Опыт работы "Воспитание этики поведения у воспитанников старшего возраста"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Актуальность проблемы нравственного воспитания и этики поведения у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_pronyaginoy_e.v.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

 «Воспитание этики поведения у воспитанников старшего возраста»

Воспитатель МАДОУ «Детский сад №11 «Семицветик»

Актуальность проблемы нравственного воспитания и этики поведения у детей дошкольного возраста

 

Огромное внимание этой проблеме уделяли К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, О.А. Соколова, А.М. Виноградова, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, В.И. Логинова , П.Г.Саморукова, М.Э. Вайнер, В.А. Петровский и др. А  я попыталась составить перспективный план, серию занятий по воспитанию этики  поведения.              

Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, справедливости, человечности. Французское слово «этикет» появилось в России в 18 веке, когда началось формирование российского этике. Он создался в своеобразном сочетании  русских традиций и обычаев  с западноевропейскими правилами поведения. Соблюдение этикета проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим с друзьями или незнакомыми людьми. Выполняя правила этикета, мы обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и личной жизни. Научишь ребёнка везде и во всём уважать общество  в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним, как он относится к себе и чтобы другие так же относились к нему.

 Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для  этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают  или даже наказывают.

         В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века, в ФГОСТ ДО представлены целевые ориентиры, одни из которых

  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
  • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Поэтому проблема нравственного воспитания и этики поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

 Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.  Анализируя психолого– педагогическую литературу по вопросам воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, мы выделили цель, задачи, принципы и методы нравственного воспитания.

  Формирование основ культуры у детей происходит в процессе усвоения ими основных правил этикета. По мнению И. Н. Курочкиной обучение каждому правилу проводится по своеобразному циклу, включающему четыре стадии:

- знание этикетного правила;

- осознание его разумности и необходимости;

- умение применять его практически;

- эмоциональное переживание от его выполнения.

    Также изучили классификации воспитательных методов. За основу взяли классификацию Саморуковой П.Г. и Логиновой В.И., которые разделили задачи  и методы воспитания на три группы:

 1-я группа.- Формирование нравственного сознания.

2-я группа.- Формирование нравственного поведения.

3-я группа.- Формирование нравственных чувств и отношений.

     В педагогическом процессе необходимо использовать комплекс методов нравственного воспитания, которые определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.

         Ведущая идея: создание системы работы по воспитанию этики поведения детей старшего дошкольного возраста.

 Начали мы работу с обследования особенностей поведения, сознания и чувств детей в соответствии с задачами воспитания.            

Было проведено изучение представлений дошкольников о правилах этикетного поведения. Для диагностики были использованы этикетные задачи И. Н. Курочкиной.

Цель: Изучение представлений дошкольникам о правилах этикетного поведения и осознании ими необходимости их выполнения.

Каждому ребёнку предлагаются этические задачки, которые он должен решить высказывания детей фиксируются и отражаются в показателях.

Вывод: исследование на данном этапе показало, что из группы детей высокий показатель представлений дошкольников о правилах этикетного поведения и осознания ими необходимости их выполнять составил 20%, дети обладающие средним уровнем составили 70% детей, низким уровнем – 10%.

  На основании результатов обследования особенностей поведения  детей мы поставили перед собой следующую  

цель работы: Содействовать воспитанию этики поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Работа проходила в три этапа.

1 этап - первичное восприятие материала: раскрыть представления и  сформулировать конкретные навыки этики поведения. Развивать умение ориентироваться в эмоциональном состоянии окружающих.

2 этап – повторение представлений, закрепление их при восприятии нового материала. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение; стремятся к согласованным действиям, проявляю сочувствие.

3 этап – использование представлений в новой ситуации, опираясь на сделанные ранее выводы. Дети начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаясь разобраться в их мотивах. Правильно понимают эмоциональное состояние окружающих, выражают готовность помочь.

Для более оптимального достижения нашей цели  на каждом этапе воспитания этики поведения мы поставили задачи по формированию нравственного сознания, поведения и чувств

 Задачи

1этап:  

  • Способствовать осознанию себя как человека..
  • Познакомить детей с правилами культурного поведения в группе среди детей.    
  •  Упражнять в умение самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить.
  • Воспитывать у детей доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям, желание взаимодействовать с ними.

