Опыт работы "Воспитание этики поведения у воспитанников старшего возраста"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Актуальность проблемы нравственного воспитания и этики поведения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_pronyaginoy_e.v.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему:
«Воспитание этики поведения у воспитанников старшего возраста»
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №11 «Семицветик»
Актуальность проблемы нравственного воспитания и этики поведения у детей дошкольного возраста
Огромное внимание этой проблеме уделяли К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, О.А. Соколова, А.М. Виноградова, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, В.И. Логинова , П.Г.Саморукова, М.Э. Вайнер, В.А. Петровский и др. А я попыталась составить перспективный план, серию занятий по воспитанию этики поведения.
Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, справедливости, человечности. Французское слово «этикет» появилось в России в 18 веке, когда началось формирование российского этике. Он создался в своеобразном сочетании русских традиций и обычаев с западноевропейскими правилами поведения. Соблюдение этикета проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим с друзьями или незнакомыми людьми. Выполняя правила этикета, мы обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и личной жизни. Научишь ребёнка везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним, как он относится к себе и чтобы другие так же относились к нему.
Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века, в ФГОСТ ДО представлены целевые ориентиры, одни из которых
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Поэтому проблема нравственного воспитания и этики поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования. Анализируя психолого– педагогическую литературу по вопросам воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, мы выделили цель, задачи, принципы и методы нравственного воспитания.
Формирование основ культуры у детей происходит в процессе усвоения ими основных правил этикета. По мнению И. Н. Курочкиной обучение каждому правилу проводится по своеобразному циклу, включающему четыре стадии:
- знание этикетного правила;
- осознание его разумности и необходимости;
- умение применять его практически;
- эмоциональное переживание от его выполнения.
Также изучили классификации воспитательных методов. За основу взяли классификацию Саморуковой П.Г. и Логиновой В.И., которые разделили задачи и методы воспитания на три группы:
1-я группа.- Формирование нравственного сознания.
2-я группа.- Формирование нравственного поведения.
3-я группа.- Формирование нравственных чувств и отношений.
В педагогическом процессе необходимо использовать комплекс методов нравственного воспитания, которые определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Ведущая идея: создание системы работы по воспитанию этики поведения детей старшего дошкольного возраста.
Начали мы работу с обследования особенностей поведения, сознания и чувств детей в соответствии с задачами воспитания.
Было проведено изучение представлений дошкольников о правилах этикетного поведения. Для диагностики были использованы этикетные задачи И. Н. Курочкиной.
Цель: Изучение представлений дошкольникам о правилах этикетного поведения и осознании ими необходимости их выполнения.
Каждому ребёнку предлагаются этические задачки, которые он должен решить высказывания детей фиксируются и отражаются в показателях.
Вывод: исследование на данном этапе показало, что из группы детей высокий показатель представлений дошкольников о правилах этикетного поведения и осознания ими необходимости их выполнять составил 20%, дети обладающие средним уровнем составили 70% детей, низким уровнем – 10%.
На основании результатов обследования особенностей поведения детей мы поставили перед собой следующую
цель работы: Содействовать воспитанию этики поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Работа проходила в три этапа.
1 этап - первичное восприятие материала: раскрыть представления и сформулировать конкретные навыки этики поведения. Развивать умение ориентироваться в эмоциональном состоянии окружающих.
2 этап – повторение представлений, закрепление их при восприятии нового материала. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение; стремятся к согласованным действиям, проявляю сочувствие.
3 этап – использование представлений в новой ситуации, опираясь на сделанные ранее выводы. Дети начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаясь разобраться в их мотивах. Правильно понимают эмоциональное состояние окружающих, выражают готовность помочь.
Для более оптимального достижения нашей цели на каждом этапе воспитания этики поведения мы поставили задачи по формированию нравственного сознания, поведения и чувств
Задачи
1этап:
- Способствовать осознанию себя как человека..
- Познакомить детей с правилами культурного поведения в группе среди детей.
- Упражнять в умение самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить.
- Воспитывать у детей доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям, желание взаимодействовать с ними.
2 этап:
- Уметь с помощью взрослого или самостоятельно выбрать правильную линию поведения по отношению к окружающим.
