"Люби и знай Коми край"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект по приобщению воспитанников к коми культуре и обучению коми языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubi_i_znay_komi_kray.docx | 46.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального
образования городского округа «Усинск»
(Управление образования АМО ГО «Усинск»)
«Усинск» кар кытшынмуниципальнőйюкőнлőнадминистрацияса
йőзőсвелőдőмőнвеськőдланiн
(«Усинск» КК МЮА йöзöсвелöданвеськöдланiн)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Усинска
(МБДОУ «ДСОВ № 24» г. Усинска)
«Челядьöссöвмöдан 24 №-а видзанiн» школаőдзвелöдан Усинск карса
муниципальнőйсьöмкуд учреждение
(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)
ПРОЕКТ
по приобщению воспитанников
к Коми культуре и обучению коми языку
«Люби и знай Коми край»
Авторы проекта:
Тюлькина Ю.В.,
старший воспитатель
Витязева С.Ю.,
воспитатель,
руководитель кружка
«Знай Коми край»
г. Усинск
Содержание
- Введение
- Проект “Люби и знай коми край”
- Список используемой литературы
- Приложения:
Приложение 1 План работы руководителя кружка “Знай коми край”
Приложение 2 План работы педагогов старших и подготовительных групп
Приложение 3 План работы для родителей
Приложение 4 Сценарий “Праздник севера”
Приложение 5 Менюкоми блюд
Приложение 6 Театрализованное представление “Лиса и зайчата”.
Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель кружка «Обучение детей театральному искусству», воспитатель по изодеятельности.
Возраст воспитанников: от 5 до 7 лет
Цель проекта: приобщение воспитанников к культуре Коми края
Задачи:
- Расширять знания педагогов, родителей, воспитанников о культуре Коми края.
- Развивать интерес к истории Коми края, чувство уважения, сопричастности к национальной культуре.
- Способность к повышению интереса, к усвоению коми языка у воспитанников.
- Развивать творчество, активность, интерес к поисковой деятельности.
- Воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.
- Повышать престиж коми языка в городе.
Введение
Детство - это время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры, обеспечение формирования национального самосознания личности, а через нее – возрождение народов – одна из важнейших социальных функций и основных целей обучения и воспитания в современных условиях.
Национальная культура богата по своему содержанию. Не приобщаясь к культуре, дети не становятся полноценными гражданами Республики Коми. Именно в дошкольные годы возможно воспитание чувства привязанности, интереса к родному краю, ее природе; приобщения к культуре коренного населения, в которую входят национальное искусство, народное творчество (фольклор), язык.
Актуальность проекта: возрождение и сохранение Коми традиций, Коми языка.
Проблемы проекта: недостаточные знания детей и их родителей о культуре, быте Коми народа и языка.
Обеспечение проекта:
- Коми мини музей – « Коми керка» с подлинными предметами быта народа коми.
- Коми уголки во всех возрастных группах детского сада.
- Выставка Коми художественной литературы.
Этапы проекта:
1 этап (создание проблемной ситуации, привлечение родителей для совместной работы)
Работая с детьми, педагог находится в постоянном поиске новых идей. Чтобы удовлетворить любознательность детей и самой пополнить знания возникла идея организовать проект. С целью четкой его организации, был определен план работы (Приложение 1) .
Проект – это бурная деятельность детей, воспитателей, специалистов и родителей. Для ознакомления педагогов детского сада с этапами проекта был создан план для работы воспитателей старших и подготовительных групп (Приложение 2).
При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители, должны оказывать помощь дошкольнику, поэтому был разработан план для родителей (Приложение 3).
2 этап (сбор информации, оформление проекта (совместная работа воспитателей, родителей и детей)
Проект всегда сплачивает коллектив, детей с родителями, а родителей с педагогами. Совместно с родителями педагоги собирали информацию, проводили работу с детьми: разучивали стихи коми поэтов, читали сказки, пели песни, играли в Коми народные игры и т.д. На НОД по изодеятельностидети рисовали и методом аппликации выполняли элементы Коми орнамента. Совместно с инструктором по физической культуре проводили спортивное развлечение «Праздник севера» (Приложение 4). Включали в меню детского сада коми народные блюда (Приложение 5). Организовывали в группах выставки по теме. Подготовили костюмы к сказке, учили слова к инсценировке совместно с руководителем кружка « Обучение детей театральному искусству.
3 этап (презентация проекта (представление продуктов деятельности, совместно с родителями)
На заключительном этапе проекта, была организована совместно с родителями выставка в холе детского сада «Люби и знай Коми край». Благодаря родителям пополнился Коми – мини музей предметами коми быта. Пополнились Коми уголки в группах.
