Планирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с экономикой
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Валентина Коськаева

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

В данном приложении представлено перспективное и тематическое планирование по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с экономикой

Введение

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

В данном приложении представлено перспективное и тематическое планирование по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование в подготовительной группе

Тема

Цель

Материал

Октябрь

Семейный бюджет:      доход, расход

(игра-занятие)

Раскрыть       сущность понятия «доход» и его основные и дополнительные источники        {заработная плата,   пенсия);   уточнить представления     детей     о ведении              семейного хозяйства

Модели: «Доход», «Расход», «Семейный бюджет», карточки с изображением членов семьи, сюжетные картинки

Литература: Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены»

Ты— хороший хозяин? (игра - занятие)

Закрепить       понятие «бережливость»,  формировал, бережное отношение к предметам,  нетерпимость   к неряшливости, небрежности;   воспитывать уважение  к  людям разных профессий

Плакаты о бережном отношении к воде, свету, газу и другим природным ресурсам; кукольная посуда Литература: К. Чуковский «Федорино горе»

Фермер (сюжетно-ролевая игра)

Побуждать          детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей               жизни; познакомить     с     понятием «бартер»                   (обмен); воспитывать            навыки трудолюбия

Сельскохозяйственная техника (игрушки: трактор, культиватор,    семена     для посева,  набор  «Домашние животные»     Литература:Э. Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот», О. Меньшиков «Экономика  детям, большим  маленьким»

Аукцион

(сюжетно-

дидактическая игра)

Раскрыть   особенности продажи       товаров       на аукционе,     упражнять    в практике увеличения

указанной цены

Молоточек для аукциона, трибуна; товар (игрушки) для продажи

Ноябрь

Семья (сюжетно-ролевая игра)

Продолжать   расширять представления     о     семье, родственных   отношениях; знакомить с составляющими семейного бюджета

Таблицы «Доход», «Расход», денежные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья»

Сберегательный банк

(игровые ситуации)

Раскрыть смысл вложения денег в сберегательный банк.

Чтение отрывков из книг Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены», А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Декабрь

Путешествие денежки

(игра-занятие)

Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах

Персонажи сказок (фигурки из картона) Ш. Перро «Красная Шапочка», Братьев Гримм «Бременские музыканты» и т. д. Модели монет (рубль, франк, марка).Игровые деньги

Волшебные помощники (игра-занятие)

Уточнить представления     о     роли бытовой   техники  в  доме; развивать      фантазию      и творческие       способности дошкольников

Карточки с изображением бытовой техники; герои сказок (бабушка Федора, Золушка, три поросенка, Золотая рыбка, Старик, Старуха); карточки с загадками

День рождения

(игровые ситуации)

Рассказать,             что покупка                  подарка производите      с     учетом интересов,                желаний именинника;           объяснить понятия «дарение», «выгода»;

разделить радость друга

Кондитерские изделия из слоеного теста (торты, пирожные); набор чайной посуды, игрушки; материал для упаковки подарков

Менеджер

(сюжетно -

ролевая игра)

Закрепить    знания    о разных профессиях экономической      направленности (менеджер      и      т.      д.); реализовывать    знания    о работе       менеджера       и художника-оформителя

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет»; плакаты, буклеты, бумага, краски для изготовления рекламных роликов

Монетный двор

(игра-занятие)

Дать      сведения      о производстве      денежных знаков (купюр и монет)

Купюры и монеты разного достоинства; игровые деньги

Магазин (экскурсия)

Учить делать покупки в магазине,      расплачиваться настоящими        деньгами; показать   характер   труда продавца

Купюры и монеты разного достоинства; игровые деньги

Золотые правила экономики

(игра-занятие)

Ознакомить               с понятиями     «экономика», «экономист»; помочь понять и      закрепить       основные правила             экономики, объяснить   необходимость их   выполнения;   пробудить интерес       к       экономике, воспитывать          честность, трудолюбие

Карточки с надписями: «экономика», «прибыль», «доход», «выгода», «предприниматель», «закон»

Январь

Супермаркет (сюжетно-ролевая игра)

Показать разнообразие товаров;      учить      сопоставлять   цену   товара   с имеющимися     наличными деньгами;          формировать умение               производить операции      купли-продажи; способствовать установлению       в       игре ролевого взаимодействия и усвоению                 ролевых взаимоотношений (продавец-покупатель)

Разнообразные товары, игровые деньги, аксессуары для игры; ценники, чеки и т. п.

Телепередача «Почта        гнома Эконома»

(игра-занятие)

Закрепить представление детей  о содержании труда людей                некоторых профессий (повар., портной, строитель,    врач    и    др.), связанных с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде,   жилье   и   т.   п.; развивать    смекалку,    сообразительность,    логическое мышление

Закрепить представление детей  о содержании труда людей                некоторых профессий (повар., портной, строитель,    врач    и    др.), связанных с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде,   жилье   и   т.   п.; развивать    смекалку,    сообразительность,    логическое мышление

Наш город — промышленный центр   (игра-путешествие)

Расширять   знания   о промышленности    города; формировать             чувство гордости за свой город

Карта-план города с указателями объектов промышленности; фотографий, эмблемы, карточки с изображениями выпускаемой продукции

Фабрика игрушек (сюжетно-ролевая игра)

Обобщать представления детей об  этапах трудового процесса по изготовлению игрушек;     показать,     что совместный        труд       и использование рациональных способов            производства уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время

Юла, таблица с секторами; индивидуальные карточки, призы детям

Февраль

Банк (сюжетно-ролевая игра)

Расширять   первичное представление     детей     о банке производимых  им операциях (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги               вкладчикам, предоставляет деньги в долг); совершенствовать   речевое общение детей в игровой деятельности

Модели: банк, касса, банкомат; аксессуары для игры: чековые книжки, пластиковые карты, валюта, игровые денежные знаки, договоры для оформления кредита

Детская лотерея «Удача»

(игровые ситуации)

Ознакомить   детей   с особенностями     разыгрывания лотереи

Лотерейные билеты с указанием номера и серии, специальные подарки-выигрыши (детские поделки), табло

Чудо-природа {игра-занятие)

Закреплять         понятие «природа»; выяснить у детей, что,     по     их     мнению, относится   к   природному миру;    подвести    ребят    к пониманию того,  что одни материалы,      из     которых делают товары, можно найти в   природе,   а   другие  — произведены людьми

Карточки с загадками о растительном мире, кроссворды, ребусы; муляжи предметов

Что?       Где? Когда?

(игра-викторина)

Закрепить представление     детей     о разнообразии      природных ресурсов, способах их использования;   выявить   знания детей    о    производителях товаров и услуг; продолжать учить  работать   командой, сопереживать,       находить коллективный ответ путем обсуждения

Оборудование для игры «Что? Где? Когда?»; письма с вопросами

Март

Строители (сюжетно-ролевая игра)

Развивать конструктивное воображение                 при сооружении      зданий      по фотографии    или    рисунку, устанавливать связи между назначением здания и самой постройкой; опытно- экспериментальным               путем выяснить, из какого материала    строить    выгоднее (камень,кирпич,    дерево,железо);           показать вариативность          решения экономической задачи

Напольный пластмассовый   конструктор, деревянный,            «Лего», «Сотовый»,                 набор строительной техники и инструментов

Лесной рынок

(игра-занятие)

Дать                     детям представление     о    разных видах       цен,       раскрыть специфику купли-продажи товаров         на        рынке (свободные    цены,    торг, количество    продавцов    и покупателей)

Ценники, товары, картинки с изображением персонажей сказок, необходимое оборудование (весы, гири, пакеты и т. п.)

Кому        что нужно для работы?