- Обогащать способы познания. Стимулировать активность, самостоятельность детей.
- Закреплять правила культуры поведения в действительности, проявлять к ним интерес.
- Воспитывать внимание к эмоциональному состоянию других, проявлять сочувствие.
3 этап:
- Овладение разными способами и формами культурного поведения.
- Развивать умение выражать своё отношение к поступкам сверстников, оценить их.
- Формировать умение сопоставлять свои действия с образцом, находить ошибки, самостоятельно следовать правилам культуры поведения.
- Воспитание чувства самоуважения, готовности помочь.
Решая задачи по воспитанию культуры поведения у детей нашей группы, мы добиваемся единства формирования нравственного сознания, поведения, чувств и отношений, в соответствии с классификацией Саморуковой и Логиновой.
На первом этапе мы знакомили детей с правилами этики поведения и общения. В организованной деятельности читали специальные рассказы, стихотворения, организовывали беседы, рассматривали иллюстрации. Чтение и обсуждение произведения Цветик – Семицветик вызвало большую активность. Дети правильно решили, что Женя поступила неправильно, истратив все шесть первых лепестков на свои цели.
Обычно после занятия, рассматривания и обсуждения ситуации, чтения сказки, рассказа мы даем детям бумагу и изобразительные средства, и просим нарисовать наиболее запомнившиеся моменты из рассказа.
Широко используется чтение и анализ художественного произведений. «Азбука вежливости» Л.Васильева-Гангус. Сухомлинского В.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Барто «Помощница», и др. Литературный материал незаменим в воспитании культуры поведения ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
Впоследствии, когда дети поняли, что такое хорошо и что такое плохо, начали рассуждать, доказывать свою точку зрения, мы перешли ко второму этапу работы.
На данном этапе мы стали широко использовать упражнения и проблемные ситуации и игры, где дети закрепляют усвоенные правила этики поведения, дети совместно с нами разработали разнообразные правила поведения: в группе, на прогулке, в игре. Эти правила озвучены детьми и в последствии, наблюдали контролирование выполнения правил самими детьми. Например, один раз Дима обидел, толкнул Алину С., потом Коля Л., Андрей С. и Данил К. подошли к Диме и объясняли ему, что он неправильно поступил: «Ты поступил, как невоспитанный мальчик, девочек обижать нельзя». Причем радует, что дети часто на агрессию реагируют словами, а не ответными грубыми действиями.
Как говорилось ранее, мы широко на этом этапе используем упражнения в организованной деятельности и в повседневной жизни детей.
Приведем примеры упражнений:
- Встают мальчики, когда заходят девочки;
- Ребенка посылаем с поручением в другую группу – упражнение в вежливых словах.
В работе с детьми мы используем игры и игровые приемы.
Предпочтение также дети отдают сюжетно-ролевым играм, в которых изображают всё, что, видят в окружающей жизни: быт и труд людей, их взаимоотношения и события. В игре дети удовлетворяют своё стремление стать участниками жизни взрослых: с увлечением воспитывают дочек (как это делает мама), лечат их (как врач), учат их в школе (как учительница), строят дома (как строители)
Ценность сюжетно-ролевой игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию; он намеренно ведет себя так, как этого требует роль.
Играя в дидактические игры, типа лото, домино, дети должны соблюдать правила: выигрывает тот, кто, действует по законам игр (первым заполнит свою карту или первым придет к финишу). Такие игры учат участников умению действовать по правилу. Коллективные дидактические игры помогают детям преодолевать развитие упрямства, нетерпеливости, создают условия для приобретения детьми навыков выдержки и самообладания, приучают детей к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимоответственности: «Цепочка слов», «Мяч по кругу», «Составь рассказ», «Вежливый ручеек» и другие.
Например: когда начали вводить игру «Цепочка слов» у детей получался лишь набор слов, а со временем из цепочки слов стал составляться рассказ.
Подвижные игры также требуют выполнения правил: бежать только по сигналу, не наступать на черту, тот, кого водящий «запятнает», становится сам водящим и т.п. Во время таких игр у детей воспитываются: внимание, выдержка, дисциплинированность умение взаимодействовать друг с другом.