Конечным результатом проекта было театрализованное представление коми сказки «Лиза и зайчата» внутри детского сада, а затем в городе (Приложение 6)
Список используемой литературы
- «Детям о культуре народа коми» I, II, III, IV части. Т.В. Клейман. Г. Сыктывкар 1994-1995 г.
- «Парма». Программа развития и воспитания детей в ДОУ Республики Коми. С.С. Белых, Н.Б. Потолицына. Г. Сыктывкар 2001 г.
- «Традиционная натура народа Коми» – этнографические очерки. Н.Д. Конакова. Сыктывкар. Коми книжное издательство. 1994 год.
- «Использование элементов национальной культуры в воспитании детей в дошкольном учреждении» Л.Д. Вавилова 1994 г.
Приложение 1
План работы руководителя кружка «Знай Коми край» по реализации проекта
- Постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей
- Заинтересовать воспитанников, вовлечь в решении проблемы
- Обращение с рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
- Планирование совместных мероприятий с воспитателями, педагогами, родителями
- Обсуждение плана проекта с педагогами детского сада
- Сбор информации и материала
- Организация презентации проекта (выставки, театрализация, представление)
- Театрализованное представление в детском саду и в городе
Приложение 2
План работы педагогов старших и подготовительных групппо реализации проекта
- Поддержание интереса воспитанников в решении проблемы
- Составление плана движения к цели
- Обсуждение плана с родителями
- Сбор информации и материала
- Совместное проведение мероприятий с воспитанниками, родителями, с руководителем кружка « Знай Коми край»
- Самостоятельная творческая работа (поиск материала информации, поделки, рисунки, альбомы)
Приложение 3
План работы для родителей по реализации проекта
- Подобрать соответствующий материал по теме из интернета, энциклопедии, газет, журналов и т.д.:
- литературу (рассказы, загадки, стихи, сказки, пословицы…)
- фотографии, картинки, рисунки, иллюстрации.
- Оформить творческие работы вместе с детьми по теме (рефераты плакаты, коллажи, альбомы, книги, игрушки , предметы быта и т.д.)
- Изготовить вместе с детьми поделки, костюмы.
- Беседовать с детьми, читать им художественно – познавательную литературу, разучивать стихи, прослушивать музыку, песни
Приложение 4
Спортивное развлечение «Праздник севера»
Цель: приобщение воспитанников к коми национальным играм.
Задачи:
1. Развивать у детей ловкость, выносливость, смелость.
2. Воспитывать организованность, выдержку, внимание, сообразительность.
Оборудование: Скакалка – 2 шт;
Чугунок – 2 шт;
Фигурка рыбы - 20 шт;
Маленькие мячи – 20 шт;
Фигурки зверей – 20 шт. (медведь, заяц, лиса);
Гимнастическая палка – 20 шт;
Длинная лента – 2 шт;
Дуга – 4 шт;
Обруч – 10 шт.
Ход
Ведущий:Виджаоланныд челядь, да дона гостьяс!
Здравствуйте, дети и дорогие гости!
Издавна славится коми земля сильными и смелыми людьми. Охотники, оленеводы, рыбаки показывают свою силушку не хвастовством и красным словцом, а завоевывали доброе имя умением и смекалкой.
Вы, готовы доказать, что вы крепкие и быстрые?
Представление команд: название и девиз.
Ведущий: В Коми республике много рек больших и маленьких, назовите их (Печора, Уса, Сысола, Вычегда). А в реках водится много рыбы. Каких? (щука, окунь, пелядь, сиг, хариус).
Игра: 1. «Удочка».
Оборудование: скакалка для каждой команды.
Ведущий собирает детей в круг. Дети прыгают по ходу движения «удочки». Выигрывает команда, которая остается в большинстве.
Игра: 2. «Сварим уху».
Оборудование: чугунок.
Ведущий: Поймали рыбу, а теперь сварим уху. По команде дети должны поместить рыбку в чугунок.
Ведущий: Наш северный край богат лесом, также много болот. Какие ягоды там растут? (голубика, клюква, черника, морошка, брусника).
Игра: 3. «По кочкам за клюквой».
Оборудование: Небольшие коврики.
Дети переходят с одной «кочки» а другу переставляя перед собой коврики.
Ведущий: В лесах водятся дикие звери. Какие? Может нам сходить на охоту?
Игра: 4. «Меткий охотник».
Оборудование: на куб прикрепляются фигурки животных. И в них кидают мячом. Побеждает та команда, которая больше попала в цель.