(дидактические игры)

Закрепить   знания   об орудиях     труда     повара, шофера, столяра, художника-оформителя, кассира и др.; определить     их     роль     в изготовлении товаров

Набор различных инструментов, сюжетных картинок

КВН

Развивать      у      детей внимание, сообразительность, самостоятельность; доставить   им   радость   и удовольствие от участия в игре

Оформление помещения в соответствии с игрой; планкарта города; картинки с изображением разных товаров, карточки с пословицами, заданиями и др.

Апрель

Дом моды

«Модница» (сюжетно-дидактическая игра)

Расширять представления     детей     о профессиях:           модельер, портной,    швея;    выделить зависимость           продажи товара от результатов творческой              деятельности модельера;    обсудить,    как использовать   рекламу   для реализации товара

Швейные машинки (детские), ткань различных видов, лекало, мелки, швейная фурнитура; куклы Барби

Мир рекламы (игра-занятие)

Продолжать   знакомить детей с назначением рекламы и   ее   видами:    печатная, радио- и видео - реклама; развивать       воображение, самостоятельность

Различные рекламные материалы (наклейки, ручки, газеты, календари-ки), краски, бумага, фломастеры, картинки с изображением людей разных профессий

Президент   и государство

(сюжетно-дидактическая игра)

Дать                     детям первоначальные экономические          знания, возможность

почувствовать     себя     ответственными    гражданами своей        страны;        учить конструктивному     общению друг с другом

Трибуна, избирательных участок, схема управления государством, телефоны, герб, флаг, права, законы страны

Май

Путешествие в страну товаров (игра-занятие)

Пояснить   детям,   что есть товары первой необходимости и товары, просто украшающие      наш      быт: рассказать  о  них .  Обратив внимание детей на эстетику предметов быта

Народные игрушки; подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые фигурки и др.

Путешествие в другие страны

(игра - занятие)

Дать   детям   первичные представления       о      необходимости           товарного обмена между странами, об экспорте, импорте

Разнообразные игрушки отечественного и зарубежного производства

«Добрые   дела инвестора»- (сюжетно-ролевая игра)

Ознакомить   детей   с понятием  «инвестор»  (человек или группа людей, вкладывающая    деньги   в производство   материальных благ);    продолжать    учить ребят              пользоваться экономическими терминами

Атрибуты к сюжетно-ролевой   игре    «Магазин»;костюмы животных (лиса, сорока, белка, еж, медведь, филин)

«Теремок» на новый лад

(экономическая сказка-развлечение)

Активизировать способность    к    выдумке, сообразительность; воспитывать     любознательность          в          процессе познавательно-игровой     деятельности,              развивать актерские качества

Зал оформлен в стиле сказки «Теремок»; шапочки-маски для участников представления; денежные знаки (игровые), реклама, товары, другие аксессуары

Ярмарка (развлечение)

Расширять         знания детей  о  таком  виде  распродажи,     как     ярмарка; помочь     лучше     усвоить понятия «покупка», «товар», «деньги», «цена»

Аксессуары для ярмарки: товары, ценники и пр.

Поле чудес (игра-соревнование)

Развивать      быстроту реакции, смекалку, сообразительность, умение соблюдать правила     игры,     выполнять задания         в         условиях соревнования

Кроссворды, ребусы, загадки и пр. на экономическую тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).

Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью

данный материал поможет воспитателям групп старшего дошкольного возраста  планомерному ознакомлению с приемами рисования элементов городецкой росписи...

Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с телом человека

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с телом человека...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ

Выявление начального уровня сформированности представлений у детей о дымковском промысле . Организация работы по формированию представленийу детей старшего дошкольного возраста о дымков...

Опыт работы на тему: «Использование приема «Кластер» в работе по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем».

Прием «Кластер» я  использую,  как на этапе изучения нового. Например: знакомство с элементами башкирского орнамента. Так и во время закрепления пройденного и отработки навыков. ...