Опыт работы на тему: «Использование приема «Кластер» в работе по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем».
консультация (подготовительная группа)
Прием «Кластер» я использую, как на этапе изучения нового. Например: знакомство с элементами башкирского орнамента. Так и во время закрепления пройденного и отработки навыков. Прием способен интегрировать работу по различным образовательным областям, объединяя различные виды деятельности единой темой. На этапе рефлексии по теме «Республика Башкортостан » мы составили кластер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klaster_rb.docx | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему: «Использование приема «Кластер» в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем».
Год от года знания, представления о родном крае у детей обогащаются, расширяются, совершенствуются. Помочь детям дошкольного возраста шире познакомиться с родным краем, понять взаимосвязь истории, культуры с окружающими предметами и объектами действительности, жизнью общества, воспитывать в них чувство гордости, любовь к Родине – это актуальная, важная задача каждого воспитателя.
На мой взгляд, решение столь важной задачи не может быть реализовано без условия, чтоб дети, воспринимая материал, активно думали, конструировали свое знание, которое рождается в процессе деятельности. Что бы увеличить интерес к познанию у детей старшего дошкольного возраста я использую в своей работе прием «Кластер» технологии развития критического мышления. Благодаря использованию его в процессе познания повышается образовательная мотивация.
«Кластер» в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.
Прием «Кластер» помогает добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Прием «Кластер» я использую, как на этапе изучения нового. Например: знакомство с элементами башкирского орнамента.
Так и во время закрепления пройденного и отработки навыков. Прием способен интегрировать работу по различным образовательным областям, объединяя различные виды деятельности единой темой.
На этапе рефлексии по теме «Республика Башкортостан » мы составили кластер.
Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема (Республика Башкортостан). От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы (Символика, быт древних башкир, башкирская одежда, народные муз. инструменты, традиции, национальные блюда, герои, известные люди, города РБ, достопримечательности, производственная деятельность РБ, природные заповедники), а от них соответствующие термины, понятия ( флаг, герб, гимн, конституция; быт, жилище т.п.).
Так как не все дети умеют читать, то я в своей работе использовала иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы использовали картинки, фотографии, рисунки, схемы.
В процессе составления «кластера» практически все воспитанники были вовлечены в работу: одни имели возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, другие пополняли свои познания. Эта совместная деятельность детей в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
По составленному Кластеру на тему «Республика Башкортостан» со всей группой, ее использовала в индивидуальной работе: беседа, перечисление понятий, относящихся к кластерам и составление рассказа, опираясь на составленную схему.
На опыте я выяснила эффективность и целесообразность применения этой интерактивной методики, я наблюдаю, что использование приема «Кластеры» дает положительные результаты в познание и закрепление учебного материала. Помогает формировать у детей умение высказать свое мнение и отстоять его, вызывает активность и желание участвовать в работе; раскованность во время ответа, уверенность в себе.
В своей работе я намерена и дальше расширять применение этого приема для систематизации материала и развития познавательных процессов у детей:
- Выделение смысловых единиц (ключевых понятий)
- Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных связей;
-Поиск новых кластеров : наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;
-Самостоятельная работа поиск;
-Рассказ, опираясь на схему «Кластеры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).
Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...
Тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.
Помесячное планирование работы по ознакомлению детей с родным краем:"Кимры - город, в которм мы живём""Герб и другие символы Тверской области и городо Кимры""Памятные места на...
Педагогический опыт по теме: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».
Опыт по ознакомлению детей с родным городом...
Консультация для педагогов на тему:«Технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем»
Цель: познакомить педагогов с технологией ознакомления детей с родным краем....
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"
формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...
«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...
"Использования информационно – коммуникационных технологий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем"
Обмен опытом применения информационно-коммуникационных технологий на ООД по ознакомлению старших дошкольников с родным краем...