воздух в пакете?
Дети- нет не видим.
Воспитатель- правильно, пакет приобрел свой прежней вид.
-Сделаем вывод(берет карточку-модель №1 со стола и показывает ее детям).
-Видим ли воздух?
Дети- Нет, невидим. Он прозрачный , бесцветный!
Воспитатель- правильно( зачеркивает изображенный глаз. Воздух прозрачен, невидим, он заполняет все пустые предметы, он находится повсюду. Как вы думаете, в каких предметах в группе есть воздух?)
Дети- в баночках, в вазе, в стаканах, в ведерках, в шарике, в мяче и т.д. (дети перечисляют предметы, а воспитатель добавляет рядом с карточкой №1 карточку № 1 «А», с изображением предметов, наполненных воздухом).
Воспитатель- Отправляемся на поиски следующего ответа( подходит к столу №2). Посмотрите на модель. На какой вопрос будем искать ответ? (на столе карточка-модель с изображением уха).
Дети- можно ли услышать воздух?
Воспитатель- для это того нам потребуется абсолютная тишина. Приготовьте ушки, вы слышите воздух?
Дети-нет не слышим.
Воспитатель- станьте удобно вокруг стола(на столе приготовлены баночки с водой и трубочки).
-как вы думаете, в воде есть воздух?
Дети- есть, там же живут рыбы, а им нужен воздух.
Воспитатель- давайте наберем воздух через нос и подуем в трубочку (дети проделывают эксперимент)
-Что происходит?
Дети- вода бурлит, появляются пузырьки.
Воспитатель- а как появились пузырьки, из чего они?
Дети- это воздух
Воспитатель- правильно, это выходи воздух из воды и образовал пузырьки, которые лопались и издавали бурлящий звук.
- Сделаем вывод (берет карточку-модель№2). Воздух имеет звук?
Дети- нет, воздух не слышим .
Воспитатель- правильно, в покое воздух не слышим(зачеркивает изображенное ухо на карточке), но стоит его привести в движение, то можно услышать определенный звук( добавляет к карточке №2 карточку №2А, где изображен стакан с бурлящей водой).
Физкультминутка
-Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревце.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Воспитатель- пойдем к следующему столу. Здесь мы сможем ответить на следующий вопрос. На какой? (на столе карточка-модель №3 с изображением носа)
Дети- имеет ли воздух запах?
Воспитатель-понюхайте воздух. Чем он пахнет?
Дети- ничем.
Воспитатель- если воздух ничем не пахнет, то какой мы вывод можем сделать? (ставит карточке-модель №3 на мольберт)
Дети- воздух не имеет запаха!
Воспитатель- а сейчас закройте глаза (около детей пронести порезанный чеснок).
Понюхайте воздух. Откройте глаза. Что-то изменилось с воздухом?
Дети- воздух пахнет чесноком.
Воспитатель- да действительно, запахло чесноком. Вот именно так мы слышим остальные запахи: приятные, когда пекут пироги, варят вкусные обеды, неприятные- запах мусора, или запахи опасности: когда что- то горит, можем предупредить о беде. В этом нам помогает движение воздуха, которое может переносить запахи.
-Добавим карточку к нашей модели(добавляет карточку №3 «А», с изображение слышимости запахов человеком).
Воспитатель подойдем к столу №4 здесь мы найдем ответ на вопрос-как можно увидеть движение воздуха, почувствовать его?
-Невидимка озорной
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит,
И куда -то он спешит?
-возьмите по одной салфетке. Попробуйте выдохнуть воздух в сторону салфетки, что увидели?
Дети- салфетка колышется
Воспитатель- подуйте сильнее. Что изменилось в движении салфетки?
Дети- она сильней колышется.
Воспитатель- а что на улице колышет листочки на деревьях, траву, цветы, наклоняет деревья, поднимает волны в море, срывает крыши домов?
Дети- ветер
Воспитатель- правильно. Ветер-это движение воздуха. Чем быстрее движется воздух, тем сильнее сила ветра. А еще ветер может изменять направление. Давайте проведем опыт с корабликам.
(дети подходят к бассейну с водой и, с приготовленными в нем корабликами).
Воспитатель- девочки станут по одну сторону бассейна ,а мальчики по другую. Девочки подойдут в сторону корабликов тихо. Мальчики, что вы наблюдаете? (мальчишки делают вывод)
мальчики- кораблики плывут медленно.
Воспитатель- в какую сторону плывут кораблики?
Мальчики- в нашу…к нам…
Воспитатель- а сейчас на кораблики подуют мальчики посильнее. Что видят девочки?
Девочки- кораблики плывут быстрее, чем у нас
Воспитатель- в каком направлении плывут? Они изменили курс или нет?
Девочки- кораблики плывут в другом направлении, к нам
Воспитатель-верно. Значит, у ветра может меняется не только сила, но и направление. Давайте понаблюдаем это в другом эксперименте.
(если позволяет время, провести опыт- психологический тренинг со свечой, доказывающий изменение силы ветра и направления.
(ставят карточку модель №4 на мольберт)
Воспитатель проводит детей к мольберту где четко выслеживается цепь, которую дети создали, формулируя выводы в течении всей экспериментальной деятельности .
Воспитатель- ребята, посмотрите, сколько много нового мы узнали про воздух. При помощи чего узнали, что мы проводили с воздухом?
Дети- эксперименты…опыты…
Воспитатель- где мы работали над экспериментами?
Дети- в лаборатории
Воспитатель- а теперь давайте подведем итог работы и внесем новые заметки в наш дневник наблюдений.(дети с воспитателем повторяют выводы, а воспитатель зарисовками зафиксирует их в дневник наблюдений).
Воспитатель- подойдем к волшебной чудо- дери.(играет музыка)- вокруг себя повернись , в д/с окажитесь! Спасибо вам, ребята, за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»
Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....
Непрерывная образовательная деятельность (НОД) Опытно-экспериментальная деятельность по экологии в 1 младшей группе «Солнышко» Тема : чудо-вода (экспериментирование с водой)
Цель : познакомить детей со свойствами воды, ее значениемЗадачи :1. Дать детям понятие о свойстве воды (познавательное развитие)2. Развивать любознатель...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми от 5 до 6лет группы общеразвивающей направленности «Путешествие в зимний лес»
Цель: учить видеть красоту зимнего леса и радоваться , распознавать и называть деревья; через дидактические игры, стихи дать детям дополнительные знания по теме; дать детям понятие о том, что нелегко ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по опытно – экспериментальной работе в разновозрастной группе от 5 до 7 лет компенсирующей направленности для детей с ОНР «Волшебница вода»
Цель: Развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментирования с водой.Задачи:Обучающие:расширять знания детей о воде, и её роли в жизни человека и природыпознакомить детей со ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.
Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»
Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать...
Конспект по организованной образовательной деятельности с опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Очистка воды».
Цель: знакомство детей со способами очистки воды.ЗадачиОбразовательные:• закрепить знания детей о свойствах воды и ее значение для всего живого;• познакомить со способами очистки воды, ...