2 этап:  

  • Уметь с помощью взрослого или самостоятельно выбрать правильную линию поведения по отношению к окружающим.
  • Обогащать способы познания. Стимулировать активность, самостоятельность детей.
  • Закреплять правила культуры поведения в действительности, проявлять к ним интерес.
  • Воспитывать внимание к эмоциональному состоянию других, проявлять сочувствие.

3 этап:  

  • Овладение разными способами и формами культурного поведения.
  • Развивать умение выражать своё отношение к поступкам сверстников, оценить их.    
  • Формировать умение сопоставлять свои действия с образцом, находить ошибки, самостоятельно следовать правилам культуры поведения.
  • Воспитание чувства самоуважения, готовности помочь.

Решая задачи по воспитанию культуры поведения у детей нашей группы, мы добиваемся единства формирования нравственного сознания, поведения, чувств и отношений, в соответствии с классификацией Саморуковой и Логиновой.

   На первом этапе  мы знакомили детей с правилами этики поведения  и общения. В организованной деятельности читали специальные рассказы, стихотворения, организовывали беседы, рассматривали иллюстрации. Чтение и обсуждение произведения Цветик – Семицветик вызвало большую активность. Дети правильно решили, что Женя поступила неправильно, истратив все шесть первых лепестков на свои цели.

Обычно после занятия, рассматривания и обсуждения ситуации, чтения сказки, рассказа мы даем детям бумагу и изобразительные средства, и просим нарисовать наиболее запомнившиеся моменты из рассказа.

  Широко используется чтение и анализ художественного произведений. «Азбука вежливости» Л.Васильева-Гангус. Сухомлинского В.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Барто «Помощница», и др. Литературный материал незаменим  в воспитании культуры поведения ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем  свои собственные.

     Впоследствии, когда дети поняли, что такое хорошо и что такое плохо, начали рассуждать, доказывать свою точку зрения, мы перешли ко второму этапу работы.  

 На данном этапе мы стали широко использовать упражнения и проблемные ситуации и игры, где дети закрепляют усвоенные правила этики поведения, дети совместно с нами разработали разнообразные правила поведения: в группе, на прогулке, в игре. Эти правила озвучены детьми и в последствии, наблюдали контролирование выполнения правил самими детьми. Например, один раз Дима обидел, толкнул Алину С., потом Коля Л., Андрей С. и Данил К. подошли к Диме и объясняли ему, что он неправильно поступил: «Ты поступил, как невоспитанный мальчик, девочек обижать нельзя». Причем радует, что дети часто на агрессию реагируют словами, а не ответными грубыми действиями.

    Как говорилось ранее, мы широко на этом этапе используем упражнения в организованной деятельности и в повседневной жизни детей.

     Приведем примеры упражнений:

  • Встают мальчики, когда заходят девочки;
  • Ребенка посылаем  с поручением в другую группу – упражнение в вежливых словах.

В работе с детьми мы используем игры и игровые приемы. 

 Предпочтение также дети отдают сюжетно-ролевым играм, в которых изображают всё, что, видят в окружающей жизни: быт и труд людей, их взаимоотношения и события. В игре дети удовлетворяют своё стремление стать участниками жизни взрослых: с увлечением воспитывают дочек (как это делает мама), лечат их (как врач), учат их в школе (как учительница), строят дома (как строители)

Ценность сюжетно-ролевой игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию; он намеренно ведет себя так, как этого требует роль.

   Играя в дидактические игры, типа лото, домино, дети должны соблюдать правила: выигрывает тот, кто, действует по законам игр (первым заполнит свою карту или первым придет к финишу). Такие игры учат участников умению действовать по правилу.  Коллективные дидактические игры помогают детям  преодолевать развитие упрямства, нетерпеливости, создают условия для приобретения детьми навыков выдержки и самообладания, приучают детей к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимоответственности: «Цепочка слов», «Мяч по кругу»,  «Составь рассказ», «Вежливый ручеек» и другие.

     Например: когда начали вводить игру «Цепочка слов» у детей получался лишь набор слов, а со временем из цепочки слов стал составляться рассказ.

        Подвижные игры также требуют выполнения правил: бежать только по сигналу, не наступать на черту, тот, кого водящий «запятнает», становится сам водящим и т.п. Во время таких игр у детей воспитываются: внимание, выдержка, дисциплинированность умение взаимодействовать друг с другом.

