Конспект ООД в подготовительной группе "Войлок: вчера, сегодня, завтра"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с одним из традиционных занятий башкир – валянием войлока, его предназначением в быту. Учить детей знать характерные особенности войлока, войлочных изделий, в сравнении с другими изделиями из шерсти. Активизировать употребление в речи название материала; учить подбирать прилагательные к существительному. Продолжать учить составлять рассказ по мнемосхеме. В процессе валяния научить строго соблюдать последовательность действий. Воспитывать интерес к традиционным ремеслам башкир; в процессе валяния оказывать друг другу помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Алёнушка»
Непосредственная образовательная деятельность
в подготовительной группе
«Войлок. Вчера и сегодня»
Провела: Узянбаева Гульбика Ахметовна
Сибай, 2013г.
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с одним из традиционных занятий башкир – валянием войлока, его предназначением в быту. Учить детей знать характерные особенности войлока, войлочных изделий, в сравнении с другими изделиями из шерсти. Активизировать употребление в речи название материала; учить подбирать прилагательные к существительному. Продолжать учить составлять рассказ по мнемосхеме. В процессе валяния научить строго соблюдать последовательность действий. Воспитывать интерес к традиционным ремеслам башкир; в процессе валяния оказывать друг другу помощь.
Предварительная работа: беседа с детьми об овцеводстве, быте и ремеслах башкир. Экскурсия в Сибайский историко-краееведческий музей; магазин Баймакского пимокатного цеха. Рисование предметов одежды и быта башкир. Чтение башкирских народных сказок «Кто сильнее?», «Аминбек», «Жадный богач и Зиннят агай». Прослушивание башкирских народных песен «Буранбай», «Кара юрга», «Сынрау торна». Ознакомление с пословицами «Дерево красно плодами – а человек делами», про войлок и труд.
Оборудование: мнемосхема, мольберт, указка, клеенка п/эт, салфетка, сетка, шерсть нарезанная, жидкое мыло в чашечках, фартуки, большое полотенце, таз с водой, лейка. Для выставки: войлок, художественный войлок – ковер, валенки, носки, шапки, стельки, юрта, бахилы. ТСО: экран, проектор.
Ход:
- Я вас приглашаю посетить музей, а какой, мы узнаем после того, как отгадаем загадку:
Мама в кудряшках,
Сыночек в кудряшках.
В поле душистые ищут всё травы.
Только сынок умчался в лесок
Мамочка тут же «Где-е-е ты сынок?»
- Ну-ка посмотрим отгадали или нет?
Воспитатель убирает ширму. Выставка изделий.
- Кто скажет, как же называется этот музей? (Музей изделий из шерсти)
- Испокон веков кочевые народы, в том числе и башкиры, разводили овец. Кто ответит, для чего они их разводили? Для чего нужна была шерсть?
- Верно, шерсть обрабатывали разными способами. Из нее пряли пряжу, вязали одежду. Кто мне подскажет, что можно связать из шерсти? ( носки, шарфы, варежки)
- Какие могут быть носки? Варежки? Шарфы? (подбор прилагательных)
- Про следующий экспонат можно сказать, не мытьем – так катаньем. Что же еще можно было изготовить из шерсти? (валенки)
- Для кого они изготавливаются? В какое время года носят валенки? Кто скажет, для чего нужны валенки? Почему зимой носят именно валенки? Может быть, можно ходить в носках?
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру и назвать, чем отличаются носки от валенок. Нужно разделиться на 2 команды. Команды по очереди называют отличия.
1. Прочные – непрочные
2. Скатанные (свалянные) – связанные
3. Плотные – с дырочками
4. Можно ходить по снегу – только в помещении
- А чем они похожи? (из шерсти, теплые)
- В наше время из шерсти еще изготавливают стельки, бахилы, сапоги, шапки для бани.
- Я вам предлагаю посмотреть фильм о том, как в древние времена и до сих пор изготавливаю валенки.
Фильм.
