Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе с детьми 4-5 лет в группе общеразвивающей направленности по теме: «Невидимка-воздух»
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Задачи:

Образовательные:

-Дать детям представление о том, что воздух есть повсюду и внутри нас;

-Подвести к пониманию того, что он занимает все пустое пространство, принимая форму предмета и обладает свойствами: невидим, неслышен, не имеет запаха;

-Дать представление о том, что ветер-это движение воздуха, которое может изменять направление  и скорость;

-Способность овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

-Способность формированию у детей познавательного интереса;

-Учить формулировать выводы об итоге проведенного эксперимента.

Развивающие;

-Развивать любознательность, мыслительную деятельность;

-Развивать интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:

-Воспитывать умение внимательно выслушать воспитателя и сверстников;

-Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevidimka-vozduh.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по опытно-экспериментальной работе с детьми 4-5 лет

в группе общеразвивающей направленности

Тема: «Невидимка-воздух»

Задачи:

Образовательные:

-Дать детям представление о том, что воздух есть повсюду и внутри нас;

-Подвести к пониманию того, что он занимает все пустое пространство, принимая форму предмета и обладает свойствами: невидим, неслышен, не имеет запаха;

-Дать представление о том, что ветер-это движение воздуха, которое может изменять направление  и скорость;

-Способность овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

-Способность формированию у детей познавательного интереса;

-Учить формулировать выводы об итоге проведенного эксперимента.

Развивающие;

-Развивать любознательность, мыслительную деятельность;

-Развивать интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:

-Воспитывать умение внимательно выслушать воспитателя и сверстников;

-Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа:

Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыт, эксперимент.

Предшествующая работа:

-Наблюдение за ветром;

-Проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;

-Эксперименты с водой и с предметами из металла, с камнем, стеклом, песком;

-Изготовление корабликов с парусами.

-Беседа о назначении воздуха для всего живого на Земле.

Оборудование:

Карточки-модели «Свойства-воздуха» ,  баночки с водой. Кораблики, салфетки, полиэтиленовые  пакеты (на каждого ребенка), чеснок, коробка-посылка, слайды «Кому нужен воздух» и «Будем беречь природу».

Ход   НОД:

Воспитатель- Ребята, сегодня в д/с почтальон принес посылку для вас. А откуда она, мы сейчас посмотрим(читает): -Из  страны «Почемучек».

А чтобы ей открыть надо, отгадать загадку:

-Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

-Что это, ребята?

Дети- Что бы дышать, нам нужен воздух. Шарик надувать, тоже нужен воздух.

Воспитатель- Да, верно, молодцы! Давайте откроем  посылку и посмотрим ,что же нам прислали? (удивительно)- Ничего не понимаю, в посылке ничего нет, забыли положить, или все же что-то  прислали?

Дети- Воздух, наверно, прислали.

Воспитатель-Действительно, воздух  в посылке точно есть. А кому Почемучки могли прислать воздух? Кто не может жить без воздуха?

Дети- Люди, животные, птицы, растения..(показ слайдов)

Воспитатель-Это что же за диво такое- ВОЗДУХ? Никто его не видит, не слышит, не чувствует, а  жизненно важен для всех. Я предлагаю отправиться с вами в лабораторию для исследования  свойств воздуха.(воспитатель и младший воспитатель  одевают детям фартуки).

- В лаборатории работают научные сотрудники, которым необходимо соблюдать определенные правила. Давайте с вами вспомним их:

*соблюдать тишину;

*не перебивать друг друга ,говорить по очереди;

*работать аккуратно с предметами  и материалами эксперимента;

*быть внимательным.

Воспитатель- Давайте подойдем к «Чудо-двери» (играет музыка)

-Через чудо-дверь пройдем,

В лабораторию попадем.

Будем все на свете знать,

На все вопросы отвечать.

(Заходит   «лабораторию»)

Воспитатель- куда пришла?

Дети-  В лабораторию

Воспитатель-Для чего пришли в лабораторию?

Дети- экспериментировать, проводить опыты.

Воспитатель- С чем будем экспериментировать?

Дети- С воздухом.

