Сценарий родительского собрания в форме тренинга «Давайте познакомимся!»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Родительское собрание в форме тренинга "Давайте, познакомимся!". Состоит из двух блоков: знакомство и сплочённость.Эта форма необычна и интересна для родителей. Тренинг состоит из упражнений-энергизаторов - коротких упражнений, востанавливающих энергию участников. В качестве энергизаторов служат физические упражнения, подвижные игры,актулизирующие творческие способности участников и повышающие их настроение и общий тонус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание в форме тренинга "Давайте, познакомимся!" | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида».
Сценарий конспекта родительского собрания в форме тренинга «Давайте познакомимся!»
Ухта, 2016г.
Родительское собрание в форме тренинга «Давайте познакомимся!»
Технические условия: безопасное помещение площадью не менее 2 кв.м на человека, стулья по количеству человек + 2.
Практический блок.
Необходимые материалы: бейджики или листочки по размеру бейджа, английские булавки, листы А4, карандаши, фломастеры, карточки с фразами без окончания (для упражнения «Без маски»).
Вводная часть.
Уважаемые родители, наше сегодняшнее собрание будет проводиться в форме тренинга. По двум блокам: знакомство и сплочённость. Я думаю, что и для вас и для нас эта форма будет необычной и интересной. Тренинг будет состоять из упражнений - энергизаторов - короткие упражнения, восстанавливающие энергию участников. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности, восстанавливать интерес к происходящему и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать.
Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности участников, повышающие их настроение и общий тонус.
Для разминки предлагаю упражнение – энергизатор «Необычное приветствие».
Сейчас мы с вами представим, что мы с вами дети и находимся в детском саду на занятии.
- Ребята, скажите, в какой стране мы живем? Как принято здороваться в нашей стране? Поздоровайтесь друг с другом. (Родители практически выполняют ритуал приветствия.)
- Представьте себе, что вы сейчас жители необычной страны. А в каждой стране свои обычаи приветствия друг друга. Поздоровайтесь: спинами, коленками, лбами, носами, щечками.
- Поздоровались, молодцы. А теперь поприветствуйте друг друга:
У тебя носик, у меня носик.
У тебя щечки, у меня щечки.
У тебя ушки, у меня ушки.
Ты мой друг и я твой друг.
Мы любим друг друга.
Здорово у вас получилось.
1. «Тренинговое имя»
Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы (и ведущие тоже) в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».
2. Правила нашей группы
Инструкция: В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными, наиболее типичными. Сейчас мы обсудим главные из них, а затем приступим к выработке условий работы именно нашей группы:
Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: "Большинство людей считают, что ..." – на такое: "Я считаю, что ..."; "Некоторые из нас думают ..." – на "Я думаю ..." и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений
о других. Заменяем фразу типа: "Многие меня не поняли" – на конкретную реплику: "Оля и Соня не поняли меня".
Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.
Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать как минимум хоть одно хорошее и доброе слово.
Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда не скажем: "Ты плохой человек", а просто подчеркнем: "Ты совершил плохой поступок".
Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Не думаем только о собственном "Я", получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие.
Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним".
В итоге обсуждения всех правил группа хором произносит: «Я принимаю эти правила и буду их выполнять». С этой минуты группа начинает свое существование.
Упражнение-энергизатор для снятия эмоционального напряжения «Лимон и Котенок»
- Представим, что в правую руку мы все взяли лимон и стараемся его сдавить, чтоб потек сок. Мы напрягаем руку и постепенно сжимаем ее в кулак. Выдавили сок!
- А теперь представим, что мы все стали котятами, которые только что проснулись и тянутся. Потянемся хорошенько! Поднимем руки, выгнемся и потянемся вправо, влево, вверх, вытягивая шею и выгибая спинку!
Энергизатор: «Дождь»
Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся. Действия делаются в следующем порядке:
1. Трение ладоней.
2. Щелканье пальцами.
3. Хлопанье руками по бедрам.
4. Хлопанье по бедрам, топая ногами.
5. Хлопанье руками по бедрам
6. Щелканье пальцами.
7. Трение ладоней.
8. Солнышко выглянуло (руки вверх).
Звучит спокойная музыка.
Примечание: Данное задание концентрирует внимание участников, создает атмосферу групповой сплоченности, активного участия. Это задание можно применять и в начале, и в конце Вашего занятия.
- Знакомство: блок упражнений, направленных на знакомство членов группы друг с другом, настрой на более тесное взаимодействие.
«Объединение»
Участники свободно разбредаются по комнате.
Инструкция: "Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз", "Те, у кого день рождения летом", "Те, в чьем имени 5 букв" и т.д".
«Рисунок настроения»
Инструкция: "Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце светит".
«Представление партнера»
Инструкция: "Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.
Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос "Я и моя профессия (учеба)". На выполнение первого этапа у вас 5 минут.
Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.
Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации следующие самые важные вопросы:
- как я вижу свою профессию;
- что я ценю в самом себе;
- предмет моей гордости;
- что я умею делать лучше всего".
Рефлексия блока на знакомство:
– Как вы себя чувствуете?
– Как ваше настроение?
- Легко ли было выполнять эти упражнения?
- Какие упражнения вызывали чувство неловкости? Почему?
- Вы готовы работать дальше?
- Игры и упражнения на сплочение группы.
Цель: объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, приобретение умения в выражении симпатии и уважения участников друг к другу.
Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая сплоченность отличается от всех других переменных, тем, что она как сама влияет на функционирование группы, так и зависит от него.