- Очень интересно. Но у нас в музее остался еще один экспонат. В давние времена люди валяли вот такие куски войлока. Как вы думаете, для чего они нужны были в те далекие времена? (для покрытия стен и пола юрты, делали коврики, одежду)
- Верно, вот у нас есть юра, которая покрыта войлоком. А для чего юрту покрывали войлоком? (сохраняет тепло, жару не пропускает)
- Посмотрите, какой красивый ковер сваляла мастерица! А вам интересно как в древности как в древности и сейчас валяют войлок? Тогда пройдите в наш кинозал.
- Шерсть сначала состригали специальными большими ножницами.
- Состриженную шерсть трепали и она становилась мягкой, пушистой.
- Затем её раскладывали на холстине слоями в разных направлениях.
- Поливали горячей водой.
- Накручивали на палку и катали. Если войлок был большой, значит это делали сразу несколько женщин. Катали долго, примерно 2 часа.
- Готовые изделия раскладывали и сушили, получался теплый войлок.
- А сейчас я вам предлагаю самим попробовать свалять коврик. Но сначала давайте попробуем рассказать о том, как мы его будем валять.
Составление рассказа по мнемосхеме.
- Вот наша шерсть, она сострижена, расчесана, потрепана. Вот холстина. Что затем нужно сделать?
- Разложить слоями в разных направлениях. После того, как всю шерсть разложили, следующий значок подсказывает нам, что нужно сделать? (намочить водой)
- Теперь я подскажу вам, что нужно накрыть сеткой и намылить. Мыло у нас жидкое, значит, его нужно вылить.
- Сейчас, посмотрев на следующий значок, попробуйте сами сказать, что нужно сделать? (круговыми движениями рук тереть)
- Кто хочет рассказать порядок работы? (1 -2 ребенка рассказывают порядок)
- Всем понятно? Тогда пройдите, наденьте фартуки для работы, помогите друг другу.
- А для того, чтобы у нас получились отличные коврики нужно размять пальчики:
Вот мостик горбатый,
Барашек рогатый,
На мостике встретил он серого братца.
Барашек с барашком
Стали бодаться.
Бодались, бодались,
Сражались ,сражались.
И в речке глубокой они оказались.
- А сейчас пройдите на рабочие места.
Звучит музыка.
После валяния предлагаю смыть мыло ( дети несут и стирают бережно свои изделия, раскладывают на полотенце для просушки, моют руки)
- Ребята, расскажите мне, какие у вас получились коврики? (войлочные, разные, красивые и т. д.)
- Замечательные получились коврики, а на следующем занятии мы украсим их башкирским орнаментом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-562491-1421177527.jpg)
Конспект НОД по математике в средней группе "Вчера, сегодня, завтра"
Данное занятие рассчитано на средний дошкольный возраст. Оно предусматривает работу с детьми по ознакомлению с частями суток, продолжают учиться количественному и порядковому счету. Развивает память, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/16/picture-654397-1439742901.jpg)
Конспект лекции музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ по теме: «ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ» (из опыта работы)
Праздники – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребенка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-671992-1442946506.jpg)
Конспект занятия «Деньги вчера, сегодня, завтра»
Знакомство с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, денежными единицами разных стран...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/05/picture-442971-1417797916.jpg)
Конспект занятия познакомить детей с моделью «Вчера, сегодня, завтра».
Цель: познакомить детей с моделью «Вчера, сегодня, завтра».Оборудование: Модель. (Это плоскостная модель – в виде ленты, которая разделена на три отрезка времени: вчера, сегодня, завтра. Каждый ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/29/picture-305901-1695988176.png)
Конспект занятия "Порядковый и количественный счёт. Вчера, сегодня, завтра"
Занятия расчитано для детей средней группы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/17/picture-1050042-1534529396.jpg)
Конспект образовательной деятельности по математике "Вчера, сегодня, завтра" (средний дошкольный возраст)
Задачи:Образовательные:Упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5.Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (...