Направления и способы поддержки детской инициативы.
статья (старшая группа)

Сапунова-Домбровская Марта Александровна

Стоит ли заботиться о том, чтобы ребенок вырос сильным, самостоятельным, целеустремленным, здоровым и счастливым? Хотим вырастить уверенную в себе личность? Тогда как родители и педагоги мы должны быть готовы к принятию и подержке любых проявлений самостоятельности ребенка. Даже более того, мы обязаны не просто поддерживать, но и поддталкивать ребенка к проявлению инициативы. В этой статье показан пример, как педагог на примере одной из тем, может поддержать творческую инициативу ребенка, тем самым в очередной раз дать почувствовать детям, что они главные участники образовательного процесса, а педагог лишь помощник!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл initsiativa.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Направления и способы поддержки детской инициативы

Выполнила: Сапунова – Домбровская М.А.

Направления и способы поддержки детской инициативы

по теме «Путешествие в космос»

Направления инициативы

Примеры ситуаций для поддержки инициативы

Средства поддержки инициативы (материалы, оборудование)

Игровая инициатива (сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра)

  1. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие к звездам»

  1. Подвижная игра «Солнечная система»

  1. Игра-эксперимент «Почему днем не светят звезды»

  1. Театрализованная постановка «Звездные войны»
  1. Совместное (дети и взрослые) сюжето-сложение с элементами режиссуры.

  1. Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила и дух совместных действий, направленных на достижение цели.

  1. Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поиска ответа – единственно верного и разных вариантов «верных ответов».
  2. Создание воображаемых миров.

Творческая инициатива (рисование, конструирование)

  1. «Мой космический корабль»

  1. Панно «Звездное небо»

  1. Изготовление атрибутики для театрализованной постановки «Звездные войны»

  1. Изготовление афишы и билетов для детей других групп на театрализованное представление «Звездные войны»

  1. Возможность выбора материалов и способов детского творчества: предоставить детям возможность попробовать в действии различные материалы (пластилин, бумага, песок, краски, карандаши, мелки, и т.д.), позволяющие активно экспериментировать и создавать с достаточной долей самостоятельности разнообразные индивидуализированные продукты (рисунки, поделки, конструкции).
  2. Предоставить детям возможность разработки композиции и выбора используемых материалов.

  1. Поддержка детской инициативы в виде помощи в выборе материалов, тех атрибутов и декораций, которые необходимы для данного действа.
  2. Помощь в разработке композиции «афишы», выборе цветов и т.д.

Какие должны быть билеты – как мы можем их изготовить (при помощи техники, например)

Социальная инициатива

  1. «Мое созвездие»

  1. Коллективный труд «Уборка космического мусора»

  1. «Тайна третьей планеты»
  1. Использование социокультурного окружения – экскурсия в планетарий.

  1. Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям.

  1. Использование социокультурного окружения – библиотека.

Театрализованная постановка «Звездные войны»

Поддержание детской инициативы невозможно без учета детских интересов, поэтому, ориентация на детский интерес залог успеха в достижении одной из главных целей педагога дошкольного образования - развитии и формировании познавательного интереса.

Данная ситуация подразумевает подготовительный этап – создание необходимых атрибутов, декораций, костюмов (с участием родителей), подбор музыкальных произведений, подготовку сценария, разбор ролей и репетиции.

Сюжетная линия в сценарии также идет от детей (с легкой корректировкой, при помощи педагога).

Изготовление афишы

Непосредственно, театрализация проходит, при участии зрителей – детей других групп, обязательной видео-съемки, для того, чтобы дети могли увидеть результат своих трудов, своего достижения и поделиться (при мощи педагога) этим со своими родителями (педагог моет организовать собрание и общий просмотр, либо выложить в группе в ВК данное видео, которое будет доступно для просмотра узкого круга людей (родителей))

Возможна запись на диски и ребенок дарит сам родителю такой необычный фильм…

«Такой вид поддержки детской инициативы способен создавать для ребенка условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей».

Статья «Детская инициатива» -  профессия - педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация способы поддержки детской инициативы.

Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказало...

Организация конкурсов для детей в детском саду как способ поддержки детской инициативы.

В статье описывается работа детского сада по поддержке детской инициативы через организацию конкурсов....

Из опыта работы "Мультипликация, как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике детского сада"

Анимационная студия в нашем детском саду существует с ноября 2020 года. За это время у нас создано более 10 мультфильмов. Мультипликационная студия предоставляет неограниченные возможности для развити...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...

Способы поддержки детской инициативы в детском саду. О. А. Скоролупова.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим по...