Ведущий: Наступила зима, выпал снег, реки покрылись льдом.
Игра: 5. «Мороз, ветер, льдинки».
Мороз – садятся на корточки;
Ветер – бегают.
Льдинки – замерзают.
Ведущий: Куда после охоты и рыбалки отправляется оленевод? (чум).
Игра: 6 «Построим чум».
Оборудование: 3 гимнастические палки, лента, ткань.
По сигналу все команды бегут и строят чум.
Ведущий: Природа севера и прекрасна и сурова. Она учит человека быть ловким, быстрым, смелым, умным.
Игра: 7 «Полоса препятствий».
Оборудование: На каждую команду по 2 дуги, по 5 обручей.
Ведущий: Вот и закончился наш праздник. Будьте ловкими, быстрыми, смелыми и любите наш северный край. Спасибо всем!
Награждение команд.
Приложение 5
МЕНЮ
Коми блюд
- Шанешки – шаньга
- Шаньга с картошкой –картупеля нянь
- Рыба с картошкой на молоке – чериакартупельйоввылын
- Клюквенный морс – турипувва
- Каша из перловки – проса рок
Презентация проекта на коми языке
Проектынучаствуйтысьяс: челядь, бать-мам, велӧдысьяс, музыка велӧдысь, театральнӧй кружок велӧдысь, серпасавнывелӧдысь
Челядь арлыд: 5-7
Шӧр мог:челядьӧскоми культура да кывйӧвелӧдӧм.
Могяс:
- Бать-мамъяслысьвелӧдысьяслысь да челядьлыськомиму культура йылысьтӧдӧмлунъяспаськӧдӧм.
- Паськӧднытӧдӧмлунъяскомиму история велӧдӧмвылӧ.
- Кыпӧдны интерес комикыввелӧдӧны.
- Развивайтнычелядьлысь творчество, чуймӧдныважторъяскорсьӧмвылӧ.
- Велӧднӧрадейтныкомиму.
- Кыпӧдны да паськӧдныкарынкомикыввелӧдӧм.
Водзкыв
Челядьдырсякад - сiйӧкад, корпозьӧпыртнынациональнӧй культура пытшкӧ.
Национальнӧй культура зэвозыр. Коми культура тӧдтӧг челядь озлӧнытырвыйӧ Коми республикасаолысьясӧн. Челядьдырсякадӧпозьӧсетныунджыктӧдӧмъясвӧр-вавылыськомиму вылись, да велӧдныкомикыв.
Коланторталунъякадкежлӧ:ловзьӧдӧм да видзӧмкомитрадицыяяс да комикыв.
Юалӧмторвосьтӧм:челядьлӧн да налӧн бать-мамлӧнкомийӧз культура, оланног, да комикывтӧдӧмынтырмытӧмтӧдӧмлунъяс.
Проектлӧн обеспечение:
- «Коми керка»
- Коми йӧзлӧнпаськӧм, ворсанинструмеентъяс, кужысьйӧзлӧнвӧчӧмторъяс да с.в.
- «Коми пельӧсъяс» став сад жыръясын.
Проектъяслӧнэтапъяс:
1 юкӧн (проблемаяс ситуация лӧсьӧдӧм)
Дошкольникъяскӧдуджалiгӧнвелӧдыськорсьӧвыльторъяс мед челядь унджыктӧдасны и сывӧснаинмислӧсьедны проект. Мед кокньыджыквӧлiуджавнылӧсьӧдiуджавны план (1 содтӧм) .
Сiдзжӧ план гижӧмастаршӧй да подготовительнӧйгруппаясынвелӧдысьяслы(2 содтӧм).
Проект деятельность дырйи челядь унамӧвпалӧны и налыколӧотсавны, отсасьысьяс бать да мам. Мед уджвӧлiкокньыджыклӧсӧдӧма план (3 содтӧм).
2 юкӧн (информация чукӧтӧм да петкӧдлӧм, ӧтувуджчелядьяслӧн, велӧдысьяслӧн, бать-мамлӧн)
Проект чукӧртiсь да ӧтувтicь став детсадсавелӧдiсьясес, ӧтувтiсь челядь да бать-мам. Найӧставӧнчукӧртiсны да нуӧдiсьныудж. Велӧдiсны сьыланкывъяс, кывбуръяс, лыддисьнымойдъяс, ворсicныкомиворсӧмъяс, унасерпасалiсны. Вӧлiсадйыннуӧдӧма «Войвывсагаж» спортивнӧйгажлун (4 содтӧм).