Несколько факторов способны воздействовать на развитие сплоченности в группе. Первый из них – это тип выполняемого задания. Чем выше уровень взаимодействия, требуемый заданием, тем выше потенциальная сплоченность группы. Вторым среди факторов, воздействующих на развитие групповой сплоченности, является групповая история успеха в выполнении прошлых заданий. Чем больше было таких успехов, тем выше сплоченность.
Факторы, от которых зависит развитие сплоченности в группе. Это групповое взаимодействие, групповые успехи, общие цели и взаимная симпатия между членами группы.
В сплоченной группе ее члены получают большее удовлетворение работой, что имеет очень большое значение. И, наконец, групповая сплоченность тесно связана с производительностью. Члены более сплоченной группы будут в большей степени придерживаться групповых установок, касающихся производительности, чем члены менее сплоченной группы.
Энергизатор: Большой «хрюк».
Цель - снятие психоэмоционального настроения, регуляция психического и эмоционального настроения.
Перед выполнением упражнения вводится интрига: Мы поиграем сейчас в очень интеллектуальную игру. Вам понадобятся терпение, воля к победе, максимальная концентрация внимания. Сейчас мы будем передавать друг другу … «хрюк» (хрюкнуть как можно натуральнее и громче). «Хрюк» передается от одного другому с поворотом головы, и должен пройти круг за рекордно короткий срок (в кругу из 20 человек – это 3-4 секунды). В итоге должен получиться один большой общий звук – хрюк - волна.
«Постройтесь в шеренгу по…».
Инструкция: Постройтесь, пожалуйста, в шеренгу по:
- росту (от маленького к высокому);
- длине волос;
- количеству букв имени;
- дате рождения.
«Встреча взглядами»
Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидают круг.
«Отзеркаливание»
Инструкция: "Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:
1) пришиваем пуговицу;
2) собираемся в дорогу;
3) печем пирог;
4) выступаем в цирке.
Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Один из них – исполнитель, а другой – его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя".
«Без маски»
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
Примерное содержание карточек:
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..." и т. п.
Упражнение-энергизатор для снятия эмоционального напряжения «Лимон и Котенок»
- Представим, что в правую руку мы все взяли лимон и стараемся его сдавить, чтоб потек сок. Мы напрягаем руку и постепенно сжимаем ее в кулак. Выдавили сок!
- А теперь представим, что мы все стали котятами, которые только что проснулись и тянутся. Потянемся хорошенько! Поднимем руки, выгнемся и потянемся вправо, влево, вверх, вытягивая шею и выгибая спинку!
Общая рефлексия по двум блокам (на знакомство и на сплоченность):
- Что вы сейчас чувствуете?
- присутствует ли чувство неловкости?
- приходится ли себя преодолевать?
- определите по 10 балльной шкале уровень удовлетворенности занятием.
- Что нового вы открыли для себя?
Общая рефлексия:
Рефлексия способ критического подхода к своему опыту представляет собой существенный момент в процессе развития коллектива.
Ведущий предлагает участникам группы поделиться впечатлениями по кругу и строит обсуждение по следующим вопросам:
- Отличается ли ваше настроение от начального?
- Каковы ваши впечатления, ощущения?
- Что нового вы открыли для себя?
Все ли участвовали в обсуждении и выполнении заданий?
Что происходило во время обсуждения?
Какой опыт вынесла группа из упражнений?
Обсуждение дает возможность определить каждому произошедшие в коллективе изменения, свою роль в деятельности группы, также позволяет выявить ошибки в групповой работе, проанализировать их, чтобы избежать в любой дальнейшей деятельности.
Салют из аплодисментов или упражнение «Аплодисменты»
Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.
Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.».
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Продолжительность: 5 минут.
Вот и закончился наш тренинг. Спасибо вам за участие!
Литература.
- Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. - СПб.: Издательство «Речь», 2010
- Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения. - СПб.: Издательство «Речь», 2008
- Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения, М., Эксмо, 2010.Вачков.
- Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004.
- Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.
- Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2004.
- Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешаков В. А.,. Соболева А. Е, Телегина И. О.. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Издательство «ПИТЕР», 2008
- Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: «Образование», 1997
- Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 2007.
- Митрофанова М., Бука Т. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения. – М.: «Захаров», 2007
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: «Речь», 2005.
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, 2005.
- Пузиков В. Технологии ведения тренинга. СПб, Речь, 2007.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.-СПб.: Речь, 2007.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.:«Речь», 2002.
- Теребихина Д.С., Попова Л.Б. Ценность человеческого общения. – 2-е изд., испр. – Сыктывкар, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в младшей группе "Давайте познакомимся"
Родительское собрание для первой младшей группы проводится в начале года. Данное собрание позволяет родителям поближе узнать друг-друга и знакомит родителей с планом работы с детьми....
План проведения родительского собрания средней группы Тема: «Давайте познакомимся!»
Вашему вниманию представлен план проведения родительского собрания "Давайте познакомимся". Данный материал предназначен для воспитателей, работающих в средней группе детского сада....
Родительское собрание в ясельной группе. «Давайте познакомимся».
Родительское собрание в ясельной группе. «Давайте познакомимся».Цель: Создание эмоционально положительного настроя на совместную работу ДОУ и...
Родительское собрание в средней группе «Давайте познакомимся!»
Цели: Знакомство родителей между собой и с педагогами, воспитывающими ребёнка в дошкольном учреждении; Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, атмосферу взаимного доверия ме...
Родительское собрание в средней группе Давайте познакомимся
В помощь воспитателю для проведения родительского собрания в группе....
Родительское собрание в младшей группе «Давайте познакомимся»
Родительское собрание в младшей группе«Давайте познакомимся»...
Сценарий конспекта родительского собрания в форме тренинга «Давайте познакомимся!»
Сценарий конспекта родительского собрания в форме тренинга «Давайте познакомимся!»...