Воспитатель- Теперь вы не просто дети, а ученые. Подойдем к столу под №1.

Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос будем искать ответ?(на карточке нарисован глаз)

Дети- Видим или не видим воздух?

Воспитатель-  Как бы вы ответили на этот вопрос? Посмотрите вокруг, видим ли мы воздух?

Дети-нет.

Воспитатель- Правильно, воздух невидим, но все же он есть. Давайте попробуем его поймать. Возьмите полиэтиленовый  пакетик. Посмотрите, что в нем?

(заглядывают в пакет)

Дети- ничего нет.

Воспитатель- попробуйте его на ощупь, какой он?

Дети- он тонкий, прозрачный, легкий.

Воспитатель- развернем пакет и попытаемся поймать им воздух(ловит воздух). А что бы воздух не вышел из пакета, мы его закрутим.

-Посмотрите, что стало с пакетом?

Дети-пакет надулся.

Воспитатель-а от чего он раздулся?

Дети-воздух занял все место в пакете.

Воспитатель-а мы видим воздух в пакете?

Дети- нет не видим.

Воспитатель- правильно, пакет приобрел свой прежней вид.

-Сделаем вывод(берет карточку-модель №1 со стола и показывает  ее детям).

-Видим  ли воздух?

Дети- Нет, невидим. Он прозрачный , бесцветный!

Воспитатель- правильно( зачеркивает изображенный глаз. Воздух прозрачен, невидим, он заполняет все пустые предметы, он находится повсюду. Как вы думаете, в каких предметах в группе есть воздух?)

Дети- в баночках, в вазе, в стаканах, в ведерках, в шарике, в мяче и т.д. (дети перечисляют предметы, а воспитатель добавляет рядом с карточкой №1 карточку № 1 «А», с  изображением предметов, наполненных воздухом).

Воспитатель- Отправляемся на поиски следующего ответа( подходит к столу №2). Посмотрите на модель. На какой вопрос будем искать ответ? (на столе карточка-модель с изображением уха).

Дети- можно ли услышать воздух?

Воспитатель- для это того нам потребуется абсолютная тишина. Приготовьте  ушки, вы слышите воздух?

Дети-нет не слышим.

Воспитатель- станьте удобно вокруг стола(на столе приготовлены баночки с водой и трубочки).

-как вы думаете, в воде есть воздух?

Дети- есть, там же живут рыбы, а им нужен воздух.

Воспитатель- давайте наберем воздух через нос и подуем в трубочку (дети проделывают эксперимент)

-Что происходит?

Дети- вода бурлит, появляются пузырьки.

Воспитатель- а как появились пузырьки, из чего они?

Дети- это воздух

Воспитатель- правильно, это выходи воздух из воды и образовал пузырьки, которые лопались и издавали бурлящий звук.

- Сделаем вывод (берет карточку-модель№2). Воздух имеет звук?

Дети- нет, воздух не слышим .

Воспитатель- правильно, в покое воздух не слышим(зачеркивает  изображенное ухо на карточке),   но стоит его привести в движение, то можно услышать определенный звук( добавляет к карточке №2 карточку №2А, где изображен стакан с бурлящей водой).

Физкультминутка

-Ветер  дует нам в лицо,

Закачалось деревце.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Воспитатель- пойдем  к следующему столу. Здесь мы сможем ответить на следующий  вопрос. На какой? (на столе карточка-модель №3 с изображением носа)

Дети- имеет ли воздух запах?

Воспитатель-понюхайте воздух. Чем он пахнет?

Дети- ничем.

Воспитатель- если воздух ничем не пахнет, то какой мы вывод можем сделать? (ставит карточке-модель №3 на мольберт)

Дети- воздух не имеет запаха!

Воспитатель- а сейчас закройте глаза (около детей пронести порезанный чеснок).

Понюхайте воздух. Откройте глаза. Что-то изменилось с воздухом?

Дети- воздух пахнет чесноком.

Воспитатель- да действительно, запахло чесноком. Вот именно так мы слышим остальные запахи: приятные, когда пекут пироги, варят вкусные обеды, неприятные- запах мусора, или запахи опасности: когда что- то горит, можем предупредить о беде. В этом нам помогает движение воздуха, которое может переносить запахи.