Сiдзжӧбӧрйимдетсадсаменюӧкомийӧзкостса сеян-юан (5 содтӧм). Сiдзжӧ челядь гӧтӧвитчисны да велӧдiсны кывъяспеткӧдлыныкомимойд.
3 юкӧн (проектлӧн презентация, мыймиянартмисбать-мамотсӧгӧн)
Бать-мамотсӧгӧн «комикерка» содiс унавыльпӧлӧсэкспонатӧн. Группаясын содiсны комипелесъяс. Вӧлiпеткӧдлӧмадетсадйин а бӧртi и карынкомимойд «руч да кӧчъяс» (6 содтӧм).
1 Содтӧм
Уджалан план коми кружок нуӧдысьлӧн
- Мог пуктӧм челядь интересъяскузя;
- Челядьӧсзаинтересуйтӧм;
- Велӧдысьяс дiнӧшыӧдчӧм;
- Бать-мам да велӧдысьяскӧдӧттувъямероприятияяспланируйтӧм;
- Сернитӧмӧттувъяуджйилысь;
- Информация чукӧртӧм;
- Проект презентация лӧсьӧдӧм;
- Мойдпеткӧдлӧмсадйын и карын.
2 Содтӧм
Уджалан план старшӧй да подготовительнӧйгруппаяссынвелӧдысьяслы
- Челядьлысь интерес ырзӧдӧм, комикыввелӧдӧмвылӧ;
- План леседӧм мог дiнӧмунӧмвылӧ;
- Бать-мам план обсудитӧм;
- Информация чукӧртӧм;
- Бать-мамкӧд, челядькӧд, коми кружок нуӧдыськӧдӧтувмероприятиеяс;
- Ас киӧнвӧчӧмтворческӧйудж (материал корсьӧм, серпасьяскиӧнвӧчӧмторъяс да с.в.).
3 Содтӧм
Уджалан план бать-мамлы
- Чукӧртныунапӧлӧс материал. Интернетысь, небӧгъясысь, журналысь, да газетысь;
- Челядькӧдӧтувуджъясдасьтӧм;
- Лӧсьӧднычелядькӧдӧтув ас киӧнкарӧмторъяс, паськӧм…;
- Сёрнитнычелякӧд, лыддьыны, велӧдны, кывзыны.
Приложение 4
Спортивное развлечение «Праздник севера»
Цель: приобщение воспитанников к коми национальным играм.
Задачи:
1. Развивать у детей ловкость, выносливость, смелость.
2. Воспитывать организованность, выдержку, внимание, сообразительность.
Оборудование: Скакалка – 2 шт;
Чугунок – 2 шт;
Фигурка рыбы - 20 шт;
Маленькие мячи – 20 шт;
Фигурки зверей – 20 шт. (медведь, заяц, лиса);
Гимнастическая палка – 20 шт;
Длинная лента – 2 шт;
Дуга – 4 шт;
Обруч – 10 шт.
Ход
Ведущий:Виджаоланныд челядь, да дона гостьяс!
Здравствуйте, дети и дорогие гости!
Издавна славится коми земля сильными и смелыми людьми. Охотники, оленеводы, рыбаки показывают свою силушку не хвастовством и красным словцом, а завоевывали доброе имя умением и смекалкой.
Вы, готовы доказать, что вы крепкие и быстрые?
Представление команд: название и девиз.
Ведущий: В Коми республике много рек больших и маленьких, назовите их (Печора, Уса, Сысола, Вычегда). А в реках водится много рыбы. Каких? (щука, окунь, пелядь, сиг, хариус).
Игра: 1. «Удочка».
Оборудование: скакалка для каждой команды.
Ведущий собирает детей в круг. Дети прыгают по ходу движения «удочки». Выигрывает команда, которая остается в большинстве.
Игра: 2. «Сварим уху».
Оборудование: чугунок.
Ведущий: Поймали рыбу, а теперь сварим уху. По команде дети должны поместить рыбку в чугунок.
Ведущий: Наш северный край богат лесом, также много болот. Какие ягоды там растут? (голубика, клюква, черника, морошка, брусника).
Игра: 3. «По кочкам за клюквой».
Оборудование: Небольшие коврики.
Дети переходят с одной «кочки» а другу переставляя перед собой коврики.
Ведущий: В лесах водятся дикие звери. Какие? Может нам сходить на охоту?
Игра: 4. «Меткий охотник».
Оборудование: на куб прикрепляются фигурки животных. И в них кидают мячом. Побеждает та команда, которая больше попала в цель.
Ведущий: Наступила зима, выпал снег, реки покрылись льдом.