   В играх парами лучше, если в паре с активным ребенком будет ребенок застенчивый. Участвуя в подобных играх, дети вырабатывают такие качества, как выдержка, сосредоточенность, самоконтроль, необходимые для становления произвольного поведения: «Собери картинку», «Латаем ковер»  и другие.

      Наблюдая за поведением детей в играх, отмечаем, что они стали проявлять больше умения, сдержанности и самостоятельности в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей.

    В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по воспитанию этики поведения у детей, опираясь главным образом, на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на занятия.

В утренние часы создаются благоприятные условия для общения с детьми.  В нашей группе стало традицией перед завтраком собираться всем вместе в круг, и дети называют месяц, день недели и число. Мы интересуемся здоровьем и настроением детей, предлагаем всем посмотреть друг на друга и пожелать всем: «Доброе утро!» и рассказать о добрых поступках вчерашнего дня.

Ежедневно мы предусматриваем труд для всех детей группы и для каждого в отдельности. В самообслуживании мы используем умения детей для организации взаимопомощи и воспитания моральных норм (помочь завязать шарф, научить завязывать шнурки, навести порядок).

Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить их практический опыт культуры поведения, углубить знания и моральные представления, чувства и отношения.

Развивающая предметно – пространственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

 При её создании мы опирались на:

  • особенности развития детей 5-6 ого года жизни;
  • требования ООП и ФГОС ДО;
  • принципы создания предметно - развивающей среды;
  • рекомендации Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой.

Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы по воспитанию культуры поведения детей.

Расстановка столов, секционных шкафов, стеллажей, полочек, витрин, а также размещение игрушек, учебных пособий производилось таким образом, чтобы дети могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал; играть, не мешая,  друг другу. Можно сделать вывод, что в группе предметно – развивающая среда мобильна, многофункциональна, насыщенная, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для разностороннего развития и нравственного воспитания каждого ребёнка.

 Родители являются участниками  образовательного  процесса.

Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в д/с и поддержание контакта с семьёй. Прежде всего, этой цели служит родительский уголок, в котором отражена информация деятельности работы с детьми.

При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показательных мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности, направленной на воспитание культуры поведения детей.

           Исходя из наших наблюдений в настоящее время, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс воспитания  ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в этой работе необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.

        Диапазон личного вклада педагога в развитие образования, степень его новизны, адресность, возрастосообразность, новизна и значимость работы .

        Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты. В мае 2016 года нами была проведено обследование представлений дошкольников о правилах этикетного поведения по методике И. Н. Курочкиной.

Видна положительная динамика в освоении представлений дошкольников о правилах этикетного поведения. Дети стали больше общаться друг с другом; самостоятельно следовать правилам этики поведения; научились давать оценку своим поступкам и поступкам сверстников; стали эмоционально - отзывчивее и доброжелательнее.

  Результатами проделанной работы стали:

  • Повышение формирования нравственных представлений, суждений, оценок.
  • Повышение уровня овладения детьми нормами и правилами поведения.
  • Развитие культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности.

Итак, главным результатом нашей работы стало повышение уровня развития и воспитания этики поведения детей нашей группы.

 Перспективы работы следующие:

  • Продолжать работу по воспитанию культуры поведения.
  • Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами  по данному вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по гендерному развитию детей старшего возраста

Представляю вашему вниманию презентацию по гендерному развитию детей старшего возраста. Практические советы, литература, фото....

«Земля в опасности» для воспитанников старшего возраста.

углублять экологические знания детей, формировать ответственное отношение к своему земному дому, развивать определённые нормы и социально- значимые мотивы поведения, воспитывать чувственное отношение ...

Опыт "Воспитание основ экологической культуры детей старшего возраста"

В статье обощен опыт работы с дошкольникова по пропаганде основ экологической культуры, любви к природе....

Педагогический опыт на тему: "Формирование у детей старшего возраста навыка безопасного поведения через ознакомление с правилами ПДД"

В данном материале показана работа МБДОУ № 151 г. Оренбурга об обучении детей правилам дорожного движения, в ходе которого педагог поделился опытом своей проделанной работы....

Формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста

В связи с этим проблема формирования  этики поведения у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость, так как культура чело...

Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».

Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарт...

Опыт работы по сенсорному развитию воспитанников раннего возраста средствами дидактических игр

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта  малыша.    Важн...