Конспект беседы о балалайке.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Лебедева Наталья Эдуардовна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_besedy_s_detmi_starshego_vozrasta_o_balalayke.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект

 Беседы с детьми старшего возраста

             о балалайке.

                                                                       

                                                                          Музыкальный руководитель

                                                                          Лебедева Н.Э.

                                                   

                                         

                                                г. Ессентуки

Цель: дать знание о музыкальном инструменте — балалайке.

Задачи:

  • рассказать об истории балалайки
  •  из каких частей состоит
  • к каким видам муз. инструментов относиться.

Ход занятия:

— Ребята отгадайте загадку:

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок — тонкий,

Голосок звонкий.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент —

Самый русский инструмент.

(Ответы детей) Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка.

Посмотрите – вот она.(показ инструмента )

— Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.

Давным — давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (балалайкой).

Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. А есть ли среди вас балалаечники? (ответ детей)

Балалайка — струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она — гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.

(показ картинки « балалайки части»)

В современном виде  балалайка стала  музыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ — это условный знак  понятия или явления. Например в Шотландии муз. Символ —  волынка, в Украине  - бандура.

В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место.

— Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка

(слушание на магнитофоне русского народного танца «Камаринская» популяризованный в одноименной увертюре М.И. Глинки)

— Понравилась вам музыка?(ответы детей) Какая она? ( ответы детей) Правильно: Веселая, озорная.

— Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей)

— Верно, это плясовая.

Было у  балалайки и трудное время ее чуть не вытеснили  - семиструнная гитара и гармонь. Но однажды услышал звучание балалайки замечательный музыкант Андреев Василий Васильевич, научился играть на ней и понял, что нужно балалайку немного усовершенствовать.

По чертежам Андреева, изготавливают балалайку нового образца, которая отличалась и по виду, а главное по звучанию.

Василий Васильевич начинает упорно трудиться на новом инструменте. Он сочиняет марши, вальсы, полонезы, мазурки. Он создает ансамбль, начинает с ним гастролировать. Так балалайка приобрела всемирную известность.

— Знаете ли вы, что в Тверской области в городе Бежецке  в родном городе Андреева поставлен первый памятник русской балалайке. А летом 2014г был установлен памятник и в  городе Севастополе.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Подведение итогов беседы:

— О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?

— Какую мелодию, исполненную на балалайке, слушали?

— Что вам больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми о балалайке

В материале  есть краткая история и описание....

Конспект беседы о балалайке

Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста о балалайке....

Беседа про балалайку

laquo;Балалайка, балалайка, веселее заиграй-ка!»Цель: познакомить детей с историей русского народного инструмента-балалайки, учить отличать ее звучание от других инструментов.Задачи:1. Познаком...

Конспект развлечения "День балалайки"

Конспект развлечения "День балалайки"...

Беседа-практикум "Балалайка-душа русского народа"

Беседа – практикум «Балалайка – душа русского народа» Цель:- Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.Задачи: развивать эмоциональную...

Конспект занятия "Роспись балалайки"

Конспект открытого занятия "Роспись балалайки" в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию...

конспект занятий "Эх. балалайка"

Познакомить детей с русским  народным инструментом –балалайкой.Вызвать эмоциональный отклик и доставить радость....