Из опыта работы: «Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников как важнейший элемент приобщения к российским духовно- нравственным ценностям культуре и исторической памяти»
материал
из оыта работы по гражданско- патриотическому воспитанию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №450 компенсирующего вида
Из опыта работы:
«Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников как важнейший элемент приобщения к российским духовно- нравственным ценностям культуре и исторической памяти»
воспитатель: Черкасова Н.В.
г. Екатеринбург
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально – значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город, посёлок – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.
В нашей группе используется все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, игры и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные национальные игры. Наши дети знакомы с календарными играми, русскими народными играми во время проведения обрядовых праздников, посвященным разным циклам земледельческого календаря. Через игру мы, на доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами многонациональной культуры, традициями, бытом, обычаями народов, населяющих Россию, с крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной национальной культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или безнравственным. От родителей, педагогов, от их усилий в воспитании ребёнка; от окружающего мира, зависит какие черты характера сформируются у ребёнка, какие впечатления сделают его духовно просвещённым.
В общей системе воспитательно-образовательной работы нравственно-патриотическое воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего города, страны, Родины.
Решение практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей представляется возможным средствами творческих выставок. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
Воспитание любви к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности: игра, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки) и другие.
В работе необходимо придерживаться принципов: целостности в единстве обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности с другой; учета возрастных, индивидуальных особенностей, атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; личностно-ориентированного подхода – знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
Важнейшим символом российского государства выступают государственные символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. Использование государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения обучающихся к российским духовно-нравственным ценностям, культуре, исторической памяти.
В практике воспитательной работы придерживаемся методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации с целью изучения истории.
Содержание работы по реализации поставленных задач строится по тематическим блокам.
В своей работе использую различные формы работы с детьми:
- образовательная деятельность с детьми (как организованная, так и непосредственна Я продумываю форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, а также использую специальные прием, повышающие познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и т. д.
- игровая деятельность. Игры также способствуют решению задач патриотического воспитания. Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, красно каменный, могучая, свободная); «Составь флаг, герб», «Подбери технику по родам войск».
- экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются возложение цветов к памятнику, минута молчания, вахта памяти, встреча с участниками боевых действий.
- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
- одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически. Дети могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.
- конструирование: постройки из крупных деталей конструктора «Строитель», гараж для военной техники, военный корабль.
- изобразительная деятельность (продуктивная): рисование, лепка, аппликация.
- двигательная и музыкальная деятельность: подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей препятствие», «Боевая тревога».
-Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наша группа в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Родители - активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок.
Выстраивая, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:
- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;
- принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/01/picture-13383-1467402615.jpg)
«А из нашего окна площадь красная видна…» Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Сейчас трудно отыскать ребенка, который бы вслед за героем стихотворения Сергея Михалкова мог бы похвастаться, что видит из окон своего дома главную площадь страны Именно с нее начинает знакомство с М...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-1250308-1589868437.jpg)
МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ»- из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников
описание работы с детьми дошкольниками , посвященные 75-летию Победы в ВОВ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-325142-1383469776.jpg)
Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством проектной деятельности.
Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в жизни. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности восп...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-688566-1704274676.jpg)
Городской семинар "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645530","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645641","attributes":{"alt":"","class"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-688566-1704274676.jpg)
Городской семинар с элементами мастер-класса "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края".
#Повышение_педагогической_компетентностиВ рамках мероприятий по взаимному сотрудничеству управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж с городскими благочи...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/12/picture-681200-1736695369.jpg)
Выступление из опыта работы на педагогическом совете на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
Гражданско-патриотическое воспитание всегда было и остается актуальным в системе российского дошкольного образования. Это одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет о...