-Добавим карточку к нашей модели(добавляет карточку №3 «А», с изображение слышимости запахов человеком).

Воспитатель подойдем  к столу №4 здесь мы найдем ответ на вопрос-как можно увидеть движение воздуха, почувствовать его?

-Невидимка озорной

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит,

И куда -то он спешит?

-возьмите по одной салфетке. Попробуйте выдохнуть воздух в сторону салфетки, что увидели?

Дети- салфетка колышется

Воспитатель- подуйте сильнее. Что изменилось в движении салфетки?

Дети- она сильней колышется.

Воспитатель- а что на улице колышет листочки на деревьях, траву, цветы, наклоняет деревья, поднимает волны в море,  срывает крыши домов?

Дети- ветер

Воспитатель-  правильно.  Ветер-это движение воздуха. Чем быстрее движется воздух, тем сильнее сила ветра. А еще ветер  может изменять направление. Давайте проведем опыт с корабликам.

(дети подходят к бассейну с водой и, с приготовленными в нем корабликами).

Воспитатель-  девочки станут по одну сторону бассейна ,а мальчики по другую. Девочки подойдут в сторону корабликов тихо. Мальчики, что вы наблюдаете? (мальчишки делают вывод)

мальчики-  кораблики плывут медленно.

Воспитатель-  в какую сторону плывут кораблики?

Мальчики-   в нашу…к нам…

Воспитатель-  а сейчас на кораблики подуют мальчики посильнее. Что видят девочки?

Девочки-  кораблики плывут  быстрее, чем у нас

Воспитатель-  в каком направлении плывут? Они изменили курс  или нет?

Девочки- кораблики плывут в другом направлении, к нам

Воспитатель-верно. Значит, у ветра может меняется не только сила, но и направление. Давайте понаблюдаем это в другом эксперименте.

(если позволяет время, провести опыт- психологический тренинг со свечой, доказывающий изменение силы ветра и направления.

(ставят карточку модель №4 на мольберт)

Воспитатель проводит детей к мольберту где четко выслеживается цепь, которую дети создали, формулируя выводы в течении всей экспериментальной деятельности .

Воспитатель-  ребята, посмотрите, сколько много  нового мы узнали про воздух. При помощи чего узнали, что мы проводили с воздухом?

Дети-  эксперименты…опыты…

Воспитатель- где мы работали над экспериментами?

Дети- в лаборатории

Воспитатель- а теперь давайте подведем итог работы и внесем новые  заметки в наш дневник наблюдений.(дети с воспитателем повторяют выводы, а воспитатель зарисовками зафиксирует их в дневник наблюдений).

Воспитатель- подойдем к волшебной чудо- дери.(играет музыка)- вокруг себя повернись , в  д/с окажитесь! Спасибо вам, ребята, за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Непрерывная образовательная деятельность (НОД) Опытно-экспериментальная деятельность по экологии в 1 младшей группе «Солнышко» Тема : чудо-вода (экспериментирование с водой)

Цель : познакомить детей со свойствами воды, ее значениемЗадачи :1.     Дать детям понятие о свойстве воды (познавательное развитие)2.     Развивать любознатель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми от 5 до 6лет группы общеразвивающей направленности «Путешествие в зимний лес»

Цель: учить видеть красоту зимнего леса и радоваться , распознавать и называть деревья; через дидактические игры, стихи дать детям дополнительные знания по теме; дать детям понятие о том, что нелегко ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по опытно – экспериментальной работе в разновозрастной группе от 5 до 7 лет компенсирующей направленности для детей с ОНР «Волшебница вода»

Цель: Развивать познавательную активность  у детей в процессе экспериментирования с водой.Задачи:Обучающие:расширять знания детей о воде, и её роли в жизни человека и природыпознакомить детей со ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»

Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать...

Конспект по организованной образовательной деятельности с опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Очистка воды».

Цель: знакомство детей со способами очистки воды.ЗадачиОбразовательные:• закрепить знания детей о свойствах воды и ее значение для всего живого;• познакомить со способами очистки воды, ...