В играх парами лучше, если в паре с активным ребенком будет ребенок застенчивый. Участвуя в подобных играх, дети вырабатывают такие качества, как выдержка, сосредоточенность, самоконтроль, необходимые для становления произвольного поведения: «Собери картинку», «Латаем ковер» и другие.
Наблюдая за поведением детей в играх, отмечаем, что они стали проявлять больше умения, сдержанности и самостоятельности в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей.
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по воспитанию этики поведения у детей, опираясь главным образом, на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на занятия.
В утренние часы создаются благоприятные условия для общения с детьми. В нашей группе стало традицией перед завтраком собираться всем вместе в круг, и дети называют месяц, день недели и число. Мы интересуемся здоровьем и настроением детей, предлагаем всем посмотреть друг на друга и пожелать всем: «Доброе утро!» и рассказать о добрых поступках вчерашнего дня.
Ежедневно мы предусматриваем труд для всех детей группы и для каждого в отдельности. В самообслуживании мы используем умения детей для организации взаимопомощи и воспитания моральных норм (помочь завязать шарф, научить завязывать шнурки, навести порядок).
Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить их практический опыт культуры поведения, углубить знания и моральные представления, чувства и отношения.
Развивающая предметно – пространственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
При её создании мы опирались на:
- особенности развития детей 5-6 ого года жизни;
- требования ООП и ФГОС ДО;
- принципы создания предметно - развивающей среды;
- рекомендации Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой.
Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы по воспитанию культуры поведения детей.
Расстановка столов, секционных шкафов, стеллажей, полочек, витрин, а также размещение игрушек, учебных пособий производилось таким образом, чтобы дети могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал; играть, не мешая, друг другу. Можно сделать вывод, что в группе предметно – развивающая среда мобильна, многофункциональна, насыщенная, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для разностороннего развития и нравственного воспитания каждого ребёнка.
Родители являются участниками образовательного процесса.
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в д/с и поддержание контакта с семьёй. Прежде всего, этой цели служит родительский уголок, в котором отражена информация деятельности работы с детьми.
При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показательных мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности, направленной на воспитание культуры поведения детей.
Исходя из наших наблюдений в настоящее время, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс воспитания ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в этой работе необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования, степень его новизны, адресность, возрастосообразность, новизна и значимость работы .
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты. В мае 2016 года нами была проведено обследование представлений дошкольников о правилах этикетного поведения по методике И. Н. Курочкиной.
Видна положительная динамика в освоении представлений дошкольников о правилах этикетного поведения. Дети стали больше общаться друг с другом; самостоятельно следовать правилам этики поведения; научились давать оценку своим поступкам и поступкам сверстников; стали эмоционально - отзывчивее и доброжелательнее.
Результатами проделанной работы стали:
- Повышение формирования нравственных представлений, суждений, оценок.
- Повышение уровня овладения детьми нормами и правилами поведения.
- Развитие культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности.
Итак, главным результатом нашей работы стало повышение уровня развития и воспитания этики поведения детей нашей группы.
Перспективы работы следующие:
- Продолжать работу по воспитанию культуры поведения.
- Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по данному вопросу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по гендерному развитию детей старшего возраста
Представляю вашему вниманию презентацию по гендерному развитию детей старшего возраста. Практические советы, литература, фото....
«Земля в опасности» для воспитанников старшего возраста.
углублять экологические знания детей, формировать ответственное отношение к своему земному дому, развивать определённые нормы и социально- значимые мотивы поведения, воспитывать чувственное отношение ...
Опыт "Воспитание основ экологической культуры детей старшего возраста"
В статье обощен опыт работы с дошкольникова по пропаганде основ экологической культуры, любви к природе....
Педагогический опыт на тему: "Формирование у детей старшего возраста навыка безопасного поведения через ознакомление с правилами ПДД"
В данном материале показана работа МБДОУ № 151 г. Оренбурга об обучении детей правилам дорожного движения, в ходе которого педагог поделился опытом своей проделанной работы....
Формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста
В связи с этим проблема формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость, так как культура чело...
Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».
Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарт...
Опыт работы по сенсорному развитию воспитанников раннего возраста средствами дидактических игр
Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Важн...