Журнал педагогического обследования индивидуального развития детей
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Педагогическая диагностика. Оценка индивидуального развития ребенка в ходе реализации Программы производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Принципы педагогической диагностики. Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому. Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил, среди которых:
- соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых;
- фиксация всех проявлений личности ребенка;
- сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей;
- перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики;
- постоянный самоконтроль педагога за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает оценку общего уровня развития ребенка. Для этого необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы:
- не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;
- учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;
- обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается:
- в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);
- в безопасности для испытуемого применяемых методик;
- в доступности для педагога диагностических процедур и методов;
- во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Проведение педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре-октябре и апреле-мае). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности создаются диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Данные по обследованию детей будут не только характеризовать промежуточные результаты освоения Программы, но и являются исходным ориентиром для построения образовательной работы с дошкольниками в следующей возрастной группе. Обязательным требованием к построению педагогической диагностики является использование только тех методов (непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение), применение которых позволяет получать необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту - протокол. Критерии, инструментарий и форма протокола используется в соответствии с реализуемыми программами по всем образовательным областям.
По результатам диагностики составляется индивидуальный маршрут развития ребенка в целях поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Журнал педагогического обследования индивидуального развития детей | 272.86 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Медико - педагогическое обследование физического развития детей с нарушениями осанки"
Статья - презентация иллюстрирующая обследование физического развития детей дошкольного возраста....
Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет
Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет по пяти образовательным областям...
Педагогический мониторинг индивидуального развития детей по направлению «Музыка»
Цель: Изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры в старшем возрасте....
Электронные пособия как метод педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Результатом данного педагогического проекта стало создание электронных пособий в виде интерактивных дидактических игр, тестовых заданий, викторин для дошкольников как метода педагогической диагностики...
Диагностические таблицы результатов психолого-педагогического обследования познавательного развития детей с ОВЗ 3-4 лет по методике Е.А. Стребелевой
В данном материале представлены сводные таблицы результатов психолого-педагогического обследования познавательного развития детей с ОВЗ 3-4 лет за учебный год...
Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика педагогического процесса индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта ...
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в разновозрастной (старше-подготовительной) группе комбинированной направленности «А» «Солнышко» на средний, старший и подготовительный возраст детей.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей по Верещагиной Н.В....