Игра: 5. «Мороз, ветер, льдинки».
Мороз – садятся на корточки;
Ветер – бегают.
Льдинки – замерзают.
Ведущий: Куда после охоты и рыбалки отправляется оленевод? (чум).
Игра: 6 «Построим чум».
Оборудование: 3 гимнастические палки, лента, ткань.
По сигналу все команды бегут и строят чум.
Ведущий: Природа севера и прекрасна и сурова. Она учит человека быть ловким, быстрым, смелым, умным.
Игра: 7 «Полоса препятствий».
Оборудование: На каждую команду по 2 дуги, по 5 обручей.
Ведущий: Вот и закончился наш праздник. Будьте ловкими, быстрыми, смелыми и любите наш северный край. Спасибо всем!
Награждение команд.
Приложение 5
МЕНЮ
Коми блюд
- Шанешки – шаньга
- Шаньга с картошкой – картупеля нянь
- Рыба с картошкой на молоке – чериакартупельйоввылын
- Клюквенный морс – турипувва
- Каша из перловки – проса рок
6 Содтӧм
Мойд
«Руч да кӧчъяс»
Водзкыв: Тырма уна да дыр сёрнитныколӧмойдмойдны. Чукӧртчӧйдзоляяс да ыджыдъяс, пуксей бура мед ставлытыдалс.
Нуӧдысь: Олiсны да вылiсны 2 кӧч. Ёна же налӧнкынӧмныссюмалысьтӧвнас. Но вот воисгажатулыс.
Кӧч 1: Кыдзи же ми тшигъялымтӧвбыднасвайгаланкапуктам
Кӧч 2: Давй
Пукӧны, кисьталӧны, радлӧны-йӧктӧны. Быдмисныгаланкаяс. Мунiсны кӧчъясшырордӧюавны.
Кӧч 1: Видзаоланшыр. Виставмиянколӧ-ӧ галанкасӧкыскыны?
Шырвидзӧдлiс галанкаясвылӧ и шуис.
Шыр: Озна ков. Виччысьӧйкор бекар-чашка ыждалоасны. Да менэкорӧ.
Кӧчъяскисталӧны, дӧзьӧритеныгаланкаяс. Бара мӧдӧдчиснышырордӧ.
Шыр: (бӧжнассывъялыс) ӧнiпозьӧ. Только ӧтикгаланкасӧмэбосьта. Мэ ведь тiянотсалi, чайтаныд, кокни сьетны бур сӧвет?
Кӧч 1: Кыдзинӧ ми кутам ӧтигаланкасӧюкны? Гашкӧкодкӧлысьуалам?
Кӧч 2: Видзаоланкоткодзув. Висьтавкыдзимиянгаланкасӧкыквылӧюкны?
Коткодзув: А мыйтанiдумайтны? Пуксьӧй да ӧта-мӧдабоксяньсьойӧй.
Эзкажытчыкӧчъяслыкоткодзувлӧнвисьталӧмыс.
Кӧч 1: Видзаоланурпи. Отсавмиянкыдзiгаланкаюкны?
Урпи: Видзаоланныдкӧчъяс. Зэвкокньыд. ӧтиквужсьяньыс а мэдкорсьаньыс. Вот и сёйӧй.
Эзкажытчыкӧчъяслыурпилӧнвисьталӧмыс.
Кӧч 2: Видзаоланручиль. Отсавмиянгаоанкаюкны.
Руч: Отсала да висьтала (босьтисьгаланкамунiс пуулӧ да куртчисгаланка)
Кӧч 1: Лёка тэ юкин, абуӧткойдӧсьторъясыс.
Руч: Щасвеськӧда (бара мунӧпуулӧ)
Кӧч 2: ӧнiӧтикысыджыджыкмэдсьис.
Руч: (хрум-хрум, бара куртчалic)
Сёискынӧмпӧттӧдьыс, колискыкдзоляторъяс.
Кӧч 1: ӧнiӧткойдӧсь тай лоисны.
Руч: (сералӧ) Вот и сьойӧй! Мӧдысь бара мэнӧкорӧй. Мэысьбурджыка тiяннекодозотсав.
Нуӧдысь: Вот и мойдлы пом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Люби и знай свой край родной"
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ. ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...
"Люби и знай свой край"
Чувство патриотизма_ это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины.И прививать эти чувства необх...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ «Люби и знай свой край» СТИХОТВОРЕНИЕ.
Мы на Севере живем и расскажем вам друзья о нём!...
«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...
«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...
Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)
Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!» Актуальность проблемы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...