Социокультурный проект "От сердца к душе"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Педагогический опыт реализации социокультурного проекта  "От сердца к душе"  по формированию нравственных понятий и общечеловеческих ценностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu_filippova_n.n.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2092 д/п  «Надежда»

Статья  в  газету.

Социокультурные  проекты

 «Чистый город – чистая душа»   и  «От сердца к душе»

Трушко Галина Константиновна

Гмырина Оксана Владимировна

Филиппова Надежда Николаевна

Разве сегодня можно кого-то удивить  такой формой работы   с детьми, как проектная деятельность?  Метод проектов прочно  и основательно вошел в жизнь  современных детских садов.  Наше дошкольное учреждение , как  и многие другие,  активно,  эффективно  внедряет в практику работы  с детьми  как традиционные,  распространенные  проекты,  так и  самые необычные,  оригинальные, уникальные, интересные,

В течении  года в  каждой возрастной группе,  исходя их рекомендаций программы,   реализуются краткосрочные  и долгосрочные тематические проекты  по различным образовательным областям.

Особенно запоминающимися были такие  групповые проекты,  как «Песочные сказочки – мокрые загадочки»,   «Очень худо без посуды», «Волшебные пуговицы»,  авторский,  оригинальный  проект   для детей старшего возраста «От фотоаппарата до фотографии».

Помимо групповых проектов в нашем дошкольном учреждении разработаны и реализуются  общесадовские  долгосрочные проекты  социокультурной направленности:  экологический проект  «Чистый город – чистая душа»  и духовно-нравственный  «От  сердца к душе».   Это проекты, в которых могут участвовать дети всех возрастных групп. Содержание, формы и методы работы  с  детьми составляются  в зависимости от возрастных особенностей, интересов, возможностей и потребностей детей от младшего возраста до подготовительных групп.

        Собственно  социокультурный проект  «Чистый  город – чистая душа…» возник  не сразу. Многие новые нестандартные формы работы,  «забытые»  интересные приемы прошлых лет,  взятые из собственного детства,   инновационные идеи практической реализации  возникали,  созревали  по мере того, как мы начинали над ним работать.

И в итоге было разработано четыре блока «Чистота родного города», «Бережем воду»,  «Бумага или пластик»  и « Природа – наш дом».  

Каждый блок предлагает разнообразные формы и приемы работы с детьми –дошкольниками, направленные  на формирование экологических понятий  и представлений, связанных с городской жизнью, а главное – ориентированы на  воспитание и закрепление определенных норм  и правил поведения маленького гражданина в родном городе.

В блоке «Чистота родного города» особый интерес вызывали у детей акции «чистое утро» (собрать фантики от конфет на участке),   «поставим урны на участки»; целевые прогулки по улицам района  «посчитаем мусорные корзины»,  интерактивные экскурсии  «Красота и чистота родного города»:  наблюдение за трудом дворника, беседа- рассказ  рабочего по территории о своей работе; сюжетно-ролевая игра  « Уборка мусора в городе» (профессии:  дворник, мусорщик, водитель, рабочий…)

Дети  решали проблемные ситуации «Где приятней  гулять?», «О чем просит трава»,  создавали и рисовали экологические знаки  «Уберите за собакой»,  «Где мусор, там грязно».   Завершением работы  по данному блоку  были   дни художественного творчества детей и родителей: выставка  «Мусорная фантазия» и дефиле костюмов из бросового материала  (повторная жизнь мусора).

Блок «Бережем воду»  помимо  интегрированной образовательной деятельности «Зачем  и кому нужна вода» был представлен экологическими сказками о воде, наблюдением за работой сантехника,  проведением исследования  «Закрой кран, чтоб не вытек океан»,  серией  опытов «Способы очистки воды», созданием агитационных плакатов «Уходя, не забудь закрыть кран», «Капля плачет» и рисование «Портрет воды» (которая вытекает и которая в кране остается).

В блоке «Бумага или пластик»  реализовывались проекты «Бумажный мир»  и «Чудо пластиковой бутылки»,  проводились опыты и эксперименты «Преимущество бумаги  перед пластиком»  (растворение бумаги в воде); организовывались мастерские  по ремонту книг «Чтобы книжки дольше жили», ставились проблемные ситуации «Как экономно использовать бумагу», проводились мастер-классы «Вторая жизнь газеты: поделки из газетных трубочек», дети играли в сюжетно-ролевые игры «Прогулки в природу» ( что с собой возьмем?  Бумажный пакет или пластиковый? Что оставим после себя ?).

И четвертый блок  «Наш дом – природа». В процессе реализации этого блока мы проводили с детьми природоохранные акции «Покормите птиц зимой» (  изготовление и развешивание кормушек),  экологическая акция «Час Земли» (пользуйся световым днем), организовывали  детский  трудовой десант на природе,  создавали рекламки по страницам Красной книги «Не рвите цветы»; устраивали конкурсы плакатов «Бережем планету»,  смотры-выставки «Планета глазами детей» ( красивая планета – чистая планета),  конкурсы «Цветочные клумбы» , проводили досуги и развлечения  «Родная природа – родные края», «Другой такой планеты нет».

Материалы  социокультурного проекта «Чистый город – чистая душа» был представлен  на конкурс исследовательских проектов, организованном МГУ им. М.В.Ломоносова и получил  особый приз жюри за актуальность идеи и широту подхода.

Проект «От сердца к душе» занимает особое место в жизни нашего детского сада.  На сегодняшний день имеется много разработок, рекомендаций, программ  по тому, как обучать  детей навыкам счета, решения задач;  мы много внимания уделяем тому, как научить ребенка писать, читать, создавать красивые картины, но вопросам развития детской души и сердца личности ребенка  порой отводим мало времени, не акцентируя на этом наше внимание .

