Программы дополнительного образования детей, 2014 учебный год, 2015 учебный год
материал (младшая, подготовительная группа) на тему
Кружок по оригами в подготовительной группе 2014-2015г.
Кружок по пластилинографии во второй младшей группе 2015-2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 33.26 КБ |
kruzhok_po_plastilinografii_2_ml_gr.docx | 891.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №14»
_____________________________________________________________________________________
Принято на заседании Утверждаю
Педагогического совета №___ Заведующий МБДОУ
от ____________ «Детский сад №14»
______________/Н.В. Шпак
«____»___________20___г.
Программа дополнительного образования детей
«Оригами»
Разработчики: Чванова А.А.
воспитатель
г. Урай
ХМАО-Югра
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
- умение слушать воспитателя
- принимать умственную задачу и находить способ ее решения
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
- развитие самоконтроля и самооценки
- осознание собственных познавательных процессов.
Цель программы
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям. ( схемы) расшифровка схемы:
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы реализации программы
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
- Владение ножницами.
- Обработка квадрата.
- Создание основ (базовых форм) оригами
- Аппликативное оформление оригами.
- Составление творческих композиций.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебная бумага» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
Год | Количество занятий | Кол-во | |
В месяц | в год | ||
подготовительная к школе группа | 4 | 33 | 8 – 10 |
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Общий план занятий
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение названия базовой формы;
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
- Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- повторение правил складывания.
- Практическая часть:
- показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
- вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
- текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:
«Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Формы подведения итогов реализации программы
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок детских работ.
Оценка результативности программы
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
- Научатся различным приемам работы с бумагой;
- Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
- Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Познакомятся с искусством оригами;
- Овладеют навыками культуры труда;
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Общие правила при обучении технике оригами
- Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
- Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
- Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
- Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
- Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
- Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
- После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Материалы и оборудование
- Бумага:
Непосредственно рабочая: цветная из набора
Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
- Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
- Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
- Салфетки: бумажная, тканевая.
- Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
- Кисти.
Перспективный план работы
№ п/п | Название |
Сентябрь | |
1 | Знакомство с техникой оригами |
2 | Приемы работы в технике оригами |
3 | «Мордочка собачки» |
4 | «Зайчик» |
Октябрь | |
1 | «Лисичка» |
2 | «Тюльпаны» |
3 | «Цыпленок» |
4 | «Чайка» |
5 | Мастер-класс с родителями «Цветок» |
Ноябрь | |
1 | «Лягушка» |
2 | «Рыбка» |
3 | «Подсолнух» |
4 | «Зкзотика» |
Декабрь | |
1 | «Девочка с караваем» |
2 | Картина «Сердечки» |
3 | «Волшебная палочка» |
4 | «Новогодняя елка» |
Январь | |
1 | «Рамка со снежинками» |
2 | «Котенок» |
3 | «Подставка» |
4 | «Корзинка» |
Февраль | |
1 | «Машинка» |
2 | «Яхта» |
3 | «Самолет» |
4 | «Звезда» |
Март | |
1 | «Цветок» |
2 | «Цветочная восьмерка» |
3 | «Храм» |
4 | «Лучики солнца» |
Апрель | |
1 | |
2 | «Ракета» |
3 | «Парусная регата» |
4 | «Подснежники» |
Май | |
1 | «Звезда» |
2 | «Анютины глазки» |
3 | «Дельфины» |
4 | «Солнечный цветок» |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
работы кружка «Весёлый комочек»
(пластилинография)
с детьми младшего дошкольного возраста.
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Актуальность.
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Природа наделила человека зрением - бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Но как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? Для того чтобы работа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо тщательно выбирать формы работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды.
Работая с детьми, имеющими зрительные нарушения, мы заметили, что у них слабо развита зрительно-моторная координация и сенсорное восприятие, также недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребенка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребенка с окружающей средой и практическое ее освоение.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Весёлый комочек”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Программа работы кружка пластилинографии «Весёлый комочек» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Цель коррекционной работы:
развитие осязания и мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Задачи:
- формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии ;
- закреплять умение работать на заданном пространстве;
- закрепить приёмы лепки;
- развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
- развивать внимание, памяти, речи, мышления;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Этапы кружковой работы с детьми:
• опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей;
• изучение методических рекомендаций;
• создание условий для проведения кружковой работы;
• подведение итогов.
Предполагаемые результаты работы:
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Материал:
1. Плотный цветной картон.
2. Цветной пластилин.
3. Доска для лепки.
4. Салфетка для рук.
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
Вторая младшая группа (первый год обучения).
№ | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь | ||
1. | «Разноцветные шары» |
|
2 | «Бусы из рябины» |
|
Октябрь | ||
3. | «Помидорки для засолки» |
|
4. | «Собираем яблоки» |
|
5. | «Ягоды тайги» |
|
6. | «Грибочки наших лесов» |
|
7. | «Деревья с наших краев» |
|
Ноябрь | ||
8. | «Птицы Югры» |
|
9. | «Ёжик» |
|
10. | «Клубочки для котёнка» |
|
11. | «Вырастала ёлка на горе» |
|
Декабрь | ||
12. | «Вырастала ёлка на горе» (продолжение) |
|
13. | «Снеговик» |
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. |
14. | «Снеговик» продолжение |
|
15. | «Украсим ёлочку новогодними игрушками». |
|
Январь | ||
16. | «Украсим Кате чашку» |
|
17. | «Рыбки в аквариуме» |
|
18. | «Рыбки в аквариуме» (продолжение) |
|
Февраль | ||
19. | «Украсим торт» |
|
20. | «Мы делили апельсин» |
|
21. | «Утка с утятами» |
|
22. | «Мышка-норушка и золотое яичко» |
|
Март | ||
23. | «Украсим платье Кате» |
|
24 | «Веточка мимозы в подарок маме» |
|
25. | «Украсим туфельку» |
|
26. | «Вышла курочка гулять» |
|
Апрель | ||
27. | «Самолёт летит» |
|
28. | «Разноцветный светофорчик». |
|
29. | «Улитка, улитка выпусти рога». |
|
30. | «Черепаха» |
|
Май | ||
31. | «На лугу» насекомые |
|
32. | «Цветик-семицветик» |
|
33. | «Радуга-дуга» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» на 2013-2014 учебный год
Кружок «Азбука безопасности» нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности з...
Программа дополнительного образования детей по хореографии на 2015-2016г. танцевальный кружок «Малинки»
Предмет «Хореография» является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введенных в дошкольном образовательном учреждении.Цель программы: формирование знаний в области хореографической культу...
Рабочая программа дошкольного образования Подготовительная группа на 2014-2015 учебный год
Программа разработана в соответствии с учётом ФГОС....
Рабочая программа дошкольного образования Средняя группа на 2014-2015 учебный год
Программа разработана с учётом ФГОС....
Рабочая образовательная программа дошкольного образования группы «Лучик» на 2014 - 2015 учебный год
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования группы «Колобок». Срок реализации - 2014-2015 учебный год. Целевая аудитория: Воспитанники группы общеразвивающей направленности 4-5 лет....
Примерная программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по развитию ручной умелости «Пластилиновое чудо» на 2018 -2019 учебный год Руководитель: Федак Татьяна Васильевна
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов....
ПРОГРАММА дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно- творческой деятельности «Пластилиновое чудо» на 2018-2019 учебный год
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия п...