Может быть, это и звучит громко, но  то,  каким вырастет наше будущее поколение, не в малой степени  зависит  и от нас, педагогов, от того, что мы заложим в их души сегодня.  

Поэтому мы всерьез сели за разработку духовно-нравственного проекта «От сердца к душе».  

Наша цель состояла в том, чтобы  не только дать представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» , но и выработать  привычку,  сформировать желание поступать в соответствии с моральными принципами и убеждениями.

И,  когда мы разрабатывали этот проект,  то,  прежде всего,   искали те формы и  методы работы  с детьми, которые  не только  дадут  знания о нравственных ценностях,  но и  позволят практиковать  гуманные поступки и добрые дела .

За основу мы взяли тематические дни,  памятные даты, представленные международными и российскими организациями.  Такие, как  День красоты,  День пожилого человека, День мира, День толерантности,  День  инвалидов, Всемирный день спасибо,  День приветствий,  День ребенка,  День объятий, День спонтанного проявления доброты,  День друзей и др.

         В процессе работы  над данным проектом мы искали (и нашли)  формы организации детской деятельности, которые являются  знаковыми в каждом тематическом дне. Это благотворительные и воспитательные акции; художественное самостоятельное творчество и проживание детьми конкретных нравственных ситуаций.  Акции  такие, как «Подари улыбку другу», миротворческая акция «День детсадовского единства», когда  старшие дети брали за ручки малышей, и все  вставали в общий круг, чувствуя руку  и помощь  ближнего; акция «Доставь радость бабушке» (дети  дарили открытки, сделанные своими руками,  пожилым людям,  которых встречали во дворе); акция «Скажи «спасибо» (говорили слова благодарности  поварам, рабочим по зданию, уборщицам, няням, прикрепляя к их сердцам смайлики).

Акции, в которых участвовали и родители, такие как  «Семья помогает семье»   ( совместно с детьми сбор школьных принадлежностей и отправление посылки  для детского дома)  «Еловая веточка»   (новогодние игрушки, сделанные своими руками).

Акция, тронувшая всех участников проекта «Поздравительное письмо солдату». Ко  дню защитника Отечества  дети подготовительных групп подготовили,  написали,  нарисовали  письмо-поздравление солдатам и отправили в воинскую часть.

И каково же было наше удивление,  когда в ответ приходили  письма  благодарности  из детского дома, от военнослужащих! Дети  увидели  и поняли, что  любое доброе дело будет услышано. И чувства после добрых дел необыкновенно глубоки  и приятны.

Воспитательные акции, это акции, когда старшие дети готовят заранее подарки малышам и дарят их им, проводят с детьми младших групп  коммуникативные игры, показывают кукольные спектакли, обучают  определенным гигиеническим навыкам.

Почти ко всем тематическим дням  дети  вместе с педагогом делает стенгазеты и коллажи «Красота живет повсюду»,  «Дети разных народов»,  «Хочу под мирным небом жить»,  «Добрым быть совсем несложно»,  «Обниматься приятно»  и т. п.

В День красоты стало традицией устраивать  различные дефиле :  бантиков  и галстуков, сумочек и рюкзаков, корон и…

В процессе реализации проекта мы редко даем детям готовые рецепты, многие выводы вытекают из познавательных бесед, игровых упражнений, проблемных ситуаций, сюжетных игр, чтения художественной литературы нравственного содержания. Так, ко Дню мира  дети узнавали о символе мира   - голубе, прослушали историю  японской девочки, которая делала бумажных журавликов, чтобы выздороветь,  каждый потом делал своего голубя мира;  по очереди дети разучивали мирилки, учились  просить прощение и умению прощать.

В День спонтанного  проявления доброты  дети рассказывают о  своих добрых делах, о добрых делах, напечатанных в газетах, услышанных по радио, увиденных по телевизору , встреченных в жизни, учатся ценить добро и стремиться к нему. А цветочек  с лепестками добрых дел помогает им в этом.

Наши социокультуные проекты завершаются в течение учебного года. Но завершение проекта еще не означает его прекращение. И каждый новый учебный год  открывает двери для новых идей, неожиданных  решений, неординарных подходов  для постоянного процесса воспитания маленького гражданина с большим сердцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Семья вместе – душа на месте.

Активное развивающее занятие    по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» НОД по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»Семья вместе ...

темитическое мероприятие в рамках социокультурного проекта"От сердца к душе" по теме "День инвалида" с показом видеопрезентации

Цель: познакомить детей с понятием "люди с ограниченными способностями"; рассказать что делают в городах для улучшения качества жизни этих людей ( пандусы, спецприспособления в автобусах и метро) ; по...

Социокультурный проект "От сердца - к душе". Международный день "Спасибо". 12.01.2016г.

В рамках социокультурного проекта "От сердца к душе" в детском саду прошли темотические дни "спасибо". Игровые упражнения: "Кому я могу сказать" спасибо", "За что, мы говорим "спасибо", "Кто мне говор...

Социокультурный проект "От сердца к душе"

Формирование у детей дошкольного возраста нравственных представлений и этических понятий....

Социокультурный проект "От сердца к душе"

АктуальностьКак говорят многие известные педагоги Платон, Аристотель, Квинтилиан и др. «нравственное воспитание в дошкольном возрасте необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются нра...

Социокультурный проект « От сердца к душе»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы«Школа №  2092 имени И.Н.Кожедуба»ул. Марьинский парк, д.37, Москва, 109559Телеф...